Size: a a a

Капитан Арктика

2018 November 06
Капитан Арктика
Куратор Арктики может поменяться
#инфасотка #власть #вице

В правительстве ходят упорные слухи, что нынешний «начальник Арктики» тов. Трутнев может оставить арктические регионы и сосредоточиться на развитии ДВФО.

С момента назначения было видно, что тема Арктики для Трутнева чуждая. Он провел всего одно совещание, и обещанной «революции по управлению арктическими проектами» так и не случилось.

Как всегда остро стоит кадровый вопрос: кто вместо? Дело в том, что руководить госкомиссией должен чиновник не ниже уровня вице-премьера. А сейчас из всех кандидатов, которые хоть какое-то отношение имели бы к Арктике, можно назвать только Борисова. Но он по-прежнему не видит себя в роли специалиста по арктическим территориям.

Чем дальше будет тянуться эта пауза, тем хуже для всего региона. Впрочем, если тов. Рукша не сделает опрометчивых шагов, то спустя какое-то время Госкомиссия окончательно может превратиться в декоративный орган. Все вопросы по развитию Арктики будут решать в Росатоме. Жаль, поскольку Севморпуть и вывоз полезных ископаемых – это не все, что нужно стране от этого региона. И комплексные задачи по развитию северных территорий может решать только государство.
источник
2018 November 08
Капитан Арктика
Русгидро, Япония, деньги и ветер
#регионы #энергия

Русгидро отрапортовало, что новая ветровая электростанция на 900 кВт для Тикси запущена. В комплексе три ветроустановки японского производителя Komaihaltek, полученные, кстати, бесплатно.
https://t.me/caparctic/179

Ну, что касается японцев, то они и не скрывали почему они так щедры: они тестируют свое оборудование в экстремальных условиях и смотрят, как поведут себя эти ветроустановки в тяжелых условиях эксплуатации. И надеются на дальнейшие заказы.

Что касается самой станции, то заявления Русгидро о том, что станция «чистая и зелёная», не совсем корректны. Любая подобная станция должна иметь резервные мощности. Так вот, в Тикси строится ветродизельная электростанция и избежать завоза дизельного топлива все равно не удасться. Да, потребление дизеля сократится, но это не избавление от топливного северного завоза.

И самое любопытное. Депутат от Якутии Федот Тумусов справедливо замечает, что вся ветродизельная электростанция должна быть закончена в 2019 году, но Русгидро точные сроки сдачи не сообщает, как и финальную цену всего комплекса. «Ясно только, что речь идет как минимум о миллиарде рублей. Причем этот миллиард – лишь подготовка площадки».
Telegram
Капитан Арктика
​Японские деньги на ветер в Якутии
#энергия #Якутия

Японская корпорация NEDO выделит около 10 млн долларов на монтаж ветропарка из трёх ветроустановок с суммарной мощностью 900 кВт в Булунском районе Якутии. Об этом поведал ТАСС министр ЖКХ и энергетики республики тов. Саввинов. Остальные расходы по доставке, монтажу, подключению к сетям возьмёт на себя Русгидро. Строительство должно завершиться в 2021 году.

Необходимо помнить, что корпорация NEDO создана министерством промышленности Японии. Её задача – продвигать японские энергетические и индустриальные технологии. NEDO уже имеет опыт установки ветряков на Камчатке.

Получение электроэнергии с помощью ветряков – не самая экономически выгодная процедура. Ветер не заставишь дуть постоянно в одном направлении и с одной скоростью, а значит, неизбежны перепады в выработке электроэнергии. В связи с этим, кроме самих ветряков требуется ещё и дорогостоящая инфраструктура. Тем не менее в отдельных районах Якутии, которые не подключены к общей энергосистеме, установка…
источник
Капитан Арктика
Коллеги @boilerroomchannel подключились к обсуждению  возможной смены «начальника Арктики». Расклады дают интересные, но нам кажется, что Гордеева зря со счетов сбрасывают.
https://t.me/boilerroomchannel/2375
Telegram
Бойлерная
Арктика ищет нового куратора в правительстве в стане вице-премьеров.
Кто из руководства кабинета занимался или может заняться Арктикой? Борисов по линии Минобороны курировал поставки вооружений, остальное тянули Шойгу, Булгаков и Иванов. Да и сам Борисов не видит себя в роли специалиста по арктическим территориям. Силуанов – очевидно, тоже не в арктическом шорт-листе. Чуйченко как руководитель аппарата вряд ли захочет заниматься вопросами, слишком далекими от его основной сферы деятельности. Акимов тоже в стоп-листе, без него встанет цифровизация страны. С точки зрения международной обстановки регион очень непростой. Поэтому Мутко до Арктики не допустят. Остаются Козак и Гордеев, оба с Арктикой знакомы.
Чтобы Госкомиссия не превратилась в декоративный орган, поговаривают, что пока всеми вопросами будет заниматься Росатом и Минэнерго – ведомства, находящиеся в орбите Козака, а не Гордеева. Про связку Росатом-Козак уже неоднократно говорилось. Получается пока суть да дело де-факто Козак становится куратором Арктики…
источник
2018 November 09
Капитан Арктика
Архангельск в Арктике до 2035 года
#регионы #стратегия

Сегодня правительство Архангельской области одобрило проект закона о Стратегии развития Архангельской области до 2035 года.

На наш взгляд, много спорных целей и декларативных заявлений. Но в общем документ интересный, и мы всегда считали, что лучше пусть будет хоть какая-то стратегия развития региона, чем никакой.

Естественно, мы не могли не обойти вниманием все, что связано с Арктикой, и как Архангельская область мыслит себя в этом регионе. Не будем придираться к очевидным ляпам в этом документе, отметим только справедливое понимание как плюсов, так минусов для экономики региона от нахождения области в Арктической зоне.

Что же касается перспектив до 2035 года, то разработчики стратегии видят следующие перспективы:

1) Стать лидером в арктическом туризме. Проект «Архангельская область - сердце Арктики"

2) Стать воздушным арктическим хабом. Проект: «Архангельск - воздушные ворота макрорегиона и российской Арктики"

3) Стать научным центром по изучению Арктики. Проект «Субарктическая научная зона»

4) Стать крупнейшим логистическим хабом для арктической зоны России. Проект «Мегапроект по созданию транспортно-логистического комплекса", включающий в себя строительство Белкомура и нового глубоководного порта.

Формат записи в ТГ-канале не предполагает развернутой критики этих целей. Однако хотим отметить, что если заявка на научный центр освоения Арктики и развитие воздушного хаба вполне оправданы и имеют под собой основания, и именно на этих целях (на наш взгляд) стоит сосредоточиться Архангельской области, то строительство нового глубоководного порта (особенно в связке с Белкомуром) – это однозначно провальный проект, который, в угоду желанию ряда чиновников области, включили в стратегию. Впрочем, разработчики сами справедливо отмечают, что «в среднесрочной перспективе реализация подобных проектов будет сопровождаться высокими рисками и высокой стоимостью привлечения капитала, большими капитальными затратами и сроками реализации».
источник
2018 November 10
Капитан Арктика
Арктика станет нацпроектом
#власть #проект #стратегия

Правительство готовит национальный проект «Арктика» (название пока условное). Основной лоббист проекта – А.А. Кириенко из аппарата правительства (см. документ https://t.me/caparctic/540). К проекту подключаются Минприроды, Минтранс, Росатом, Росгидромет и другие ведомства.

Несмотря на название «национальный проект», пока прямого отношения к улучшению социалки и жизнедеятельности на Крайнем Севере этот проект не имеет. В основном дело крутится вокруг создания минерально-сырьевых центров. Тем не менее, инициатор проекта тов. Кириенко предполагает, что в дальнейшем это воплотится в полноценный «национальный проект» со всеми вытекающими: от указов президента до финансирования. Правда, как это будет коррелировать с другими нацпроектами, понимания пока нет.

Похоже, что проект будет курировать тов. Козак. Таким образом, у нас появляется ещё один игрок на арктической поляне.
источник
2018 November 12
Капитан Арктика
Первые 380 млн на «Лидер»
#суда #деньги

Минпромторг России объявил конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Разработка разрешительной документации для строительства ледокола-лидера проекта 10510». Максимальная стоимость контракта составляет 380 млн руб. Подать заявки можно до 29 ноября.

Проект все-таки пошёл в жизнь. То, что первый ледокол «Лидер» будет построен, уже практически не вызывает сомнений. На этот проект отказались искать частные деньги, и государство полностью профинансирует 100 млрд на строительство «царь-ледокола».

ОСК, конечно, еще побьется за необходимость отдать заказ на строительство ледокола ей, а не Роснефти. И авария с плавучим доком, где ремонтировался «Адмирал Кузнецов», ОСК только на руку. Но что-то подсказывает нам, что «Лидер» все равно будут строить на Дальнем Востоке. Средства, вложенные в «Звезду» Роснефтью, надо отбивать.
источник
2018 November 13
Капитан Арктика
Срыв указа президента на #СМП
#стратегия #ресурсы

В мае 2018 года президент Путин подписал указ №204, там среди прочих стратегических хотелок в п.15«а» значится следующее: «Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году среди прочего и развитие Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн. тонн».

Так вот, уже сегодня понятно, что 80 млн тонн к 2024 году на СМП ну никак не будет. Формально за этот пункт отвечает Минтранс, но ведомство технично ушло от ответственности, заявив, что готово обеспечить перевозку 80 млн тонн и сделает все от них зависящее, чтобы СМП функционировал как часы.

Но проблема в том, что 80 млн тон может дать только ресурсная база, которая есть в Арктике. А из всех проектов активно развивается только проекты по СПГ «Новатэка». Но даже по самым оптимистичным сценариям это только в районе 20 млн тонн. Что-то еще добавит нефть и уголь плюс доставка необходимых материалов для строительства добывающих и перерабатывающих мощностей. Больше ни у кого из арктических игроков такой активности нет. Кроме того «Восток Уголь», который декларировал 30 млн тонн угля ежегодно с 2019 года, однозначно не даст такой объем (https://t.me/caparctic/255). В общем, цифра грузооборота к 2024 году, если все будет хорошо, будет в районе 40-50 млн тонн.

Ответственным за этот срыв указа президента стараются сделать главу Минприроды тов. Кобылкина. Поскольку именно его ведомство должно обеспечить эту ресурсную базу. Именно отсюда сейчас активность Кобылкина вокруг изменения в закон «О недрах» в части поддержки разработки ТРИЗ. Эффективность нового министра, в том числе, будут оценивать по тому, как он справится с этой задачей.
Telegram
Капитан Арктика
Диксон. Уголь. Шойгу
#СМП #ресурсы

В прошлом году много шума в СМИ устроила компания «ВостокУголь». Речь шла о том, что к 2019 году в порту Диксон будет построен новый угольный терминал, и через него пойдет до 30 млн тонн арктического антрацита.

Это планов громадьё было доложено президенту, и Минтранс включил эти объемы во все свои справки. А чтобы проект пошёл наверняка, компания «ВостокУголь» взяла на подряд по вывозу угля компанию «Арктик Логистик», где единственным учредителем является Ксения Шойгу. Если верить системе «Спарк», то тов. Бугаев возглавляет оба вышеозначенных предприятия. Впрочем, разговор не об этом.

На сегодняшний день из всех планов по развитию порта Диксон  отремонтированы только два технических причала еще советских времён, через которые и была произведена первая отгрузка антрацита. Временные причалы – это громкое словосочетание, реально обозначающее бетонную дамбу, по которой перекинут транспортёр для засыпки угля в трюмы. Пока это всё.

Более того, в 2019 году порта не будет. По…
источник
Капитан Арктика
Минтранс сделал проект Плана мероприятий по развитию СМП, согласно указу Президента №204 (тот где до 80 млн тонн). Спасибо @greenserpent за документы.
источник
Капитан Арктика
источник
Капитан Арктика
источник
Капитан Арктика
источник
2018 November 14
Капитан Арктика
Мгновения арктической науки

В последнее время резко активизировалась тема научного освоения Арктики. Впрямую или косвенно, но прозвучали все ключевые игроки:

Вице-премьер Трутнев, по слухам, сосредоточится на Дальнем Востоке. Место «куратора Арктики» может остаться вакантным. В этой связи Росатом - оператор Северного морского пути - скорее заинтересован нивелировать роль Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

По линии Арктики классическим является противостояние Минприроды (Кобылкин, Тимченко) и Росатома (Рукша, Лихачёв, Кириенко).

Именно на дальневосточной «Звезде» Сечина будут строится атомные ледоколы «Лидер». Здесь поле взаимодействия Росатома и Роснефти.

ОСК, куда переходит из Питера Полтавченко, все равно будет пытаться лоббировать именно питерские верфи.

Приглядывать за научно-технологическими инициативами врио губернатора Санкт-Петербурга Беглова, в том числе по Арктике, в интересах «группы прорыва» будут вице-премьер Козак (https://t.me/scienpolicy/1807) и её член директор «ЦСР Северо-запад» Княгинин.

По арктической науке есть много пересечений Росатома с Курчатовским институтом М. Ковальчука. Он интегрирован в научный технополис ЭРА Минобороны, а вся «группа прорыва» имеет прагматичный альянс с Шойгу, в том числе как раз по Арктике.

Суда ледокольного типа требуются и науке, и армии. В нацпроекте «Наука» и госпрограмме НТР предусмотрены работы по нескольким научно-исследовательским судам. Ледокольное среди них обязательно должно быть, но скорее всего, не в первую волну.

Минобороны, конечно, тоже бы не возражало против ледокольной плавучей базы или кораблей данного класса. Разрабатывать всё это будет удобно как раз на базе технополиса «ЭРА».

РАН пытается запрыгнуть в этот состав арктической науки -  https://tass.ru/nauka/5782499.

Помимо Питера в этой сфере активно работают другие регионы.

Архангельская область приняла Стратегию по Арктике, в которой содержится проект «Субарктическая научная зона» - https://t.me/caparctic/548. В Архангельске базируется Северный (Арктический) федеральный университет, курируемый Кудриным. Он в прагматичном союзе с «группой прорыва».

С САФУ конкурирует Мурманский арктический госуниверситет. Из них либо должен быть выбран один ведущий арктический, или на базе двух можно реализовать арктический НОЦ.

Треугольник Санкт-Петербург - Архангельск - Мурманск - это основная зона напряженности по арктической тематике.

Якутия планирует открыть свой Арктический научный центр. https://tass.ru/nauka/5783157

Ямало-Ненецкий автономный округ продолжает развивать «Российский Центр освоения Арктики», который курирует министр природных ресурсов и экологии Кобылкин и патронирующий его Тимченко. Причём ЯНАО активно входит и в другие форматы. Например, в разрабатываемый совместно с Тюменской областью и ХМАО проект НОЦ.

Тематически Арктика относится к приоритетному направлению Стратегии НТР по связанности территории. Соответствующий совет возглавляет ректор МАИ Погосян - также один из важный членов «группы прорыва».

Большая проблема Арктики (и в науке также) - статус. Почти везде они идут довеском к другим сюжетам. Проект Стратегии пространственного развития не упоминает Арктику среди выделяемых макрорегионов.

По Арктике вообще недостаёт вдумчивых комплексных программ. Ходят слухи о нацпроекте «Арктика», куратором которого также будет Козак - https://t.me/caparctic/550.

Популяризация Арктики происходит спорадически. Мероприятий наподобие «Дней Дальнего Востока» просто нет.

Росмолодежь несколько лет организует форум «Арктика. Сделано в России», популяризирующий среди молодёжи работу в регионе и арктические исследования. Увы, во многом, данное мероприятие несёт на себе отпечаток многих подобных - освоение бюджетов на арктическую тематику без реального «выхлопа».

Радует, что непосредственно в арктической науке, несмотря на такое количество участников и сложность связей между ними, результат будет.
Telegram
Научно-образовательная политика
«Группа прорыва» (Кириенко и Ковальчуки) расширяет пояс прагматичных союзов. После Шойгу и Чемезова зафиксирован альянс с Козаком - https://t.me/boilerroomchannel/2319.

Важно, что Козак как вице-премьер курирует промышленность. Это позволяет окончательно сформировать и закрепить всю союзную инновационную цепочку: наука (Кириенко, Ковальчук, Котюков) - технологии (Чемезов и Ростех) - промышленное производство (плюс к ним Козак, Мантуров и Минпромторг).

Фоном развивается история про ледоколы Лидер и судостроение для Арктики, а также очень некстати случившуюся аварию плавучего дока с «Адмиралом Кузнецовым». Именно питерские верфи являются главной и единственной альтернативой дальневосточной «Звезды» Роснефти.

Сечина вообще начинают нежно, но настойчиво «оттирать» от арктической повестки.

Ключевым игроком и фактически монополистом в Арктике становится Росатом, который является оператором Северного морского пути и всерьёз обыгрывает Минприроды на аппаратном уровне.

А регионы Северо-западного федерального…
источник
Капитан Арктика
Maersk о #СМП: всё возможно. Но потом
#суда #Минтранс

Maersk разослал отчёт о прохождении по СМП в администрацию ФГУП "Администрация Севморпути". Документ попал к нам в руки, рассказываем суть.

Текст выдержан в дипломатичных выражениях. В целом, Maersk считает, что СМП может быть использован для транзита грузов из стран Юго-Восточной Азии в страны Европы. Но сейчас маршрут не готов к обслуживанию современных транспортных контейнерных линий.

Специалисты Maersk отмечают плохие условия технического обеспечения прохода судов от неточных карт ледовой обстановки до плохой связи. Отдельно критикуется отсутствие информации о ледоколах и то, что Администрация СМП не обновляет информацию о судах на маршруте в субботу и воскресенье (то есть сотрудники просто уходят домой на выходные). Вернуться к рассмотрению возможности работы контейнерных линий на СМП Maersk готов только при устранении всех этих замечаний непосредственно Администрацией СМП.

В общем, о втором Суэце с такой организацией прохода судов можно пока даже не мечтать.

https://t.me/caparctic/511
Telegram
Капитан Арктика
Не самый короткий #СМП
#суда #транзит

Сегодня контейнеровоз Maersk Line прибывает в порт Санкт-Петербурга. Шумиха вокруг этого маршрута устроена знатная. Первый контейнеровоз на СМП и всё такое. Сам Maersk очень осторожно комментировал этот проход, заявляя, что это всего лишь тестовый рейс. В это время российские СМИ из тестового прохода сделали очередной пузырь.

Итак, всех результатов мы знать не можем, но предварительные выводы сделать легко. Судно вышло из Пусана ровно месяц назад – 28 августа. Средняя скорость на СМП была 12–14 узлов. Судно шло в самое благоприятное время для прохода по СМП (угроза появления льдов в это время минимальна). И тем не менее путь получился не таким уж и коротким по времени. Если бы этот контейнеровоз прошел южным путем через Суэц, то он дошел бы до Балтики на 35–40 день. То есть даже временное преимущество не настолько велико. Напомним, что в остальное время на СМП льды, туманы и не самая хорошая погода. А скорость во льдах падает вообще до 4–8 узлов.

Что-то нам подсказывает…
источник
2018 November 16
Капитан Арктика
Главные по Арктике
#власть

Президиум Госкомиссии по Арктике обновился.

Возглавляет ее, как и положено, тов. Трутнев.

Остальной список выглядит следующим образом:
1. Кобылкин Д.Н. – министр природных ресурсов и экологии, заместитель председателя Госкомиссии;
2. Бондур В.Г. – вице-президент Российской академии наук;
3. Вахруков С.А. – заместитель секретаря Совбеза;
4. Горин Л.В. – первый зам Минфина;
5. Епифанова О.Н. – зампред Госдумы;
6. Живулин В.А. – замминистра экономического развития;
7. Иванов Т.В. – замминистра обороны;
8. Кириенко А.А. – замруководителя аппарата правительства;
9. Рукша В.В. – директор дирекции СМП ГК «Росатом»;
10. Титов В.Г. – первый замминистра МИД;
11. Цветков Ю.А. – замминистра транспорта;
12. Чернов А.В. – заместитель руководителя секретариата Трутнева (ответственный секретарь Госкомиссии по Арктике);
13. Чилингаров А.Н. – спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
источник
2018 November 18
Капитан Арктика
#Мурманск ждет свои миллиарды
#регионы #ресурсы #деньги

Прошедшая неделя была важна для Мурманской области. Ежегодная деловая неделя собрала сотни специалистов из разных стран. В этот раз много говорили об экологии, но больше – все равно о промышленности.

Теперь в СМИ пошла волна о бурном развитии региона, особенно в горнодобывающей отрасли.
Мурман есть Мурман. Удивили цифры от местного Минпрома: с 2011 по 2017 год инвестиции компаний в регион составили 165 млрд рублей.

Но громче прозвучали слова Марины Ковтун о том, что в новой редакции стратегии развития области до 2025 года (куда входит не только ГПК) заложено 140 проектов на сумму инвестиций в 950 млрд рублей. Спасибо надо сказать Мурманскому транспортному узлу, проектам «Новатэка» по перевалке СПГ и «Роснефти».

Даже если чаяния Мурманской области не оправдаются в полном объеме, регион все равно останется одним из главных объектов внимания фед.центра в Арктической зоне. Особенно в свете последних слухов о создании нацпроекта по освоению Арктики. Закон об опорных зонах (который тов. Ковтун на деловой неделе снова успела раскритиковать) будет не единственным инструментом регулирования процесса. Все так, только останется ли на своем посту МаринВасильевна?
источник
2018 November 20
Капитан Арктика
В Минприроды РФ поделились последними данными о состоянии энергетических запасов Арктики. Теперь запасы арктической зоны России составляют 55 трлн. куб. м. газа, 7,3 млрд. т. нефти и 2,7 млрд. т. газового конденсата. Однако, в ведомстве подчеркивают, что ресурсный потенциал территории в несколько раз больше. Минприроды ожидает открытия в Арктике преимущественно новые запасы газа. В ведомстве так же обеспокоены тем, что огромные российские арктические ресурсы могут быть замещены конкурентами из Австралии и США. Это произойдет, если Россия не повысит коммерческую скорость движения грузов по СевМорПути, особенно на азиатском направлении – там самые быстрорастущие рынки.
источник
Капитан Арктика
К шельфу лицом
#шельф #власть #стратегия

Важную бумагу обнародовали коллеги @greenserpent.
https://t.me/greenserpent/2123

Правительство повернулось к шельфу лицом – не только на публично громких выступлениях, но и в кулуарах.
Вопрос чрезвычайно важный. Для запуска уникальной в своем роде Приразломной потребовались поправки в нескольких федеральных документах. Централизованного и нормативного регулирования в этой области нет. А для России это непростительно. Нужно определять порядок проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов на шельфе и многие другие вопросы.

После того как правительство обозначит первые шаги, начнется самое интересное – битва лоббистов из добывающих компаний, заинтересованных в шельфе.
источник
2018 November 24
Капитан Арктика
Провальные дни Арктики в Москве
#форум #власть

В Москве завтра завершается  федеральный арктический форум «Дни Арктики в Москве».
Впрочем, итог был понятен еще до открытия форума. Нет, это, конечно, не провал, но тоска страшная. Абсолютно ничего нового сказано не было. Практически все спикеры на деловых мероприятиях показывали свои старые презентации и повторяли банальные истины про необходимость Арктики. Никого из первых лиц на мероприятии не было. Освещение в федеральных СМИ тема практически не получила.

Арктика – тема, которую президент в прошлом и этом году упоминал несколько раз и которая становилась федеральной повесткой дня, оказалась не вписана в повестку блока внутренней политики АП. Никто из «записных политологов» не получил задание прокомментировать это великое мероприятие. А медийная часть, за которую отвечало МИА «Россия сегодня», вообще оказалась полностью провалена.

И да, отвечал за форум министр природы и экологии тов. Кобылкин.
источник
2018 November 26
Капитан Арктика
В Арктику пришел Тор
#милитари

Первая партия специальных арктических ракетных комплексов «Тор-М2ДТ» поступила на вооружение российских войск в Арктике. Об этом нам сообщает Минобороны. «Тор-М2ДТ» отличается от обычного комплекса тем, что способен работать при 50-градусном морозе. Кроме того, у него улучшено гусеничное шасси, способное не только преодолевать бездорожье, но и плавать.

На наш взгляд, это самый достойный и спокойный ответ на арктические учения НАТО, которые проходили в Арктике с 25 октября по 23 ноября. Арктику нужно защищать не только потому что там наша природная кладовая. В Арктике одна из самых наших протяженных границ, которая не так хорошо прикрыта, как границы сухопутные.

https://t.me/caparctic/533
Telegram
Капитан Арктика
Арктика и военная истерия в СМИ
#милитари #нато #сми

НАТО проводит с 25 октября по 23 ноября крупные учения на Севере. Учений НАТО в этом регионе не было давно, и понятно, что они притягивают к себе пристальное внимание. Сценарий учений следующий: НАТО проводит масштабную военную операцию по освобождению незаконно оккупированной части территории Норвегии. «Агрессором» выступает выдуманная страна «Муринус», что означает в переводе с латыни «паук».
Учения, конечно же, надо рассматривать как ответ на наше усиление в Арктике.

В общем, все нормально: мы укрепляемся – они отвечают.
Но что хотелось бы отметить в связи с этим событием, так это вакханалию в российских СМИ вокруг этого события.

Мы сделали свой Топ-5 заголовков:

1. «"Соколы Трампа" спикируют на Арктику, чтобы выдавить Россию»
2. «Великобритания и НАТО готовятся к войне с Россией в Арктике»
3. «В войне за Арктику с Россией у НАТО нет шансов»
4. «НАТО соберет десятки тысяч военных вблизи России, Украина в деле»
5. «Норвегия поборется со странами Балтии…
источник
Капитан Арктика
Вообще-то у нас есть Макаровка, МГТУ в Мурманске и другие вузы. Проблема решится, если учебные заведения будут поспевать за рельными потребностями бизнеса в Арктике, а не работать по старым программам.
источник