Size: a a a

Капитан Арктика

2018 October 12
Капитан Арктика
#порты_Арктики за девять месяцев
#грузы

Грузооборот в портах Арктики продолжает расти. За 9 месяцев 2018 года в северные порты перегрузили 62,5 млн тонн грузов, что на 15% больше грузооборота аналогичного периода 2017 года. Растет перевалка сухогрузов и наливных.

В лидерах роста Мурманск (+7,5%, в основном, за счет Новатэка и его проектов), Архангельск (+20,5% за счет северного завоза, нефти и логистического центра Минобороны) и Кандалакша (+39,8%, но если посмотреть на объем, то видно, что Кандалакша перевалила всего 1,5 млн тонн – и это не системный рост, а разовая загрузка).

В общем, ничего удивительного: все пока растет за счет ТЭК и перевозок Минобороны.
источник
2018 October 15
Капитан Арктика
«Лидер» оплатит государство
#ледоколы #деньги #СМП

Итак, деньги на ледокол «Лидер» вроде как найдены. И это деньги государственные. Об этом сегодня нам сообщил «Коммерсант». Причем сумма названа даже больше той, которую прогнозировали мы (не менее 80 млрд рублей), а именно почти 100 млрд рублей за одну штуку.

Учитывая, что это первый ледокол из серии, то стоимость точно будет больше, чем озвучивается сейчас (доработки, неучтенные сложности, задержка, топливо, и т.д.).  Чисто теоретически, если будет серия, то стоимость остальных ледоколов должна снизиться, но не очень сильно. А один ледокол «Лидер» иметь в своем распоряжении бесмысленно. Надо минимум три штуки. Итого: мы имеем 3 «царь-ледокола» с ценой под 300 млрд рублей.

Как только речь заходила о проектировании «Лидера» несколько лет назад и до сего дня, говорилось о том, что частные компании должны вложиться в проект «Лидера», поскольку государство не потянет в одиночку это строительство. Как видим, на сегодня, частных инвестиций в первый ледокол серии нет (аванс Роснефти – не в счет). Вряд ли и на остальные ледоколы найдется частное финансирование. Значит, государство возьмёт расходы полностью на себя.

Напомним, что универсальный ледокол «Арктика», который сейчас строится в Питере, обходится примерно в 40 млрд рублей. Но с другой стороны, если мы хотим, чтоб наш газ и другие грузы круглогодично ходили по СМП, то без дорогущего «Лидера» нам тоже не обойтись.
источник
2018 October 16
Капитан Арктика
В «Огоньке» вышло интересное интервью с директором Росгидромета тов. Макаровым. Рекомендуем к прочтению, ибо человек не «эксперт-политолог», а реально работающий «на земле». Но одну фразу из интервью хотим процитировать здесь, поскольку и мы говорим об этом часто.

«Есть ли у России единая программа изучения Арктики?
— К сожалению, так и нет. Каждое ведомство занимается своими проблемами…»

https://www.kommersant.ru/doc/3751798
источник
Капитан Арктика
Сегодня в Петербурге открывается центр арктических компетенций на базе Макаровки. Открывает Рукша, Цветков. Пришел туда и Кучерявый.

Не понимаем, к чему он там. Макаровка – федеральный вуз. Центр компетенций будет работать на весь СМП. В чем здесь заслуга Питера и Кучерявого?
источник
Капитан Арктика
Зачем птички летят на север?
#СМП #Росатом #Арктика

Центр арктических компетенций официально открыт. Для  питерской тусовки это стало маленьким праздником – повод похвалиться перед федеральными чиновниками и показать, что Питер в теме.
На практике это оказалось, конечно, не так. Доказательством тому стало замечание тов.Кучерявого журналистам в ходе пресс-подхода: «Может, пора и про Петербург спросить?»

В целом повестка мероприятия – вопрос повышения квалификации и переобучение кадров в условиях бурного развития технологий и появления новых ледоколов. Было сказано много правильных слов как по вопросу кадров, так и освоения Арктики.

Ну а фраза тов.Рукши «Все птички летят на север делать себе детей» навсегда войдёт в анналы русской Арктики.
источник
2018 October 17
Капитан Арктика
Рукша не только о птичках
#СМП

На открытии центра арктических компетенций, кроме шуток, тов. Рукша  говорил и о своей непосредственной работе. По его мнению, основные направления для дирекции — развитие восточного направления (а именно выход в Тихий океан), активная работа с ледокольной проводкой, а также рост числа крупнотоннажных судов на СМП.

В целом основной посыл остается прежним – о конкретных планах работы дирекции до принятия закона о Росатоме говорить преждевременно. Закон, если все пойдет по плану, будет утвержден до конца года. Ждать осталось уже недолго.

Рукша считает, что 80 млн тонн по Севморпути до 2024 года — цель достижимая. Единственное, что может воспрепятствовать этому, — опять же вопросы, связанные с ледокольной проводкой.

Ледокол «Лидер», конечно, прекрасен, но его еще ждать не скоро, да и не факт, что он войдет в строй по графику. Ледокол «Арктика» уже строится с большим отставанием от сроков. А учитывая, что «Звезда» не имеет опыта строительства кораблей такого класса, то цифры, озвученные президентом, могут все-таки так и остаться на словах.
источник
2018 October 18
Капитан Арктика
Быть ли российской контейнерной арктической линии
#форум #СМП #Минтранс #Росатом

В Питере прошла очередная арктическая тусовка в рамках Транспортного форума.
Все опять-таки было предсказуемо. Тов. Князевский из Атомфлота рассказывал про величие структуры и необходимость большого количества ледоколов.

И.о. руководителя ФГБУ «Администрация Севморпути» тов. Манько что-то говорил про безопасность и усыпил зал.

Откровением стали слова начальника отдела международных транспортных коридоров Департамента инфраструктурных проектов Минвостокразвития тов. Роя о том, что это именно их департамент придумал отдать монополию на Севморпути одному игроку. Правда оговорился, что они не предполагали, что это будет Росатом.

Кстати, показывая презентацию, которая должна была убедить слушателей, что транзит по СМП нужен, автор пришел к парадоксальному выводу, что с точки зрения бизнеса идея организовать транзитные международные перевозки – бесперспективна. Поэтому Минвостокразвития вышел с инициативой учредить российскую арктическую контейнерную линию. Для ее функционирования нужно построить 4 контейнерных судна ледового класса. Как водится, предложения уже положены на стол президенту.
Судя по тому, откуда был выступающий, мы не сомневаемся, что местом строительства судов в записке указана верфь «Звезда».

Ну и еще. Представитель Минтранса тов. Козлов задал вопрос выступающим: «Вы считаете, что наделение одного из участников рынка монопольными функциями пойдет на пользу арктическим перевозкам?» Вопрос как-то повис в воздухе. Конфликт между Росатомом и Минтрансом, похоже, никуда не делся.
источник
2018 October 22
Капитан Арктика
Новая Земля готовится к освоению
#ресурсы #Росатом #суда

Павловский ГОК по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на Новой Земле начнет выпускать готовую продукцию к концу 2023 года. Глава Первой горнорудной компании (дочки Росатома) тов. Лукин обозначил сроки и добавил, что продукция пойдет на внешние рынки.

В общем-то, это не новость. Изначально было известно, что большая часть цинкового концентрата (170 тысяч тонн) уйдет странам ЕС. Практически полностью (47 тысяч тонн) свинцовый концентрат заявлен для поставки в Китай. Кстати, 47 тысяч тонн – это малые объемы в принципе, и продукция может быь доставлена до Китая буквально одним рейсом.

Все хорошо, Росатом поступательно движется к цели освоения Павловского месторождения. Только вот к логистической схеме остаются вопросы. Руководство Первой горнорудной изначально заявляло о создании отгрузочного терминала для судов дедвейтом в 8-10 тысяч тонн. Для вывоза продукции это просто нецелесообразно. Но пока заявлений о корректировке транспортной схемы проекта не прозвучало.
источник
2018 October 23
Капитан Арктика
Арктика и военная истерия в СМИ
#милитари #нато #сми

НАТО проводит с 25 октября по 23 ноября крупные учения на Севере. Учений НАТО в этом регионе не было давно, и понятно, что они притягивают к себе пристальное внимание. Сценарий учений следующий: НАТО проводит масштабную военную операцию по освобождению незаконно оккупированной части территории Норвегии. «Агрессором» выступает выдуманная страна «Муринус», что означает в переводе с латыни «паук».
Учения, конечно же, надо рассматривать как ответ на наше усиление в Арктике.

В общем, все нормально: мы укрепляемся – они отвечают.
Но что хотелось бы отметить в связи с этим событием, так это вакханалию в российских СМИ вокруг этого события.

Мы сделали свой Топ-5 заголовков:

1. «"Соколы Трампа" спикируют на Арктику, чтобы выдавить Россию»
2. «Великобритания и НАТО готовятся к войне с Россией в Арктике»
3. «В войне за Арктику с Россией у НАТО нет шансов»
4. «НАТО соберет десятки тысяч военных вблизи России, Украина в деле»
5. «Норвегия поборется со странами Балтии за первенство в устрашении России»

Мы не пацифисты и часто и много говорим о международных угрозах. Но это просто какой-то цирк. Мы все дружно стебались над западными СМИ, которые устроили истерику по поводу учений «Запад–2017». А теперь, похоже, сравнялись с ними в степени идиотизма и истерии.
источник
Капитан Арктика
Пиар Албина поражает. Не успел он загадить весь Петербург своими псевдоуправленческими качествами – просрать Зенит-Арену, не выполнить бюджет по строительству, своими шашнями с Метростроем, как его пиарщики пытаются сделать вид, что он достойная фигура на пост губернатора Мурманска. Да МаринВасильевна при всех ее косяках выше на голову этого интригана из Афонского братства, кстати, куда теперь запрещен вход правоверным православным. В общем, возникают мысли, что под Албиным загорелось и может так получиться, что под реальным следствием может оказаться он, а не мать Заполярья Ковтун.
источник
2018 October 25
Капитан Арктика
Рыбная революция на СМП
#рыба #СМП #жд

Очень интересная новость, которую пропустили практически все.

http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/24904-rosrybolovstvo-rosatom-i-rybaki-sozdadut-rabochuyu-gruppu-po-organizatsii-dostavki-ryby-s-dalnego-vostoka-po-sevmorputi

Знаете, что это означает? Если Атомфлот не сваляет дурака и предложит нормальные условия рыбакам с Дальнего Востока (потому что вопрос обратной загрузки так и не снят), то у нас может случиться небольшая логистическая революция.

Первое. В случае успешной реализации судоходной линии с Дальнего Востока через СМП в Мурманск и Санкт-Петербург железная дорога вынуждена будет снижать тарифы на перевозку рефконтейнеров, либо загрузка Транссиба снизится.

Второе. Станет актуальным создание новых рыбоперерабатывающих заводов как на внутренний рынок, так и для экспорта. С сопутствующим ростом производства рефконтейнеров и холодильников.

Ну и третье: надеемся, что потребители тоже не останутся в убытке.
источник
2018 October 26
Капитан Арктика
«Лидер» стране не нужен?
#ледоколы #ОСК

Какое интересное интервью вышло в РБК президента ОСК тов. Рахманова.

Во-первых, он честно признал, что решение о строительстве ледокола «Лидер» на Дальнем Востоке – решение политическое и что все связанные с ним риски, о которых мы неоднократно писали на нашем канале, имеют место.

Ну и второе: тов. Рахманов считает, что «Лидер» может и вовсе не понадобиться стране, поскольку «Арктика» может прекрасно справляться с проводкой судов, а стоимость этого ледокола многократно меньше.

Ну что, противоречия и обида ОСК вылезли в публичную плоскость. Передачу заказа и государственных денег на строительство «Лидера» в руки Роснефти просто так не забудут. Надо ждать продолжения.

https://www.rbc.ru/politics/25/10/2018/5bd05f7d9a79475390031f70
источник
2018 October 28
Капитан Арктика
Вечное исключение для Новатэка
#СМП #закон #суда

Правительство разрешит возить СПГ на иностранных судах по Севморпути. Когда законопроект появился, мы сразу говорили, что он не выполним в таком виде. И вот, Козак говорит о том, что для Новатэка, который уже работает с экспортом СПГ, надо сделать исключение.

Но самое интересное, что длительность срока исключения для Новатэка еще не известна. Готовы дать еще один точный прогноз: срок исключения будет очень большой. Не менее 5–7 лет. Потому что суда такого класса мы еще не научились делать. И верфь «Звезда», про которую с придыханием говорят в правительстве, освоит строительство арктических газовозов без брака и задержек еще не скоро. А значит, исключение для Новатэка станет правилом.

Зачем всерьез обсуждать закон, который потом не планируется исполнять? Может, лучше сначала создать собственный продукт в виде газовозов арктического класса, и только потом начинать разговор? Впрочем, вопрос риторический. Правительству легче ежегодно делать исключения для премиальных энергетических игроков в Арктике.
источник
2018 October 29
Капитан Арктика
Флот Минприроды, которого не будет
#деньги #стратегия #суда

Минприроды сообщило, что намерено построить 12 природоохранных судов для работы в Арктике.
«Эти планы включены в госпрограмму "Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на 2018-2025 годы" и будут выполнены к 2021 году. По существу, появится природоохранный северный флот», – сообщили РИА Новости в министерстве.

Цель похвальная, и в госпрограмме она действительно заложена. Но хотим заметить, что, вопреки обещанию министерства, к 2021 году этот флот не появится. Во-первых, в самой госпрограмме 2021 год назван сроком начала реализации проекта. Во-вторых, в проекте бюджета на 2019 год и с прогнозом на два последующих года средства на «природоохранный флот» превращаются из нулей в единицы только с 2021 года. Пока что правительство думает выделить на эти цели 545 млн рублей.

Кто будет строить, где проект, на какие деньги он будет разработан – никто пока этого не объяснил.

https://t.me/caparctic/505
Telegram
Капитан Арктика
Сколько денег получит Арктика?
#деньги #АЗРФ #порты

REGNUM сделал очень подробный разбор цифр бюджета, который планируется выделить на Арктику в 2019–2020 году.  Почитайте, достаточно интересно.

Мы процитируем следующий фрагмент материала: «Если цифра в 1 млрд 848 млн на развитие портовой инфраструктуры, которое собирается потратить правительство до 2020 года верна, то можно говорить, что все призывы президента сделать Севморпуть глобальной транспортной стратегией, останутся призывами.
Впрочем, если сосредоточиться только на развитии Сабетты и Мурманска и не реконструировать другие порты, то этой суммы будет достаточно, чтобы увеличить вывоз СПГ с Ямала и обеспечивать СПГ-танкерам нормальную ледовую проводку, но тогда надо прекратить говорить о создании "второго Суэца". Кстати, как и мечтать о создании глубоководных портов в Архангельске и Индиге».
источник
2018 October 31
Капитан Арктика
Борьба за «Лидер» не кончилась?
#суда #заводы

Неожиданным итогом инциндента с затонувшим доком, в котором ремонтировалась краса и гордость ВМФ России «Адмирал Кузнецов», может стать вопрос о месте строительства ледокола «Лидер».

ОСК начало новую кампанию по отмене предварительного решения о строительства «Лидера» на Дальнем Востоке. И интервью гендиректора ОСК в РБК, где он говорит о том, что «Лидер» может быть и не нужен стране, – это только видимая часть.

Сейчас лоббисты ОСК будут активно продвигать идею о технической некомпетентности  подопечных «Роснефти» на «82-ом заводе», которые так опозорились и «подорвали боеспособность ВМФ». А учитывая, что «Лидер» также будут строить без соответствующих навыков подопечные «Роснефти», но уже на «Звезде», то беспокойство за «боеспособность» ледокольной группировки в Арктике вполне будет выглядеть обоснованно.
источник
Капитан Арктика
Кириенко заинтересовался Арктикой
#власть

Интересный документ попал к нам в руки. Приводим его полностью.
источник
2018 November 03
Капитан Арктика
Навигация на #СМП по правилам Атомфлота
#Росатом #Минтранс #суда

Минтранс готов смягчить условия допуска к навигации на Севморпути судов ледовых классов Arc4 и Arc5. Как пишет «Коммерсант», изменения могут позволить таким судам круглогодично ходить по СМП в Карском море и Обской губе при ледокольной проводке.

Корректировки вызваны мартовским случаем с танкером «Борис Вилькицкий». Минтранс пытался с помощью этого случая побороться за пост «главного в Арктике», но не вышло. И теперь, после победы Росатома, Минтранс вынужден еще и менять правила.
А выигрывает при всем этом все тот же «Новатэк», которому не придется искать суда более высокого ледового класса для вывоза части объемов СПГ.
Telegram
Капитан Арктика
Бодался Минтранс с Росатомом
#Путин  #Арктика

Ну что, делёж полномочий и выяснения «кто главный в Арктике» дошёл до президента. Если верить газете «Коммерсант», «Новатэк» и «Атомфлот» не могут согласовать с Минтрансом формат использования поврежденного газовоза «Борис Вилькицкий». Министерство обвиняет моряков в нарушении правил безопасности, «Атомфлот» в ответ требует корректировок правил работы на СМП, угрожая сложностями с вывозом СПГ из Арктики и даже с обеспечением Норильска. Вопрос уже вышел на уровень Владимира Путина, который жестко потребовал разобраться.

История с танкером весьма банальна. «Борис Вилькицкий» (флаг Кипра) повредил азипод (один из двигателей расположенных снаружи корпуса и позволяющий маневрировать во льдах). Представители Новатэка и Атомфлота настаивают на том, что корабль может двигаться во льдах и с такой поломкой. Минтранс считает, что нарушены все мыслимые и немыслимые нормы эксплуатации судна в Арктике.

На самом деле это очередное проявление подковёрной битвы за право быть главным…
источник
2018 November 04
Капитан Арктика
Якутия меняет северный завоз
#регионы #деньги

Интересная новость пришла из Якутии. Анбарский район решил уйти от монополии АО «Якутопторг», которое осуществляло все операции по северному завозу на территории Якутии.

Руководство района в 2017 году пролоббировало через правительство Якутии решение о наделении муниципального предприятия Анбарского района отдельными полномочиями по осуществлению северного завоза. Оператором по завозу на 2018 год  было выбрано муниципальное предприятие имени Николая Андросова.

Если верить отчетности администрации района, то объем товаров завоза оказался более разнообразным. Кроме того, цены, по сравнению с ценами монополиста завоза АО «Якутопторг», оказались почти в два раза ниже.

Феномен северного завоза существует в централизованном со времен СССР. Он обусловлен тем, что в Арктике практически полностью отсутствует производственная база промышленных и многих сельскохозяйственных товаров, а самостоятельная доставка частными и юридическими лицами делает товары очень дорогими. Ну и отсутствие альтернативных путей, кроме как по воздуху или через Севморпуть, априори делает завоз обязанностью государства.

Организация завоза – достаточно трудоемкий и финансово затратный процесс. Из-за отсутствия финансирования или халатности чиновников и организаторов в той же Якутии северный завоз либо срывался, либо находился на грани срыва. Если опыт муниципального предприятия из Анбарского района действительно окажется успешным, то это будет хороший повод пересмотреть логистику и операторов крайне необходимого для жителей Арктики процесса.
источник
Капитан Арктика
Даешь Арктический федеральный округ!
#регионы #власть

Президент перенес Бурятию и Забайкальский край из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ.

Два не самых богатых региона теперь подключат к дальневосточным программам. И это, наверное, неплохо. Плохо то, что теперь тов. Трутневу точно будет не до Арктики и северных регионов.

Интересно, в связи с тем, что идея с Министерством по делам Севера пока затихла, есть ли шанс на создание Арктического федерального округа?
источник
2018 November 05
Капитан Арктика
Пока в одном из арктических субъектов Российской Федерации, в частности на Чукотке, не могут обеспечить людей бесперобойной мобильной связью и Интернетом, где связь может пропасть не редко полностью, бывает аж на две недели, о чём я, кстати, писал ранее здесь, чиновники собрались внедрять сеть стандарта 5G за Полярным кругом. Как пишут СМИ, внедрение сети стандарта 5G хотят начать в Мурманской области уже к 2020 году.

Вспомнились мне слова наших чукотских чиновников, которые неоднократно дублировали высказывания представителей федеральных властей о том, что таким или иным образом страна может улучшить качество мобильной связи и Интернета на Чукотке. Несмотря на это, нормальной, бесперобойной связи, хотя бы стандарта 3G, как не было, так и нет в настоящий момент. Товарищи, может быть пора нашим окружным чиновникам договориться с представителями США и оптоволокно проложить по дну Берингова пролива с территории Аляски, раз своим на нас наплевать, кормят только завтраками? Все-таки нас разделяет всего лишь 86-километровый пролив, прокладывать придется заметно меньше, чем, например, с Магадана, откуда к нам тысячи км. Уверен, что если такой вариант события будет серьезно обсуждаться в Правительстве региона, то Москва задумается. Конечно, бюрократически это сделать будет очень сложно, но теоретически возможно. Хотя... Никто у нас этого делать не будет. А если вдруг попытается, то Партия скажет, заставит замолчать. Замкнутый круг, однако, получается...
источник