Size: a a a

Роман Юнеман

2018 January 26
Роман Юнеман
Ещё одна история с интервью. Тут всё наоборот: я думал, что облажался, а на самом деле всё было хорошо.
Это был мой первый раунд в одну из компаний тройки. Всё стало плохо ещё с самого начала: я долго ждал интервьюера, а когда он пришёл — явно дал понять, что спешит и надо всё делать скорее. Дальше было интересней. В середине моей истории про самое большое достижение за последние два года, он сказал, что мол «ничего не понимаю, да и вообще какое-же это достижение». После нескольких попыток объяснить — я сдался и решил рассказать другую историю (как я продавал один из имеющихся активов, лол). На самое большое достижение это не тянуло, но и вопросов у него не возникло. У меня в голове пронеслась мысль, что надо отсюда сваливать и никакое решение кейса мне уже не поможет. Так и вышло. Кейс оказался жутко запутанным и непонятным. Структуру мою он сразу же отверг и мне пришлось её придумывать на ходу. На все мои идеи отвечал что-то в духе: «ну, мы в Росси же, о чём вы говорите» или «вы правда думаете, что консультанты станут этим заниматься?». Когда интервью оборвалось на середине и интервьюер вышел из комнаты, я был полностью разбит. Я действительно думал, что мне теперь ничего не поможет и на второе интервью пошёл уже полностью расслабленным: какая разница уже? Было довольно обидно. Ведь я столько готовился.
Каково же было моё удивление, когда на следующий день тот же самый интервьюер мне позвонил и сказал, что всё было замечательно и он бы даже поработал со мной. Я был очень обрадован и даже не успел ничего толком спросить про обратную связь. Вот так. Ощущения после интервью бывают очень обманчивыми.
источник
2018 January 28
Роман Юнеман
Решение кейсов в MBB выглядит примерно одинаково во всех компаниях (с незначительными изменения в Маках, но суть это не меняет). А вот то, как спрашивают fit-часть различается в трёх компаниях. Начну, конечно же, с Bain.
В Бейне самый незапаристый fit с точки зрения вопросов. Не будет никаких заготовленных вопросов про «самое большое достижение» или «роль в команде». Конечно, вас спросят, почему именно Bain и вообще консалитнг, но после этого разговор будет идти довольно неформально. Никаких сюрпризов или вопросов про «кем вы видите себя через 5 лет». Всё стандартно и приятно. Вот только пройти этот fit, судя по отзывам моих друзей — сложнее всех остальных.
В Маках эта часть более формализована и предсказуема. У вас спросят три истории: самое большое достижение, случай с влиянием на другого человека и лидерский опыт (работа в команде). Все эти истории заранее известны и описаны. Они точно попадутся у вас на интервью. Также будет стандартный набор про «почему консалтинг» и «расскажите о себе за одну минуту». Зато не будет вопроса, почему McKinsey (лол).
У BCG fit интервью является чем-то средним между описанными двумя. Возможны как истории в духе Маков, так и разговоры за жизнь. Тут главное правило, как и в целом на таких интервью в других компаниях — не быть мудаком. А вот что это значит конкретнее, каждый определит для себя сам.
источник
2018 January 29
Роман Юнеман
Когда я проходил интервью, я очень боялся вопроса «расскажите немного о себе?». Он просто вводил меня в ступор. Он мне казался дико тупым. Как это так можно за одну минуту всё рассказать о себе? Да ещё небанально и по делу. Но в итоге я нашёл ответ — надо рассказывать историю. С самого начала задайте себе основную тему вашей истории (допустим «трудоголик из провинции покорил Москву», лол). После этого встройте туда мимолётом все ваши релевантные достижения. При этом все эти достижения и весь ваш рассказ должны подводить к тому, как и почему вы оказались на этом интервью.  Мол, вот оно — логичное завершение моего предыдущего пути (даже если это не так). Потом и на вопрос «почему консалтинг» будет ответить легче. Не забудьте только звучать естественно.
источник
2018 January 30
Роман Юнеман
На вопрос «почему консалтинг» обычно ответить несложно. Это довольно клишированный ответ, где оригинальности от вас никто не ждёт. Надо лишь сказать что-то про «интересные проекты в разных индустриях» и «желание постоянно изучать что-то новое». При этом ни в коем случае не стоит упоминать высокие зарплаты и хорошие возможности выхода на теплое место в индустрии. Если следовать этим простым правилам, этот вопрос вы не завалите. Я так и сделал.
А какая же мотивация на самом деле? Моя мотивация в целом совпадала с вышеперечисленными вещами, поэтому мне не было сложно говорить искренне. Тем не менее, я не говорил главную причину того, почему я пошёл в консалтинг. Я решил податься в эту сферу просто потому, что не придумал ничего получше. Консалтинг — это способ не делать окончательного выбора своей сферы на 10 лет вперед ещё хотя бы пару годиков. Ну и способ понять, что же всё-таки такое эта корпоративная среда.
источник
2018 January 31
Роман Юнеман
Третий стандартный вопрос на интервью — почему именно наша замечательная контора (кроме Маков, там его не спрашивают). Если вы поинтересуетесь у консультантов, чем же их компания отличается от остальных, то в зависимости от обстановки и степени знакомства они ответят вам что-то в диапазоне от «да ничем, на самом деле», до «конечно же у нас лучше корпоративная культура и проекты». Верить им не стоит. Стоит самим искать эту информацию задавая менее прямолинейные вопросы и просто общаясь с людьми в компании. Сначала будет ничего не ясно, но потом интуитивно вы будете понимать различия. Потом перед интервью важно для себя понять, что вас привлекает в этой конкретной фирме. И в истории о том, как вы любите %companyname% надо делать упор именно на эту их черту. Выйдет естественно и убедительно. Возможно, даже оригинально.
источник
2018 February 01
Роман Юнеман
Вчера был последний регулярный пост про подготовку к интервью. Дальше буду иногда к этому возвращаться по запросу. Опять же, ищите всё про подготовку до этого поста.

Самое дурацкое время — время ожидания ответа после интервью. Забавно, но это время совершенно не зависит от того, какая это компания или раунд интервью. Хотя MBB стараются отвечать быстрее, и обычно говорят что-то в духе «на следующий день обязательно скажем». Но иногда партнёры уезжают, а HR заболевают, и это «завтра» может длиться очень долго. У меня время ответа варьировалось от получаса, до недели. И если на первых раундах это просто очередная порция волнения, то ответ после финала влияет ещё и на то, сможешь ли ты выбирать из нескольких офферов или придётся принимать не глядя.
 
Что же делать? А ничего. Ваши звонки ни на что не повлияют. Хотя для успокоения можете через день начать звонить HR.

P.S. Не забудьте, кстати, скинуть письмо с благодарностями интервьюеру после собеса. Это может помочь.
источник
2018 February 02
Роман Юнеман
Когда я что-то делаю, я всегда слушаю музыку. Работаю я или отдыхаю — мне всегда нужны треки под настроение. К сожалению, у меня часто не хватает времени их искать и выбирать. Поэтому приходится полагаться на мнение других ;)
Сегодня хочу как раз поделиться годным источником музыки - каналом @shumchannel Канал ведет мой коллега по цеху — тоже консультант. Думаю, вам будет интересно. Как минимум сможете найти треки для бессонных ночей за слайдами.
источник
Роман Юнеман
Если вы получите оффер — вам позвонят. Позвонит вам скорее всего партнёр, с которым был собес на последнем раунде. Он скажет несколько формальных поздравлений и откланяется. Всё дальнейшее взаимодействие до выхода на работу вы будете вести с HR. Эти замечательные люди вышлют вам электронную копию оффера, в которой будет прописан крайний срок его принятия. Тут важно не спешить подписывать и попробовать за это же время получить еще офферов и поторговаться (если получится, конечно). После того, как решите подписывать, можете обсудить точную дату выхода, и некоторые нюансы по плюшкам. Зарплата и бонусы обычно не обсуждается ;) Также важно понимать, что после подписания оффера его отклонить будет уже очень сложно с репутационной точки зрения. Поэтому не подписывайте, если не уверены.

P.S. Обязательно приходите в офис на подписание — вам выдадут шампанское и сможете неформально поговорить с людьми там. Я своё шампанское пока так и не выпил.
источник
2018 February 05
Роман Юнеман
Начнём рабочую неделю небольшим ответом на вопрос с почты.

Действительно ли так важно использовать гипотезу? В какой мере ты использовал этот tool? В каких-то компаниях интервьюер обращает твое внимание на это?

Я об этом писал выше, но раскрою подробнее. На самом деле: и да, и нет.

Да:
Гипотеза должна быть у вас всегда в голове в виде «хмм, наверное проблема где-то там». Её стоит озвучивать в виде планов: «я предполагаю, что проблема находится здесь или здесь, нужен такой-то анализ». В целом, без гипотезы вы будете сильно плутать.

Нет:
Слово гипотеза говорить не стоит. Многие интервьюеры этого не любят. Из-за того, что люди обслушаются Ченга, то начинают механически говорить в начале каждого интервью «моя гипотеза такова...». А кейс должен показать то, как вы можете думать логически, а не заучивать концепции.

В целом, гипотеза как политическая позиция: её надо иметь, но не всегда надо озвучивать 😉

А я напоминаю — присылайте свои вопросы и предложения мне на почту nlyfdyfate@gmail.com
источник
Роман Юнеман
Скорее всего, вы выйдете на работу не сразу после получения оффера. Это связано с тем, что у компаний даты выхода часто фиксированы. Эти даты подбиваются под международные тренинги (расскажу позднее о них), чтобы перед началом работы вы смогли отдохнуть и затусить. Ну и научиться чему-нибудь. Если промежуток между оффером и выходом большой, то о вас буквально забудут. Вспомнят где-то за месяц, когда надо будет собирать анкетные данные и оформлять официально. В целом, пойдёт приятная часть процесса ;) Позвонят айтишники и предложат выбрать телефон и ноутбук. Кадровики запросят паспортные данные для оформления тренинга заграницей. Лепота. Вас даже подключат к проприетарной онлайн-платформе по обучению базовым навыкам консультанта. Но об этом поговорим дальше.
источник
2018 February 06
Роман Юнеман
Друзья, я наконец-то вышел на работу, поэтому посты про подготовку #prep пойдут вперемешку с постами про работу #job ну и я буду иногда травить истории #story Часто посты пойдут поздно, как сегодня. Ну сами понимаете.

#job
Первое, что я понял: стратегический консалтинг — это школа. Или университет. Это пока ближайшие аналогии, которые у меня крутятся в голове. Смотрите сами: ваша работа тут не только начинается с тренингов (которые в сумме длятся несколько недель), но ими же и продолжается. В первые полчаса моего пребывания в фирме мне выдали график обязательных тренингов на год с точными датами.  На робкий вопрос моего коллеги, а как же совмещать с проектом, ответили, что никак - пропускать тренинги нельзя. Но я думаю, что всё можно ;)
Во-вторых, два раза в год тебе выставляются оценки, на основании которых рассчитывают то, покинешь ли ты компанию и какой бонус получишь. Оцениваются то как ты справляешься на кейсах (делаешь домашку), развиваешься ли ты (учишься) и сможешь ли развиваться дальше (потянешь ли обучение в следующем классе). Если нет — отчисляют ;)
источник
2018 February 07
Роман Юнеман
Мой хороший друг ведёт похожий канал. Только он не о консалтинге, и не о корпоративной карьере. Он о госслужбе. Многие недооценивают карьерные возможности в этой сфере. И зря. Коллега развенчивает мифы и делится инсайдами из жизни чиновника.

Сегодня как раз вышла его статья на The Village. Там вы узнаете уровень зарплат, правила поведения и типичные карьерные треки на госслужбе.

http://www.the-village.ru/village/business/how/300845-ministerstva

Подписывайтесь на его канал!
https://t.me/civil_service
источник
Роман Юнеман
#prep
Как я писал выше, между оффером и выходом на работу часто бывают большие промежутки. Если это ваш случай, то следует подготовиться к выходу на работу (то к отбору готовиться, то к выходу, лол). В следующих нескольких постах я расскажу, как быть полностью готовым к этому:

Если вы (п)лохи в Excel или Power Point — срочно исправьте это. В первую очередь, вся ваша работа будет так или иначе крутиться вокруг этих двух программ. Вам либо нужно будет что-то проанализировать (Excel), либо расcказать/представить (PP). На самом деле, нужен только минимум — несколько функций и инструментов в экселе (index, match + pivot tables и т.д.) + основы написания слайдов. Эти две штуковины вы можете подтянуть на той самой образовательной платформе, о которой я писал выше. Думаю, займёт не более пары вечеров. Кроме того, вам об этом расскажут на первой неделе тренингов.

Честно говоря, я ни к чему из этого не готовился ;) При этом, уровень и того, и того у меня низкий. Буду выкручиваться. Сейчас я постараюсь не попасть на проект, где нужно финмоделирование или супер-эксель. А со слайдами всё оказалось проще — их можно хоть от руки рисовать и потом отправлять специальным людям, которые сделают бохато. А я буду смотреть за взрослыми и повторять. Глядишь и научусь.
источник
2018 February 08
Роман Юнеман
#друзьянабрасывают
Сегодня ещё один пост о нетрадиционном (лол) консалтинге от моего друга. Хотя он использует слово "неизвестный". Материал получился настолько большим, что впервые на этом канале появится ссылка на телеграф. Сегодня будет рассказ про Capgemini, внутренний консалтинг DHL, E.ON и Zeb.

Читайте ;) http://telegra.ph/Netradicionno-neizvestnyj-konsalting-02-08
источник
2018 February 11
Роман Юнеман
#prep
Продолжаем говорить о подготовке к выходу.

Перед выходом в консалтинг вам придётся немного закупиться. Для того, чтобы комфортно существовать на работе и не тратить потом на это время, нужно купить следующее (если у вас этого ещё не было): второй костюм, который будет висеть в офисе для встреч с клиентом; штук семь белых и цветных рубашек; хорошие ботинки и чемодан для командировок. Вам даже могут выдать список того, в каких магазинах вам стоит купить одежду. Вот прям буквально — это такой гайд, где написано: этот магаз норм, а в этом не покупайте одежду. А то не дай бог придёте на работу в рубашке от H&M ;)

Точно не стоит беспокоиться о следующих вещах, потому что вам их выдадут: ноут; айфон; сумка для всего этого; флешка и ещё много приятных мелочей. Правда, когда вас уйдут по системе up or out, вы всё это должны будете вернуть.

P.S. Тут добавляют, что костюма можно даже три + в ящике должен быть галстук — к клиенту могут дернуть когда угодно ;)
источник
2018 February 12
Роман Юнеман
#job
Удивительно, но на второй неделе чувствуешь себя уже почти своим в фирме. К чему-то уже привык, и все воспринимается проще. Поначалу, вся эта куча политик и различных механизмов вводила меня в какой-то хтонический ужас. Не стоит пытаться все запомнить, говорят мне консультанты, а я пытаюсь запомнить хоть что-то.

Теперь главный вопрос, куда же меня в итоге отправят? Есть шанс поехать далеко и надолго. А есть шанс остаться в Москве. Хотя, конечно, выбирать надо людей — не проекты. Сейчас буду трясти всех своих знакомых консультантов и узнавать: хороший ли менеджер и партнёр; какие часы и легко ли будет потом перейти в другую практику. Но судя по всему, я останусь в Москве. А про сферу расскажу вам позже ;)
источник
2018 February 14
Роман Юнеман
Что-то с таким расписанием не всегда остаётся время на канал.
Забегая вперёд: главная проблема не в том, что мало спишь или ещё что-то такое. Проблема в том, что в будние дни не успеваешь буквально ничего кроме работы.
Иногда удаётся выкроить кусок. Вот, допустим, сейчас.

Постараюсь успевать.
источник
Роман Юнеман
#prep
Ну и последний пост про подготовку к самому выходу.

Познакомьтесь с как можно большим количеством людей из фирмы и из вашего входного потока заранее. Контакты уже работающих консультантов помогут вам не ошибиться при выборе первого проекта, узнать всё про менеджера и партнёра, ну и выбрать хорошие блюда в кафе неподалёку тоже ;) Вообще, первый проект часто определяет среднесрочную судьбу консультанта-новичка. Но об этом расскажу позже.

Не забудьте также законтачиться с чуваками из вашего набора. Именно среди них вы найдёте себе первых друзей в компании. И именно они помогут вам почувствовать себя тут как дома (а ещё это поможет почувствовать 16-часовой рабочий день).

Помните! Консалтинг — это на самом деле не про аналитику, а про общение с людьми. Не упускайте возможности заобщаться с кем-нибудь.
источник
2018 February 15
Роман Юнеман
#друзьянабрасывают
Мой друг, который работает уже несколько лет в одной из компаний Большой тройки, решил набросить по мотивам предыдущего поста.

Вообще говоря, общения становится всё больше, а аналитики всё меньше. Объёмы данных растут, клиенты хотят работающие цифровые продукты, а не просто слайды. Очень много технических вещей начинают делать профильные специалисты — аналитики данных, архитекторы, разработчики. Роль консультанта всё больше состоит в том, чтобы наладить общение, организовать команду и выбрать правильный способ донесения умных мыслей до клиентов.

Если у вас тоже есть мысли/инсайды/истории по теме стратегического консалтинга — присылайте их на nlyfdyfate@gmail.com или @kiaau
Всё будет анонимно ;)
источник
2018 February 20
Роман Юнеман
#job

Работа идёт вовсю, сон сократился до шести часов в день. Но это пока только начало.

Вообще, главная задача первых дней (и даже недель) — показать, что ты не олень. Я ещё юн и зелен, поэтому менеджеру приходится проверять каждый мой шаг и давать подробные указания. Мне нужно постараться, чтобы это закончилось как можно скорее. Иначе как я покажу, что я универсальный корпоративный солдат?

К счастью, чувак пока выглядит очень адекватным. Мы с ним встретились, обсудили как будем дальше вместе работать, какие у нас правила коммуникации и что мы ждём друг от друга. На мою радость, он относится к типу людей, которым всё равно, как ты сделаешь что-то. Главное — ты должен сделать это хорошо и в срок. При этом за тобой должно быть не нужно доделывать. Мне такой подход по душе.

P.S Менеджер как раз стоит неподалеку и что-то втирает коллеге. Он даже не подозревает, что я тут пишу про него :3
источник