Size: a a a

Роман Юнеман

2017 December 29
Роман Юнеман
Как правильно выбрать партнёров?
Пост с таким заголовком подошёл бы скорее каналу другой тематики. Тем не менее, очень важно составить правильную смесь тех, с кем вы решаете кейсы. Что в ней должно быть?
1) Незнакомые люди из кейс-клубов. Полезно в начале, когда нужно сформировать банк кейсов и понять, как вообще люди делают ЭТО. Потом не стоит, потому что вы не будете знать, как фильтровать их обратную связь. Может быть, это какой-нибудь хрен с горы. И он просто говорит уверенно и с видом знатока.
2) Знакомые. Это могут быть ваши друзья, которые готовятся к отбору или те, с кем у вас сошлись взгляды в процессе подготовки на площадках из предыдущего поста. Полезны с середины и до конца. Единственный минус: если их мало, то можно перестать получать разностороннюю обратную связь.
3) Англоязычные партнёры. Один кейс у вас точно будет на английском, и лучше к нему подготовиться с какими-нибудь сильными иностранцами. Три-четыре раза хватит, если до этого слушали LOMS.
4) Люди с оффером/консультанты. Их важно использовать как верстовые столбы на вашем пути: в начале, середине и конце. По ним вы сможете отслеживать, туда ли вы двигаетесь. Но, пожалуйста, не доставайте их без хотя бы небольшого опыта решения кейсов и LOMS за плечами.
источник
2017 December 31
Роман Юнеман
Друзья! В ближайшие дни постов не будет (но, думаю, совсем скоро они вернутся). У меня для вас есть ещё несколько весёлых историй из подготовки + небольшой сюрприз. И да, совсем скоро пойдут уже настоящие инсайды из жизни консультантов. Счастливого вам нового года!
источник
2018 January 08
Роман Юнеман
Вот я и вернулся из посленовогодней спячки. Начну с ответа на вопрос читателя. Вкратце этот вопрос звучит так: Как лучше всего совместить прохождение собеседований и full-time работу (брать ли отпуск)? И стоит ли обходить все фирмы (втч. стратегию Большой четвёрки) для полной уверенности?
Я считаю, что подаваться надо во все компании Большой тройки и Второго эшелона (OW, RB, ATK). Более того не забывайте о Strategy Partners, в плане интервью они не уступают вышеперечисленным. Но вот ходить ещё и в четвёрку — явный оверкилл. Там процесс сильно отличается. Ну и оффер их явно вас не остановит 😊
Отпуск для интервью брать бессмысленно. Во-первых, собесы почти всегда проходят по пятницам. Даже если договориться о двух интверью в неделю, за две недели отпуска можно пройти всего четыре, тогда как только в одну компанию их два-три. Поэтому лучше всего пораньше уходить в пятницу (до трёх часов) или брать точечные отгулы. Тем не менее, отпуск можно взять перед финальными раундами, когда нужно отдохнуть и сконцентрироваться.
источник
2018 January 09
Роман Юнеман
Пост от моего друга, который на этом поле собаку съел :) Контакты можете спросить у меня по почте nlyfdyfate@gmail.com
источник
Роман Юнеман
Консалтинг за пределами РФ

Возможно, кто-то из читателей планирует подавать в консалтинг вне России, поскольку учится и/или работает заграницей, или просто хочет попробовать свои силы вне Родины. По этому поводу есть несколько советов:

1) Попасть в Тройку (Bain, BCG, McKinsey) если у вас нет местного паспорта / вида на жительство / паспорта ЕС сразу после университета практически невозможно. Задача облегчается, если вы предварительно проработали несколько лет в стране, в идеале в консалтинге (включая in-house), investment banking или Big Brand Name, особенно на управленческой позиции (Project Manager, Head of Department, etc.) Если вы планируете работать в Европе или в США в этих компаниях, то намного легче поступить в российский офис и уже оттуда перейти в интересующую вас страну или поехать туда на проект. Наличие опыта работы / образование + очень высокий уровень языка будут большим плюсом. Отдельно важно упомянуть людей с MBA из target schools — их шансы попадания на работу очень высоки, вне зависимости от страны происхождения.  

2) Попасть во второй дивизион также довольно затруднительно. Компании типа Accenture открыто рекомендовали сначала подавать в офис в родной стране.  

3) Согласно нашим источникам, есть хорошие шансы попасть в IBM и компании Четверки. Они намного мягче относятся к уровню языка и наличию документов. Помимо этого, in-house consulting крупных компаний, например DHL и Zurich Insurance рассматривает и берет на работу студентов даже без знания местного языка. Тем не менее, мы советуем довести знания минимум до уровня fluent, чтобы повысить свои шансы.  

4) Самое главное — ни в коем случае не подавайте сразу в несколько офисов (например, в Москву и Лондон). Шанс отказа повышается в несколько раз! Кроме того, отказ офиса в Лондоне означает одновременный отказ и во всех остальных офисах тоже.

5) Старайтесь найти «местных», кто упростит прохождение скрининга. Ищите друзей и знакомых, вступайте в кейс-клубы, ходите на воркшопы и кейс-чемпионаты, etc, чтобы получить реферал и помощь от человека с офером или сотрудника консалтинга в той стране, куда вы хотите подать.  

To sum up: старайтесь распределить свои усилия по подаче в компании в зависимости от шансов туда попасть. Помните о наличие бана до 1,5 лет в случае неудачной подачи (получение отказа на скрининге, тесте и интервью), и активно заводите знакомых, чтобы повысить свои шансы и получить желанный оффер!
источник
2018 January 10
Роман Юнеман
Совсем скоро выйдет моя статья, в которой собраны все мои взгляды на подготовку к отбору. Тем не менее, я продолжу делиться личными историями и нюансами, которые там не раскрыты.

Относитесь осторожно к чужой обратной связи, особенно на поздних стадиях подготовки. Перед первым раундом в Маках я хотел отшлифовать своё умение решать кейсы и на посошок решить ещё один с новым партнёром. У этого парня тоже было интервью на носу и более 70 кейсов за спиной — он считал себя прошаренным в этой теме. Поэтому я его и выбрал для калибровки своего уровня. Мне казалось, что я отлично заструктурировал и решил этот кейс. Однако, после него партнёр сильно раскритиковал меня, и сказал, что никакое интервью я не пройду и нужно его отложить пока не поздно. Я расстроился и решил так и сделать (хотя его обратная связь и показалась мне сомнительной). Переносу помешали лишь внешние обстоятельства. Да и мне было стрёмно переносить его ещё раз. В общем, собес состоялся в назначенный день. На него я шёл с настроением: «ну и чёрт с этим консалтингом, может оно и не моё». Но как-то так вышло, что первый раунд я прошёл. А тот парень так и не получил оффера в итоге. Фильтруйте обратную связь, господа.
источник
2018 January 11
Роман Юнеман
Завершая тему подготовки к кейсовой части интервью. Обязательно порешайте маркетсайзы и брейнтизеры, если вы подаетесь и во второй эшелон (а я рекомендую подаваться).

Итак, маркетсайз. Как ни странно, в эту группу входит не только оценка размера рынка, но и любые прикидки каких-то величин: количество автомобилей в Москве, номеров в Улан-Баторе или даже чёртовых шариков для пинг-понга в самолёте. По сути, это маленький кейс, в котором все так же надо выдвигать гипотезы, рисовать структуру и считать. Главное  —  предложить в начале несколько верхнеуровнвевых схем решения и потом вместе с консультантом идти по одной из них. Дальше эта фиговина решается как обычный кейс со всеми остановками, вплоть до стандартного заключения. Я советую хотя бы раз прорешать такое, чтобы потом не теряться.
А про брейнтизеры расскажу завтра.
источник
2018 January 13
Роман Юнеман
В этом канале я пишу о том, как подготовиться к консалтингу. Совсем скоро я начну ещё и писать о том, как живётся внутри фирмы.  А вот если вам интересно, что же можно делать после консалтинга — то вам сюда https://t.me/corporateamericaept  Чувак пишет о том, как после 5 лет работы в консалтинге попал в стратегию крупной американской компании и что он там делает. Интересно читать о его ежедневных приключениях и особенностях корпоративной культуры за океаном. Сам подписан и вам советую.
источник
Роман Юнеман
Друзья, я почти всё рассказал про подготовку к отбору в консалтинг. Скоро начну вещать о рабочих буднях. Пишите сюда то, что вам ещё интересно узнать (как про подготовку, так и про работу). Это полностью анонимно.
источник
2018 January 14
Роман Юнеман
Спасибо за ваши вопросы. Постараюсь на них ответить в ближайшее время. Много вопросов по зп и бонусам — всё будет, когда я соберу инфу не только про свой уровень 😉
Закрывая тему подготовки к кейсам. Скоро выйдет моя статья — там будет полностью всё расписано, не хочу сейчас дублировать. Тем не менее, я увидел интересный вопрос «какую систему решения кейсов я выбрал». Я уже писал выше, что мне ближе всего подход Ченга, потому что он наиболее универсальный. Но не стоит следовать ему как священному писанию. Особенно не надо заучивать его фреймворки и постоянно говорить слово «гипотеза». Многие интервьюеры видят таких людей роботами, которые просто хорошо выучили домашнее задание. А должны увидеть живого мыслящего человека.
Вообще, все эти системы — это лишь отправные точки. В итоге, у вас должен сложиться собственный подход.
источник
2018 January 15
Роман Юнеман
Друзья! Вот и вышла моя статья, посвящённая подготовке к отбору. Многие вещи я уже писал в канале, но в статье они раскрыты подробнее. Обязательно прочтите, если сейчас готовитесь к отбору. https://fless.pro/from-poet-to-big3-consultant-en
источник
2018 January 16
Роман Юнеман
Ого, сколько вас стало. Для новоприбывших: инсайды из консалтинга пойдут через пару недель, когда я выйду наконец (про зп и плюшки тоже скоро расскажу). Пока ещё немного историй из подготовки и ответы на ваши вопросы выше.

Ставьте сначала интервью в компании второго эшелона. Вы сможете меньше волноваться и понять, как происходит сам процесс. Идти на первое интервью сразу в тройку — плохая идея.
Моё первое интервью было в SPG, и оно прошло в целом успешно. Мы решили кейс, поговорили о моих мотивации и бэкграунде и мирно разошлись. Единственное, всё интервью у меня было чувство, что сейчас интервьюер остановится на полуслове и скажет: «мальчик, ты чего сюда пришёл, ты что здесь вообще делаешь?». И я тотчас с позором ретируюсь. Я думаю, собеседник это чувствовал и поэтому помогал мне не волноваться. Несмотря на то, что я забыл, как считается NPV и совсем не знал, что такое IRR — я прошёл в следующий раунд. Но мне дали строгий наказ: подтянуть матчасть. Чем я сейчас и занимаюсь, до сих пор 😊
источник
2018 January 17
Роман Юнеман
Завтра и до выходных я буду постепенно отвечать на ваши вопросы. А пока ловите текст от моего друга про альтернативы Большой Тройке.
источник
Роман Юнеман
Сегодня я хотел бы рассказать вам о «неизвестном» консалтинге, а именно о компаниях, о которых мало кто знает и подает, хотя уровень зарплат и карьерные возможности на уровне компаний второго эшелона как минимум. Речь пойдет о двух компаниях

- IBM — эта компания известна своими разработками в компьютерной и айти сфере (погулите Watson, если интересно, хотя вообще даже продавщица в Пятерочке сидит за кассовым автоматом от IBM.) Но, помимо разработок, у компании есть большой офис, занимающийся консалтингом, в том числе и стратегическим. Помимо этого, если у вас есть хотя бы минимальные навыки программирования (в Питоне, например), вы можете работать консультантом и по конкретным продуктам, и по бизнес-трансформации при использовании определенного ПО (например, SAP). При наличии индустриального опыта, скажем, в страховом, банковском или производственном бизнесах вы можете податься и на специальные программы, где вы будете дальше развиваться в этих сферах.  

• Из бонусов — большая корпорация, один из лидеров на рынке технологических продуктов, с огромной базой знаний. Это полноценный big brand в вашем резюме, после которого вы сможете сделать хорошую карьеру (особенно в модной сегодня сфере диджитал). Помимо этого, для начинающих консультантов компания предлагает двух годичную программу Consulting by Degrees (https://www-935.ibm.com/services/us/gbs/consulting/careers/cbd/), в рамках которой ваши софт и хард скиллс будут прокачивать реальные менторы. Зарплата приятная, сравнима с тройкой (пруф - https://rb.ru/story/ix-ibm-consulting/, а также можно посмотреть на Glasdoor — http://qoo.by/3DDw).  
• Из минусов — не очень много мест в России, но можно податься, например, в офис в Лондоне, потому что компания не требует знания языка на уровне носителя (fluent достаточно).  

- EY Innovalue — я думаю, все знают о компании EY, но мало кто знает о бутиковом консалтинге Innovalue, который с недавнего времени принадлежит этой компании «четверки». Innovalue специализируются на банках, платежных агрегаторах и страховых компаниях, так что если вы давно хотели поработать и развиться в этой сфере, то это отличная компания для вас.  

• Из бонусов — фирма является идеальным сочетанием бутикового консалтинга и «большого консалтинга». В самом Innovalue очень мало сотрудников (65 человек) поэтому вы всегда сможете получить прямой фидбек на вашу работу и даже менторство, при этом эксперты, нетворк и все остальное предоставляется со стороны EY.  

• Из минусов — компания сейчас есть только в Гамбурге и Франкфурте, и частично в Лондоне. Если готовы испытать свои силы заграницей — это отличный вариант для старта карьеры.
источник
2018 January 18
Роман Юнеман
Читатель задал вопрос про fit-интервью и то, как понравиться интервьюеру. В целом, подход верный, ведь не если вы не понравились собеседнику, то никакой кейс вас уже не спасёт. Ответить на то, как понравиться другому человеку я не смогу — люди на эту тему книги пишут. Могу поделиться несколькими советами, что имхо стоит делать и что нет:
1)  Постарайтесь найти с интервьюером что-то общее за 40 минут. Пусть это будут общие интересы или место учёбы. Это может помочь.
2)  Соблюдайте субординацию, но будьте открыты. Если видите, что можно пошутить — шутите, но не забывайте про дистанцию.
3)  Воспринимайте собеседника как человека. Подумайте, что ему интересно и что он от вас хочет услышать.
4)  Не запорите кейс. Без него пройти будет очень сложно.
5)  Удерживайте внимание интервьюера. Он может начать тупить в телефоне или просто залипать, если вы рассказываете очевидные или скучные вещи.
А вообще, я думаю, что за полгода-год этому нельзя научиться. Расслабьтесь, вы либо ему понравитесь, либо нет.
источник
2018 January 19
Роман Юнеман
Продолжаем ответы на вопросы. Один из читателей прислал сразу много вопросов. Отвечу по порядку.
1)  Начну с вопроса друга. Какой уровень английского желателен? Есть ли возможность с B2 и руинглишем попасть в консалт?
В своём резюме обязательно стоит указывать уровень fluent, без этого просто не пройдёте скрининг. В реальности, нужно что-то около C1. Сильный B2 тоже может проканать. Я бы измерил это так: если комфортно решать кейсы на английском языке (а они будут обязательно), то уровня хватит.
2)  Работаю в публичной сфере, есть ли в Тройке возможность реализоваться именно по этому направлению?
Что есть публичная сфера? Шоумен 😉? Если речь о госсекторе, то да, конечно есть. Тройка делает намного больше проектов для наших госорганов, чем вы думаете (чем я думал, точно).
3)  Планируешь ли оставаться 8 лет до партнёра или через 2-3 года хочешь уйти куда-то ещё? Многие друзья из консалта говорили, что это считается нормой. Интересно твоё мнение.
Это норма. Период полураспада консультантов около 2 лет. Чаще всего людей уходят, а не они сами уходят, но устраиваются хорошо потом почти все. Сам не планирую расти до партнёра — мои интересы лежать в другой сфере. После нескольких лет планирую использовать свой опыт и заняться чем-нибудь другим. Про это напишу ещё подробнее потом.
4)  Кофе, отсутствие выходных, нехватка сна, как планируешь сохранять и работать над здоровьем?
Кофе я стараюсь не пить ;) Насчёт выходных непонятно. Но, думаю, что совсем без отдыха не останусь. Буду в зал ходить и не есть всякий мусор (типа печенек, которых в офисе предостаточно). А отоспимся когда-нибудь потом.
5)  Удаётся ли совместить такой рабочий график с личной жизнью?
Пока хз. Думаю, что удастся, если сильно этого хотеть.
источник
2018 January 22
Роман Юнеман
Каким видишь будущее через год, два, пять, десять? Думал ли о переходе в индустрию, если да, то когда и куда? Часто ли переходят в индустрию и с каких грейдов?
Вообще, я подался в консалтинг отчасти потому, что не нашёл лучшего выхода. Если бы я знал, чем хочу заниматься в течение следующих 5 лет, я бы туда обязательно и пошёл, а не в тройку. Поэтому за ближайшие 2-3 года я хочу узнать как можно больше о разных индустриях: чем вообще живёт российская экономика, какие есть интересные ниши и возможности.  Больше этого срока жить в консалтинге я не хочу, во многом потому что мои интересы лежат в сфере с большей возможностью влиять на мир вокруг (когда-нибудь по секрету расскажу вам про неё). Планы же на 10-25 лет у меня есть, и консалтинга в этих планах нет. Я буду считать это своим провалом, если он там окажется в эти сроки.
О переходе я пока не думал, рано совсем. Надо сначала выйти на работу-то. А о том, в какие индустрии переходить, я попытаюсь понять в ближайшие 1-2 года.
В индустрию же переходят вообще со всех уровней. Стажёры — пониже, партнёры — повыше. Не всегда это происходит в результате политики up-or-out. Часто люди сами уходят на лучшее соотношение часы/зарплата (кто ж не уйдёт?). Кроме денег, в ситуации выхода из консалтинга очень важно понимать: а зачем оно тебе? Чего и куда ты хочешь? На эти вопросы невозможно ответить без чёткого карьерного трека. Об этом много пишет моя хорошая знакомая на своём канале о построении успешной карьеры не только в консалтинге https://t.me/bezaspera  Там есть и про возможные переходы между позициями, и карьерные советы и даже рекомендации по составлению CV и CL. Подписывайтесь, много полезной инфы.
источник
2018 January 23
Роман Юнеман
Друзья, мой друг, который уже довольно давно работает в консалтинге, решил присоединиться к праведному делу и тоже ответил на ваши вопросы. Его тексты (как и предыдущего друга из нетрадиционного консалтинга) будут публиковаться впредь под тегом #друзьянабрасывают

1)  Начну с вопроса друга. Какой уровень английского желателен? Есть ли возможность с B2 и руинглишем попасть в консалт?
Главное - бойко и складно говорить на собеседовании. Я думаю, что есть вокруг люди с а-ля B2 сильным

2)  Работаю в публичной сфере, есть ли в Тройке возможность реализоваться именно по этому направлению?
Лучше не надо. Россию вы консалтингом не спасёте, а вот крутых новых навыков вы вряд ли приобретёте. Особенно это касается юных консультантов(ок) - государственные клиенты очень чопорные и не будут выстраивать отношения с кем-либо ниже партнёра.

3)  Планируешь ли оставаться 8 лет до партнёра или через 2-3 года хочешь уйти куда-то ещё? Многие друзья из консалта говорили, что это считается нормой. Интересно твоё мнение.
Не загадываю так далеко. Да и, честно говоря, не то, чтобы роль партнёра крутая - работаешь всё так же много, власти принимать решения не очень много. Такие финансы наоборот. Аналитиком гораздо интереснее быть в консалтинге - больше доверяют, больше с людьми общаешься. а вот партнёром лучше наоборот в Private Equity каком-нибудь, чтобы толстосумить и ворочать мешками денег.

4)  Кофе, отсутствие выходных, нехватка сна, как планируешь сохранять и работать над здоровьем?
Всегда пил много кофе. Выходные всё-таки обычно есть, особенно если выбирать хорошие команды и клиентов. Занимаюсь 2-3 раза в неделю кросс-фитом или плаваю, мусор не ем, чай пью без сахара, и так далее.

5)  Удаётся ли совместить такой рабочий график с личной жизнью?
Можно сочетать вполне.
источник
2018 January 24
Роман Юнеман
Продолжаю отвечать на ваши вопросы, друзья.
Есть ли возможность горизонтальной мобильности в офисы в других странах? Что для этого нужно (местный язык, какие-то особые достижения)?
Есть, нужно работать хорошо и быть в топе и/или быть специалистом в практике, которая востребована за рубежом. Местный язык не нужен, скорее нужно убедить менеджеров в том офисе, что ты им нужен.
Совмещает ли кто-нибудь работу в консалтинге и аспирантуру?
Немного, но есть и такие. Консалтинг вообще можно с чем угодно совмещать, было бы желание и силы.
Насколько важен GPA?
Не сильно важен, но не хороший не помешает. Главное, что если GPA не очень, всё остальное должно быть на уровне.
Есть ли какой-то стандартный набор экономических терминов и формул, которые нужно знать обязательно (например CAGR, NPV итд.)
Если ваш профиль не финансы, то этих двух хватит. На интервью проверяют не ваши знания, а то, можете ли вы думать и искать ответы. Ну, не знаете чего-то – спросите.
Как сдавать и готовиться к тесту BCG?
Всё описал Витя здесь https://fless.pro/consulting_9_week_prep и я в своей статье (она в закрепе).
источник
2018 January 25
Роман Юнеман
Друзья, я заканчиваю серию постов про подготовку к консалтингу и прекращаю советовать советы. Конечно, я буду и дальше отвечать на ваши вопросы и иногда возвращаться к некоторым нюансам. В ближайшие дни я расскажу несколько забавных историй, которые со мной произошли во время интервью; раскрою особенности фирм с точки зрения интервью и расскажу, что делать после получения офера (пить шампанское, лол).
Первая история о том, почему кейсы не главное на собесе.
Это было не первое моё интервью, но первое в Большой тройке. На первый взгляд, оно прошло идеально. Я очень чётко раскидал кейс, очень быстро дошёл до его сути, ясно и понятно рассказал все свои истории и даже перекинулся шуткой с интервьюером. Я вышел из офиса окрылённый успехом и думал, что уж если я сейчас не прошёл — то хер пойми вообще, что им от меня нужно. По закону подлости, я никуда не прошёл, конечно же. Этот интервьюер позвонил мне через пару дней и сказал, что они не могут меня пустить на второй раунд. Это ок, в целом. Самое главное здесь — причины отказа. Их было две. Первая: я был «недостаточно mature». Что это значит, мне не объяснили. Вторая: «отсутствие business sense». Это отсутствие выражалось в том, что я выбрал два сегмента из пяти, а не три (хотя они были в остальном одинаковыми). Почему? Fuck you that’s why. Я сначала очень переживал из-за этого. Но потом просто через знакомых выяснил, что я формально проходил раунд, но не понравился интервьюеру. Не мог же он сказать, что мол, дружок, ты не проходишь потому что не нравишься нам. Вот и использовал стандартную отмазку. Поэтому помните: когда услышите расплывчатую обратную связь — это значит, что вы просто не запали в душу конкретному человеку.
источник