«Дизайнер создает плоть жизни, поэтому в этой профессии есть место высокой ответственности и совести»
Аркадий Троянкер, графический дизайнер, в прошлом арт-директор издательства «Книга», журналов «Итоги», «Еженедельного журнала», сооснователь и президент Академии графического дизайна и преподаватель ВШГД.
● О начале профессионального пути.
Это был конец 50-х – начало 60-х годов, «оттепель» — происходило такое переоборудование жизни. Мы были первым непуганым поколением после войны. Мы начали новую профессиональную, протестную жизнь. Все, что было накоплено за 1930–40-е годы — всю эту рухлядь и визуальных кошмар — мы старались отстранить. Стремились к ясности, минимализму и внутреннему концептуализму. По сути мы первыми занялись именно дизайном, а не оформительством, которое нам преподавали.
● О сопротивлении
Дизайн — это сопротивление хаосу, устройство порядка, то, чем человечество занято на протяжении всех времен. Дизайнер должен знать, что он делает и зачем. Это требует определенной конструкции всего организма — умения сопротивляться, преодолевать и следовать своим представлениям.
● О журнале «Итоги»
Журнал «Итоги» мы делали как еженедельный хэппенинг, перформанс. Прошло много лет, но некоторые обложки остаются чрезвычайно современными. Так обложка с Путиным — это двадцатилетний прорыв в будущее. Непонятно, как это сработало: угадали мы тогда или, может быть, он сам, увидев обложку, захотел стать царем. Нам не дано предугадать, как дизайнерское слово наше отзовется.
● О шрифте
Буква — это знак, из которого составляется слово. Из слова — предложение, а в предложении — мысль. Даже по этому перечислению понятно, что буква — это самый базовый и качественный элемент. Шрифт неисповедимым образом отражает состояние культуры, желаний, умов своего времени. Сложно объяснить, но можно научиться видеть эти тонкие отличия, изящество, которое есть в знаке.
● О социальной ответственности
Обязательства дизайнера по отношению к обществу даже более серьезные, чем у политика. Дизайнер, в отличие от политика, способен свою ответственность осознать, увидеть результат своих действий и оценить его. Дизайнер создает плоть жизни. Поэтому в этой профессии есть место высокой ответственности и совести. Необходимость различать преемственность и плагиат. Конечно, бывают проходные работы, иногда просто нужно заработать деньги — но и это лучше делать с достоинством.
● О логотипе
Хороший логотип — это произведение. Есть много разных формулировок: «в точку», «абсолютное попадание». Логотип должен быть пронзительным, безукоризненным, убедительным. Он как тройное сальто, как все, что человек делает путем сверхусилия. С точки зрения дизайнера логотип — такая максимальная концентрация всех его возможностей.
→
Интервью полностью в «Точке зрения»
→
Годовая программа по графическому дизайну