Как критиковать дизайн?Важная проблема в компетентности дизайнера — навыки объективной критики. Заметно по большинству современных дискуссий.
Что стоит понимать о культуре профессиональной дизайн-критики:
➖Обсуждение и критика невозможны без договоренности о задачах и целях проекта. Не знаем задач, ждем, размышляем, исследуем источники информации, R&D базы для критики и целей — пытаемся их выявить, но и критика тогда будет крайне приблизительной.
➖ Сначала обсуждается функциональность, акцент на человека и его потребности в объекте и как они реализуются в дизайне, затем технологичность, финальная часть — внешняя эстетика и почему у нее такие законы и логика (следствие из первых пунктов).
➖ Стоит критическое замечание формулировать как вопрос и рекомендацию: «Почему это работает вот так (описание функции кнопки, текста, формы), хотя практичней и экономичней было бы решить этот элемент вот таким образом (описание идеи)».
➖ Важно понимать, что любой популярный проект в сознании масс работает по принципу Хайп-цикла, после всеобщего слепого одобрения на пике, возникает тенденция также слепо критиковать.
➖ Объективной критике мешает одна из ошибок мышления, когнитивный сбой post hoc ergo propter hoc — «После этого — значит, по причине этого». Заблуждение, когда на оценку качества текущего проекта влияет знание о качестве и недостатках предыдущих проектов. Рациональная логика может подсказывать, что выявленные ошибки прошлого должны приводить к совершенствованию процессов. Но критика часто основывается на стереотипах восприятия прошлых неудач, хотя успешный дизайн это именно процесс отладки недостатков системы.
➖ Обязательно надо создавать для дискуссии общий словарь терминов и точную трактовку эпитетов. Иногда фраза «народ такое любит» — говорит о потенциальном успехе в масс-маркете, а иногда о том, что любит наш народ всякое г. Тут важны границы культурного значения слов и их интерпретаций.
➖ Обсуждение проекта в зоне критики не является инструментом поиска решений, это надо понимать, но надо стараться вырабатывать гипотезы решений рекомендательного характера, для объективации мышления, его целеполагания. Критика должна служить импульсом к улучшению продукта, это основной мотив, даже если вы обсуждаете конкурентный проект.
➖ Процессу критики надо обучать в институтах. В зарубежных институтах есть практика Crit — когда педагоги и студенты совместно обсуждают критерии требований к проекту. Только общие критерии, как совместно оценивать обучение. Кстати, практика выставления студентами себе и коллегами оценок по проектам помогает прививать культуру объективной критики, через самокритику.
➖ Критика в дизайне должна быть независимой. Смешно наблюдать как конкуренты на рынке высказывают критику по проектам своих соперников за клиентов и бюджеты и аудиторию. Нельзя и рассматривать проекты с позиции авторитетности исполнителя — только соответствие заявленным целям, ресурсам, возможностям решений.
➖ В проектной работе, надо отводить критике отдельный проектный этап. Есть прием — Шесть шляп мышления (англ. Six Thinking Hats) — система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно, там каждый член команды отвечает за роль самостоятельную или эти роли меняются попеременно, отдельная роль — быть временно критиком, видеть исключительно только недостатки, но все понимают, что это такое обязательство, как и видеть только преимущества и перспективы.
➖ Грубо говоря, не всегда рационально обсуждать проект с глупой формулировкой «Это — говно», возможно ваш собеседник развит шире вас и понимает, что экскременты всегда выступали главным удобрением и фактором роста урожая и способен увидеть в вашей критике больше позитивных перспектив — и правильно сделает. Целые культуры возникали из накопления и перераспределения навоза, а саман был главным строительным материалом цивилизации.
—
Дмитрий Карпов