Россия — черная дыра или белое пятно на карте мира. Это хорошо видно по прилагаемым картам. На первой точками обозначены все дороги мира, на второй — все морские порты мира, на третьей — аэропорты мира. На всех картах на месте России зияющая пустота.
То что наша страна на две трети не пригодна для жизни человека, мы выучили еще в школе. Не пригодна из-за климата, конечно. Больше 60% территории — вечная мерзлота. Средняя годовая температура минус пять или шесть градусов. Даже в северной Финляндии плюс.
Из-за экстремальных погодных условий россияне живут компактно, очень компактно. Если сложить все города России вместе, все поселки, все деревни, все населенные пункты, ПГТ, прибавить к ним объекты промышленности, заводы, армейские базы, военную и гражданскую инфраструктуру, аэропорты, еще прибавить все дороги, все трассы федерального и регионального значения, то вся эта масса займет ровно два с небольшим процента всей территории страны. (2%, ошибки в цифрах нет) Я бы не поверил, но это официальные данные.
В мемуарах Егора Лигачева (кто забыл, во времена позднего социализма это был один из ключевых управленцев, второй человек в государстве после Горбачева) есть прекрасный рассказ о русской зиме. Я рекомендую его прочитать всем, кто интересуется историей нашей страны.
"Зима 1984-1985 годов стояла необычайно суровая, ее снежными заносами, которые в иных регионах достигали высоты двух-трех метров, — пишет Лигачев. — Из-за сильных холодов обильных снегопадов возникли большие трудности промышленности, а особенно на транспорте. Не будет преувеличением сказать, что народное хозяйство оказалось на грани паралича. Хорошо помню обстановку тех месяцев: 54 крупные теплоэлектроцентрали, составлявшие наш главный энергетический потенциал, могли в любой день погасить котлы, на некоторых ТЭЦ загрузка углем шла буквально с колес. На магистралях стояли сотни брошенных поездов. Двадцать две тысячи вагонов замерзли на подъездных путях. Разгрузить их не представлялось возможным из-за намертво смерзшегося груза. В правительстве готовили страховочный вариант на случай катастрофы: предполагалось остановить, вывести из эксплуатации сотни крупнейших предприятий, потреблявших газ и мазут, чтобы обеспечить теплом и светом жилые кварталы, не допустить замерзания квартир.
Ситуация складывалась критическая, по существу речь шла о крупном стихийном бедствии, охватившем не какой-то один регион, а почти три четверти территории страны.
Политбюро ЦК КПСС и правительство принимали поистине отчаянные меры, чтобы не допустить развала энергетической системы страны, предотвратить катастрофу. При этом главная задача определилась весьма четко: прежде всего необходимо было обеспечить бесперебойную работу железных дорог.
Сто дней и ночей длилась упорная борьба с холодом и снегами. С помощью оперативного штаба были решительно сломаны ведомственные перегородки: в критический час железнодорожники, металлурги, угольщики, нефтяники не вели между собой тяжб, а, наоборот, подставляли друг другу плечо. Могу сказать определенно: в ту суровую зиму только политическое и хозяйственное единство страны спасло всех от великих бед, — если бы замерли железные дороги в заснеженной России, на Украине, в Казахстане, повсюду остановились бы заводы, без тепла и электроэнергии остались бы люди.
Могу сказать, что мы коллективно справились с предкатастрофической ситуацией. И более того, извлекли из нее уроки: взялись за строительство новых подъездных путей, пунктов обогрева вагонов, за производство снегоочистителей - поразительно, до той поры промышленность ежегодно выпускала лишь по нескольку штук этих необходимейших в условиях огромной страны механизмов".