
1999 год. Омск. Митрополит Феодосий, с понятной, священной и простительной в данном случае гордостью, хвастается предо мной епархиальными достижениями, для чего привозит меня в епархиальный детский садик. Пара минут общения с малышами, а затем – стол для дорогих гостей. К приезду митрополита были приготовлены пироги и прочее. Действующие лица: Митрополит, секретарь епархии, священник, курирующий этот детский садик, еще пара священников и я. Входим в комнатку, где накрыт стол, молимся, рассаживаемся.. Митрополит, сев во главе стола, естественно, под иконами, в красном углу, подзывает меня – отец Андрей, садись здесь, рядом с мной… Вечером того же дня для встречи со мной митрополит созывает епархиальное собрание всего духовенства Омско-Тарской епархии. И мне пришлось отвечать на вопрос, который священники не рисковали задать прямо своему митрополиту: почему в нашей церкви не всё происходит «по канонам» (экуменические молитвы с еретиками и прочее).
И я был вынужден признаться: отцы, я именно сегодня нарушил каноны Вселенских соборов и подлежу лишению сана.
Правила гласят: «Диаконам не позволено сидеть между пресвитерами. Ибо то бывает не по правилу и не по чину. Если же кто и после этого определения не проявит послушания, да прекратится его диаконство» (18 правило 1 Всленского собора). «Поскольку мы узнали, что в некоторых церквах диаконы попустив себе дерзость и своеволие, председят пресвитерам, того ради определяем: диакону не занимать места выше пресвитера (7 правило Пято-Шестого Вселенского собора).А я, будучи простым заштатным диаконом, сегодня в вашем детском садике сидел рядом с митрополитом «выше» секретаря епархии и других пресвитеров. Так что, отцы, будьте принципиальны. Лишайте сана и меня, а заодно и вашего митрополита, потому что это он мне приказал. И тем самым вы получите нравственное право требовать исполнения всех остальных канонов. Если же вы прощаете нам с владыкой это нарушение, тогда не торопитесь осуждать и других нарушителей церковно-правовых древностей.
Правило «диакон да не дерзает сесть впереди пресвитеров и епископов» было вполне уместно. Чтобы его понять, нужно представить себе церковную жизнь Египта IV-V столетий. Это время, когда в Египетской Церкви властвовал принцип непотизма. «nepos» по латыни означает племянник. Непотизм – это передача власти от бездетного владетеля к племяннику. Именно так в нескольких поколениях переходила власть Александрийских Патриархов. Епископат уже был безбрачный, и власть переходила от дяди к племяннику, Египет – это страна фараонов с древней традицией жесткого монархического управления. Все епископы в Египте имели статус просто патриарших чиновников-викариев. При этом церковные правила запрещали переход с одного епископского города в другой. И, значит, провинциальный епископ не имел шансов стать патриархом. Поэтому дядя-патриарх, готовя своего племянника к патриаршему служению, не мог
http://kuraev.link/blog76027743