Size: a a a

Ах, этот Минфин

2021 November 01
Ах, этот Минфин
источник
2021 November 03
Ах, этот Минфин
Новый уровень закрытости в нашей стране, Правительство распорядилось закрыть все закупки ФСО, ФСБ, СВР, Минобороны и Росгвардии, а также всех их подведомственных учреждений [1]. Всё это в распоряжении Правительства РФ от 30 октября 2021 г. N 3095-р.

Если раньше были закрыты закупки этих ведомств только в части закрытой части бюджета, то сейчас решили закрыть все закупки, в том числе и по открытой части тоже. Что это означает на практике?

1. Значительное повышение непрозрачности гражданской деятельности этих ведомств. Если, к примеру, у СВР её точно нет, то ФСБ, Минобороны и Росгвардия ещё и осуществляют лицензирование деятельности, а ФСО ведёт портал нормативно-правовых актов pravo.gov.ru. Вся эта деятельнсть теперь будет скрыта как и другая работа этих органов власти.
2. Ещё большее снижение конкуренции по закупкам этих ведомств. Закрытые конкурсные процедуры идут по закрытому списку поставщиков.
3. Можно обратить внимание что в этом списке нет МВД, но есть Росгвардия, выходит секретность Росгвардии сильно выше чем МВД. Закупки Росгвардии ранее были предметом общественного расследования, как бы причина не была именно в этом.

Вместе с ростом закрытой части российского бюджета он становится всё непрозрачнее.

Ссылки:
[1] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111020029

#opencontracting #contracts #government
источник
Ах, этот Минфин
Минсельхоз России подготовил проект Распоряжения Правительства об утверждении перечня открытых данных Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов. Судя по документу, должны быть доступными:

- ИНН и наименование юрлица/ИП
- дата и время проведения работ с применением пестицидов и химикатов
- торговое наименование препарата, действующее вещество и выбранный способ его применения
- информация о способах обеспечения безопасности населения.

Не так часто в последнее время принимаются решения о публикации открытых данных, влияющих на качество и безопасность жизни, поэтому наличие данный документа не может не радовать.

По информации Федерального проекта портала НПА, общественное обсуждение проекта должно было закончиться вчера, но всегда можно отправить предложения об открытых данных напрямую в Минсельхоз.

https://regulation.gov.ru/projects#npa=119605
источник
2021 November 08
Ах, этот Минфин
На сайте Минэкономразвития появился приказ "Об организации работы по публикации и актуализации общедоступной информации Минэка в 2021-2022 года в форме открытых данных".

Перечень данных для публикации насчитывает 30 пунктов среди которых, например, координаты здания Минэкономравзития России, перечень подведомственных учреждений, состав общественного совета.

"Содержательных наборов" не так много и явно недостаточно - Департаменту цифровой трансформации необходимо подготовить только один набор - "Перечень государственных информационных систем", Департаменту развития цифровой экономики - 3 набора (мониторинг официальных сайтов, отзывы граждан о состоянии оф. сайтов и реестр наборов открытых данных).

К сожалению, создание открытых данных на основе данных Государственных информационных систем в Приказе не предусмотрено. А у Минэка есть, например, портал госпрограмм, все "открытые данные" которого непригодны к использованию (еще летом отправляли обратную связь, но до сих пор данные не были исправлены).

Недавно на одном из мероприятий Минэк анонсировал обновление (сокращение и переработку) Приказа Правительства России 1187-р О перечне общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов. Надеюсь, что для данной задачи будут проведены открытые обсуждения с экспертами, пользователями открытых данных и гражданами, иначе открытость РФ сократится еще больше.
источник
Ах, этот Минфин
Обновленный перечень открытых данных Минэка
источник
Ах, этот Минфин
источник
2021 November 09
Ах, этот Минфин
Часто спрашивают, как отправлять обращения граждан и получать на них содержательные ответы.

Самое главное (помимо вежливости, корректности и правила "1 обращение - 1 вопрос") - использовать индивидуальный подход и найти канал коммуникаций. Например, Минфин России реагирует только на официальные обращения, с Минэкономразвития России экспериментировала во всех возможных соц. сетях, получила ответ только в Инстаграм, Федеральная таможенная служба перезванивает в ответ на оставленные сообщения на сайте.

Больше всех радует Казначейство России. Помимо содержательных и очень оперативных ответов коллег к большинству постов с вопросами или информацией об ошибках в ЕПБС, у Казначейства стала активной официальная страница в facebook. Все мелкие вопросы теперь можно решить отправкой личного сообщения, вопросы переадресовываются ответственным сотрудникам и затем пересылаются ответы на них.

Больше всего была удивлена, что отвечают и поздними вечерами, и в выходные, и делятся контактами исполнителей по обращению. В некоторых вопросах ответы в FB даже результативнее, чем в техподдержке Казначейства России, в которой ошибочно утверждают, что техподдержка доступна организациям, а граждане (на налоги которых функционирует техподдержка) обращаться в нее не могут.
источник
2021 November 15
Ах, этот Минфин
На Едином портале бюджетной системы (budget.gov.ru) пустой реестр участников и неучастников бюджетного процесса. Пока неизвестно, является ли обнуление технической ошибкой, или это очередное исчезновение открытых данных

UPD. Восстановилось
источник
2021 November 16
Ах, этот Минфин
Минэкономразвития заключит контракты еще на 63 млн рублей с командой поставщика, дважды внесенного в реестр недобросовестных

История с контрактами Минэкономразвития на ИТ-работы и его «недобросовестными поставщиками» получает продолжение. Первый поставщик «Рунетсофт» внесен в РНП из-за контракта на портал открытых данных. Второй поставщик «Рунетсофт» внесен в РНП 19 октября 2021 года из-за контракта с Департаментом Севастополя. По заключенному в конце 2020 года контракту между Рунетсофтом и Минэкономразвития на 35 млн руб. на работы по Порталу открытых данных и Мониторингу госсайтов никакого движения нет - пять этапов прошли, подтверждения исполнения этапов контракта или выставленных штрафов в ЕИС нет.

Через два дня после внесения второго «Рунетсофта» в организации «РНСВЕБ» появляется новый учредитель и новый гендиректор (думаю, что «РНСВЕБ» станет третьим «Рунетсофтом» и пойдет в госзакупки). Но одновременно с этим в сентябре-октябре на торги выходит Индивидуальный предприниматель, который около месяца в 2020 году был ген. директором одного из Рунетсофтов. У указанного ИП нет исполненных контрактов на портале госзакупок, а есть только относительно небольшие контракты, полученные в сентябре-октябре. Например, контракт с Роскомнадзором на 1,8 млн руб., заключенный в конце октября и расторгнутый по соглашению сторон менее чем за неделю. Кроме этого есть два контракта с ФОМС ЯНАО на общую сумму в 1,1 млн руб.

И теперь самое интересное. В октябре ИП заключил 2 контракта с Минэкономразвития на 16,9 млн руб. на АИС СО НКО и сопровождение корпоративного портала Минэкономразвития. Также в стадии подписания находится контракт на 46,5 млн руб. на портал Внешнеэкономической информации. В заявке были указаны три контракта на «сопоставимую сумму» от 2016, 2018 и 2019 годов и… перечень физ. лиц, часть из которых являются сотрудниками «Рунетсофта», включая одного из ген. директоров.

Получается, уже третий раз команда «Рунетсофта» получает крупные многомиллионные контракты Минэкономразвития. В первый год работы выполнены не были, время и деньги Минэка были не потрачены. Во второй год никакого публичного движения по контрактам не наблюдается, но тот отчетный документ, который я видела, настолько низкого качества, что принят по госконтракту не может быть. Что будет в третий раз - скоро узнаем.

Во всей этой истории есть вопросы не только к поставщику, но и к тому, как в целом устроен госзаказ в России. Ведь поставщик «играет» по правилам, установленным законодательством. Также есть вопросы и к тому, как формируется закупочная и конкурсная документация - ведь в Министерство третий раз приходит одна и та же команда, уже дважды заключавшая контракты с Минэком и попадавшая в РНП, но снова выигрывает тендеры.

Почему так происходит? Потому что реестр недобросовестных поставщиков не является действенной защитой от недобросовестных участников торгов. Существующая система государственного заказа в России не даёт возможности дисквалификации поставщиков, создающих раз за разом новые идентичные юридические лица (совпадающие по названиям, местоположению, учредителям). Какие механизмы в законе могли бы помочь в том, чтобы таких случаев было меньше?
источник
2021 November 18
Ах, этот Минфин
Ровно два года назад, 18 ноября 2019 года, был запущен проект Счетной Палаты РФ «Госрасходы»! (spending.gov.ru)spending.gov.ru)

За это время мы обработали и структурировали данные о контрактах, заказчиках и поставщиках; субсидиях, распределителях и получателях; нацпроектах и федпроектах; госпрограммах и подпрограммах. В этом году мы добрались до данных о расходах федерального бюджета с 2016 по 2021 год и представили их в удобном и понятном виде для граждан, исследователей и специалистов (по крайней мере в более понятном, чем это было раньше). Через несколько дней мы запустим модуль «Организации», и работа с сайтом станет еще удобнее.

Публикация открытых данных, API и возможность выгрузки поисковой выдачи - это то, без чего мы не могли обойтись в проекте, а экспертные записки, методики для расчета индикаторов и рейтингов, база знаний и классификаторы, использующиеся в федеральном бюджете (и заботливо собранные, проверенные, вычищенные и дополненные нашими аналитиками), стали приятным дополнением.

За время работы над проектом мы не могли не столкнуться с тем, что общий интерес к открытости и открытым данным  у госорганов в России постепенно спадает, поэтому тем ценнее, что в Счетной Палате РФ проект по открытым данным не только запустился после упразднения Открытого Правительства, но и продолжает развиваться. Мы адаптировались к сокрытию реестра субсидий на портале Электронного бюджета, к закрытию данных о поставщиках по 223-ФЗ, к периодическому исчезновению и некорректности данных о федеральном бюджете на портале ЕПБС, и к совсем недавнему удалению раздела «Нацпроекты» с портала ЕПБС. Поэтому, как минимум, в части расходов на нацпроекты и госпрограммы, формирование базы данных о расходах федерального бюджета и архива реестра субсидий, «Госрасходы» без преувеличения можно назвать уникальным источникам данных.

В этом году мы более плотно познакомились с сотрудниками и инспекциями Счетной Палаты РФ, поработали над интеграцией портала как в работу сотрудников, так и в другие внутренние проекты СП РФ. Активно продолжаем анализ качества данных источников, с которыми мы работаем, и делимся найденными ошибками и неточностями с «поставщиками» исходных данных - Минфином и Казначейством. Надеюсь, что результатом работы проекта станет не только новый инструмент, но и повышение качества данных в первоисточнике.

План на следующий год мы пока формируем: хотим сделать акцент на данных о региональных бюджетах и доработке существующих разделов. Всегда рады комментариям, предложениям и даже сообщениям об ошибках - чем больше вы их найдете, тем быстрее мы их исправим :).

Проект не мог бы развиваться без нашей увлеченной и сплоченной команды, в которую мы включаем не только тех, кто непосредственно работает в Управлении открытых данных ФКУ «ЦЭАИТ СП РФ» (спасибо руководству ФКУ за новое подразделение с красивым названием) и СП РФ, но и друзей проекта, участвующих и участвовавших в его развитии (команду Инфокультуры, команду, помогавшую нам с SEO-оптимизацией сайта, и команду, создавшую прекрасную интерактивную визуализацию рейтинга регионального протекционизма). Отдельное спасибо Ивану Бегтину за инициативу по созданию проекта, Павлу Демидову за эффективные коммуникации в СП РФ и, конечно, Алексею Кудрину и СП РФ, за то, что проект продолжает развиваться, а открытость звучит не только в российской повестке СП РФ, но и в международной.
источник
2021 December 01
Ах, этот Минфин
На сайте проекта СП РФ "Госрасходы" теперь доступен новый модуль - "Организации" (https://spending.gov.ru/orgs/) ^_^. Собрали первую версию профилей организаций, работающих со средствами из бюджета (получающих или распределяющих), на основе данных проекта: контрактов, субсидий (на конец 2020 года), расходов федерального бюджета. Пока бета-версия, будем постепенно расширять функционал.

А в октябре мы запустили модуль "Бюджет", содержащий данные о расходах федерального бюджета с 2016 года: https://spending.gov.ru/budget/
источник
Ах, этот Минфин
источник
Ах, этот Минфин
источник
2021 December 08
Ах, этот Минфин
Инфографика: Minfin Edition. Я что-то не поняла или действительно на графике проблема с соотношением профицита и остальных показателей?
источник
Ах, этот Минфин
На самом деле все еще хуже: что в итоге больше - доходы (судя по графику) или расходы (судя по подписям)?
источник
2021 December 09
Ах, этот Минфин
Переслано от Pavel
Дело раскрыто
источник
Ах, этот Минфин
В ноябре Казначейство России ответило Минфину (и мне), что данных об изменении федерального бюджета на портале ЕПБС нет в связи с тем, что Минфин их Казначейству не предоставил.

Сегодня мы видим, что данные на портале ЕПБС так и не появились, а Минфин уже больше месяца думает, что ответить на мой запрос о том, планирует ли Минфин все-таки предоставить Казне данные. Официальный срок ответа на обращение закончился вчера.
источник
2021 December 13
Ах, этот Минфин
Сегодня в 17ч. пройдет вебинар «Новые границы открытости бюджетов: расширение участия для достижения подотчетных результатов», организованный International Budget Partnership.

За последнее десятилетие многие страны взяли на себя обязательство по раскрытию информации о государственных расходах. Уровня текущей прозрачности недостаточно, поэтому необходимо перейти к комплексному подходу, при котором государственным аудиторам, правительству, исполнительным органам власти и общественности необходимо объединиться. Это позволит гарантировать, что доходы государства будут расходоваться в рамках общественных интересов. Мероприятие пройдет в формате дискуссий и интерактива.

Напомню, что именно Международное бюджетное партнерство является автором одного из наиболее качественных международных рейтингов в сфере открытости - Open Budget Index.

Регистрация по ссылке: https://us02web.zoom.us/meeting/register/tZwsdeqpqzktHtdDeflWKOTzgUA1EZVmEph7
источник
2021 December 14
Ах, этот Минфин
Свежий инструмент по моделированию политики открытых данных от Global Integrity и Open Data Charter посвящён теме использования открытых данных при противодействии коррупции [1].

Противодействие коррупции - это наиболее очевидный ответ на вопрос "зачем нужны открытые государственные данные". Именно для борьбы с коррупцией, в первую очередь, открываются данные о госзакупках, бюджетах, деклараций чиновников и многое другое. Почти вся современная госполитика основана на том что общественный и государственный контроль, также, использует данные в своей работе.

В России публикация открытых данных в этой области всё ещё существенна и у нас в стране раскрываются закупки и их результаты, декларации чиновников, данные бюджетов. Но с каждым годом всё больше сигналов об ухудшении этого раскрытия.

Например:
- закрыты все ключевые сведения в реестре субсидий на портале Электронного бюджета, а российские антикоррупционные ведомства и структуры не высказали своей позиции по этому факту.
- скрыты сведения о победителях контрактов по закону 223-ФЗ о закупках госкомпаний и госучреждений
- в реестре юридических лиц более не раскрываются сведения о учредителях НКО

И таких фактов можно собрать много за последние несколько лет.

В то время как страны с гораздо меньшей открытостью изначально сейчас делают существенные шаги вперед.

Важно помнить что противодействие коррупции начинается с доступности данных, именно данные дают необходимые возможности и позволяют создавать инструменты для того что называют общественным контролем.

Ссылки:
[1] https://fightcorruption.opendatacharter.net/

#opendata #opengov #anticorruption
источник
2021 December 16
Ах, этот Минфин
Получила долгожданный (дольше установленного законодательством срока) ответ от Минфина России. В предыдущих сериях:

- Мой запрос о недоступности данных по изменениям в федеральный бюджет на портале ЕПБС Минфин перенаправил в Казначейство России с комментарием, что создание и ведение ЕПБС находится в ведении Казначейства России.
- Казначейство России на этот запрос ответило (и мне, и Минфину) тем, что данные об изменении федерального бюджета на портале ЕПБС отсутствуют из-за того, что они не были предоставлены Минфином России Казначейству.
- Спустя больше месяца Минфин (на мой повторный запрос в Минфин о том, когда данные будут предоставлены Казначейству) отвечает, что работы по формированию и передаче публикации об изменения в федеральный бюджет запланированы на 2 квартал 2022 года.

Но обязательства по публикации указанных данных появились в Приказе 243н вместе с требованиями по публикации Закона и Проекта закона о Федеральном бюджете, то есть должны быть доступны с 2018 года, а не с середины 2022.

Если по каким-то причинам указанные работы были изначально запланированы в середине 2022 года, то почему нельзя было на запрос, отправленный в сентябре, так и ответить, а не переводить стрелки с Минфина на Казну и обратно?

И главный вопрос, занимается ли кто-то мониторингом исполнения Приказа Минфина России 243н - изменения и проекты изменений в законы о федеральном бюджете далеко не единственные отсутствующие на портале данные, публикация которых обязательная с 2018 года.
источник