Size: a a a

Ах, этот Минфин

2021 July 07
Ах, этот Минфин
Минфин России планирует опубликовать "реестр субсидий", но в нем будут данные только о "безвозмездных субсидиях юрлицам, ИП и НКО", а данных о получателях поддержки не будет.

UPD. Судя по всему, в документах, о которых пишет РБК, речь идет не о реестре субсидий, а о реестре господдержки [1], поэтому в статье столько нестыковок.

Очень интересная и подробная заметка о реестре субсидий опубликована в РБК, но и после нее остается много вопросов:

- Будет ли возобновлена публикация данных о бюджетных инвестициях и межбюджетных трансфертах, или останутся данные только о "безвозмездных субсидиях юрлицам"?

- Почему Минфин/Казначейство возобновляют публикацию спустя год, если и по старому Приказу (153н), и по новому Порядку ведения реестра, он должен быть открытым и публиковаться на ЕПБС?

- Будут ли доступны данные за 2021 год, если "новый реестр" будет опубликован только в течение семи рабочих дней после принятия ГД Закона о федеральном бюджете на 2022 год?

- Судя по заметке РБК, теперь будет публиковаться информация о "субсидиях, планируемых к предоставлению в 2022-2024 годах". Как мы будем узнавать о фактически распределенных субсидиях (и будем ли)? (мы ведь помним, как после публикации ТОПа субсидий за один из годов, субсидия на одно из СМИ из трехлетней превратилась в однолетнюю).

- Судя по новому Порядку ведения реестра соглашений, в нем останется только 4 поля (распорядитель бюджетных средств, размер субсидии, КБК, частично сведения о НПА). Результатом "общественного обсуждения" стало сокращение полей не до 5, как предлагалось Минфином в Проекте Порядка ведения реестра, а до 4 (https://t.me/ahminfin/332). Но в статье РБК говорится, что "предложений в рамках общественного обсуждения в Минфин не поступало" согласно странице проекта приказа. Как и кем тогда сократилось количество полей с 5 до 4?

В Электронном бюджете, портале Госзакупок и других информационных системах Казначейства и Минфина России есть детализированная информация о каждом соглашении, каждом получателе, каждой транзакции. Все эти данные машиночитаемые и структурированные.

Поэтому публикация четырех полей реестра субсидий выглядит несерьезно, особенно с учетом того, что поддержка (развитие, разработка, эксплуатация) информационных систем Минфина/Казначейства стоит нам, гражданам России, 3-7 млрд руб. в год, а стоимость разработки и эксплуатации Электронного бюджета доходит до 19+ млрд руб.

Хорошо, конечно, что хотя бы часть информации станет снова доступна, но планируемая к публикации "урезанная версия" реестра субсидий, в которой не будет получателей и информации о фактически распределенных субсидиях, целях, показателях, сроках, не имеет ничего общего с тем подробным источником данных, которые существовал до конца 2020 года.

А общая тенденция открытости данных и открытости госфинансов в России не меняется - в последние годы открытость государства не просто снижается, но и те данные, которые должны быть доступны в соответствии с НПА, не публикуются (те же региональные и муниципальные бюджеты должны публиковаться в структурированном формате уже 3,5 и 1,5 года, но их до сих пор нет).

Ссылка на статью РБК: https://www.rbc.ru/economics/07/07/2021/60e335139a79474f007949dc

[1] http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Государственная%20поддержка/Информация%20о%20субсидиях%20юридическим%20лицам,%20индивидуальным%20предпринимателям,%20физическим%20лицам?_adf.ctrl-state=4krpsz3c2_4&regionId=45
источник
2021 July 12
Ах, этот Минфин
8 лет назад было принято Распоряжение Правительства 1187-р от 10.07.2013, утверждающее перечень общедоступной информации о деятельности федеральных органов власти, размещаемой в формате открытых данных.

Малоизвестный факт, что за пару месяцев до упразднения Открытого правительства (в марте 2018 года) данный перечень был расширен информацией, раскрываемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [1].

К сожалению, за три года после управзднения ОП в данный перечень ничего нового добавлено не было.

Постановлению Правительства 583н от 10.07.2013 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных" повезло не намного больше. Единственное изменение, внесенное после упразднения Открытого правительства - изменение Минкомсвязи на Минцифразвития.

Никаких новых Постановлений/Распоряжений/Приказов, регулирующих открытые данные или расширяющих перечень для публикации данных, принято не было.

Это еще один параметр, по которому можно оценить развитие (а точнее, его отсутствие) открытых данных в России за последние годы.

[1] https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=310707#l1
[2] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102166683
источник
Ах, этот Минфин
Казначейство России сообщает, что на портале Электронного бюджета (в разделах "Бюджетная отчетность" и в "Открытые данные") теперь доступны данные бюджетной отчетности по 20 тысячам бюджетов бюджетной системы РФ. Это, безусловно, хорошая новость.

При первом изучении раздела и данных можно заметить, что:

- раздел годовой и ежеквартальной отчетности по "Муниципальному уровню" полностью пустой,
- интригует раздел "отчетность на нерегулярной основе", но он тоже пустой,
- документация пока требует доработки (например, значение поля "дата данных" с описанием "для данных «нарастающий итог с начала года" нам с коллегами разобрать не удалось),
- а данные в формате JSON, о которых говорится в новости, в разделе "Открытые данные" отсутствуют - выборочная проверка API наборов, связанных с бюджетной отчетностью, показала, что они пустые.

Из хорошего: в данном разделе работает выгрузка в формате xls, которая в остальных разделах (например, в разделе "Закон о бюджете") не работает уже несколько месяцев.
источник
Ах, этот Минфин
ФНС России на месяц раньше опубликовала обновлённые данные реестра МСП. В реестре доступны данные о 5,6 млн объектах  https://rmsp.nalog.ru
источник
2021 July 13
Ах, этот Минфин
К вопросу о том, что можно было сделать (и что нужно сделать) для перезапуска открытости в России:

- передать полномочия Открытого правительства (кому-либо, желательно компетентному и адекватному), т.к. они до сих пор никому не переданы
- создать консультационный/методический орган (взамен Совету по открытым данным) для госорганов и публикаторов данных
- мониторить исполнение текущего законодательства и публикацию данных (не только по перечням общедоступных данных, публикуемых в формате ОД, но и по ведомственным приказам - например, отсутствие тех же региональных и муниципальных бюджетов и реестра субсидий)
- перестать закрывать данные (есть длинный перечень ключевых данных, которых мы лишились в 2018-2021 годах, но со следующего года к нему прибавится закрытие части данных о контрактах из-за нового закона о госзакупках)
- перезапустить портал открытых данных и портал open.gov.ru
- разработать качественные методические рекомендации и просветительские/обучающие материалы для госорганов.
источник
Ах, этот Минфин
Не могу не поддержать Минфин России и Казначейство России, которые оценены на 2 и 3 уровень дата-зрелости в контексте открытых данных из 4 возможных (где 4 - самый зрелый). Думаю все мы, пользователи открытых данных, понимаем ценность и объем публикуемых данных и ту работу, которая за этим стоит, и, безусловно, считаем данные госорганы лидерами и в открытости, и в работе с данными.

Также хотелось бы поддержать Санкт-Петербург, который, несмотря на объединение портала открытых данных с порталом классификаторов, явно заслуживает не первого уровня "дата-зрелости".
источник
Ах, этот Минфин
источник
Ах, этот Минфин
У Казначейства России спросили о пропаже реестра субсидий в середине 2020 года.
Вот ответ (в моем вольном пересказе): Реестр является самым востребованным набором открытых данных, но нормативка к нему изменилась, и теперь система требует доработки. Казначейство России ждет заключения контракта (ориентировочно через три месяца) + месяц на доработку. И реестр опубликуется в формате "несколько уже, чем ранее".

Не могу не прокомментировать:
- новая нормативка рассматривалась еще в январе, в феврале уже была принята, т.е. прошло полгода, а реестр недоступен даже по новой нормативке;
- "несколько уже, чем ранее" - это 4 поля вместо нескольких десятков (если не сотни);
- "нужно заключить контракт". Но на развитие и поддержку Электронного бюджета тратится от 2 млрд руб. в год. Разве нужно заключать отдельный контракт (и обосновывать этим отсутствие реестра) для того, чтобы урезать набор данных? Может быть можно вписать "урезанную версию" набора данных в текущий 2 млрд руб.;
- "реестр субсидий - самый востребованный набор данных", а до этого еще упоминалась клиентоориентированность Казначейства. Но если это самый востребованный набор, неужели нужно оставлять пользователей на 9 месяцев без данных?

Вопрос о реестре настолько востребованный в этом году, что узнать его можно с трех слов: "В середине декабря 2020..."
источник
2021 July 15
Ах, этот Минфин
На Портале госпрограмм (programs.gov.ru) научились публиковать открытые данные в будущем времени. Аналогичная проблема с недостоверностью дат публикации и изменения наборов данных встречается на портале Электронного бюджета и на Портале открытых данных.
источник
Ах, этот Минфин
источник
2021 July 16
Ах, этот Минфин
Писала вчера, что "открытые данные" Портала госпрограмм публикуются в будущем времени. На самом деле, все еще интереснее. У тех наборов, о которых писала вчера, сегодня автоматически дата первой публикации и дата последнего внесения изменений изменилась на 17 июля. То есть эти даты генерируются рандомно, и никакого смысла не несут.
источник
2021 July 17
Ах, этот Минфин
Сегодня в 20:00 поговорим с Артуром Хачуяном об открытых финансовых данных. Будем рады вопросам :) https://youtu.be/wE0VmHM73DA
источник
2021 July 20
Ах, этот Минфин
Кратко о состоянии открытых данных с 2018 года: "Размещено: неизвестно. Изменено: никогда"
источник
Ах, этот Минфин
10 лет порталу Электронного бюджета!

20 июля 2011 года было подписано Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р "О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Спасибо Минфину России и Федеральному казначейству за огромный объем машиночитаемых, структурированных, детализированных и регулярно обновляемых наборов данных! Надеемся, что перечень публикуемых наборов данных будет расширяться, а реестр субсидий снова станет доступным.
источник
2021 July 22
Ах, этот Минфин
В журнале «Бюджет» вышла статья «Оценка программ и проектов: обязательная часть
доказательного подхода
к принятию управленческих
решений» директора Департамента исследований и методологии СП РФ Дарьи Цыплаковой и референта ДИиМ СП РФ Игоря Яременко.

В статье рассказывается об оценке госпроектов на основе доказательного подхода и обновлённом стандарте Счетной палаты. Например, при оценке госпроектов необходимо учитывать следующие критерии:
- оценка релевантности (актуальности);
- оценка результатов;
- оценка согласованности;
- оценка эффективности;
- оценка влияния;
- оценка устойчивости.

Было бы здорово, если бы кто-то по указанным в статье критериям и схемам оценил регулярно меняющиеся нацпроекты :).

Текст статьи доступен по ссылке: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Страницы%2068%20из%20Бюджет_07_2021LowRez.pdf
источник
Ах, этот Минфин
К этой "сочной" статистике о повальной неграмотности нормотворцев в исполнительной власти хочется добавить ещё и бесконечный поток нормативки порождаемой органами власти. Ничем не обоснованный поток
источник
Ах, этот Минфин
👎 Вице-премьер Дмитрий Григоренко оценил качество проектов актов, подготовленных и внесенных бюрократами в Правительство за первые пять месяцев 2021 года. Выяснилось, что аж 52% поступивших проектов не соответствуют регламенту, содержат недостатки правового и лингвистического характера, грамматические и орфографические ошибки.
 
Топ-10 критических нарушений выглядит так:
1) Отсутствие обязательных заключений/результатов экспертиз – 37%;
2) Наплевательское отношение к пояснительной записке – 23%;
3) Отсутствие необходимых согласований – 20%;
4) Непредоставление обязательного протокола заседания Правкомиссии по проведению административной реформы – 18%;
5) Нахальное внесение актов с неурегулированными разногласиями – 13%;
6) Отсутствие внятного обоснования самой необходимости акта – 10%;
7) Отсутствие финансово-экономического обоснования – 10%;
8) Наплевательское отношение к процедуре ОРВ – 9%;
9) Внесение акта неуполномоченным самозванцем – 4%;
10) Наплевательское отношение к процедуре общественного слушания – 4%.
 
В аппарате Правительства устали исправлять документы, которые содержат:
1) Глупые лингвистические и стилистические ошибки – 45%;
2) Грамматические и орфографические ошибки – 43%;
3) Неверные ссылки на источник – 43%;
4) Ошибки правового характера – 32%;
5) Несоблюдение сформированных подходов и сложившейся практики – 22%;
6) Ошибки при форматировании текста – 22%;
7) Ошибки в таблицах – 11%;
8) Дублирование предложений, по которым уже приняты решения – 3%.
 
Дмитрий Юрьевич считает: из-за того, что ряд бюрократов не способен подготовить качественные документы в срок возникают репутационные риски для всего Правительства, а также замедляется развитие российской экономики. От самых обнаглевших чиновников господин Григоренко потребовал прекратить ставить куда ни попадя пометку «Для служебного пользования» ради очевидного обхода обязательной процедуры общественных обсуждений. А всем остальным он поручил тщательно прорабатывать как суть, так и непосредственные тексты вносимых актов, и помнить: в Правительстве фиксируют «косяки» каждого исполнителя по документу, а также его руководителя.
источник
2021 July 26
Ах, этот Минфин
Казначейство России загрузило на витрину данных информацию об исполнении бюджета в 2019 году.

Теперь на сайте datamarts.roskazna.ru доступны многочисленные графики, таблицы и визуализации о финансовых результатах, деятельности федерального бюджета, макроэкономических показателях, остатках на счетах Федерального казначейства и многом другом.

Отдельно хотелось бы отметить визуализацию исполнения федерального бюджета, которую (при оперативном обновлении данными за 2020 год) можно было бы развешивать на стенах госучреждений и госорганов (ее можно скачать в png). Подобные визуализация бюджетов разных стран мы несколько лет назад собирали.

Также хочется сформулировать ряд пожеланий по развитию данного портала:

- оперативное обновление данных (данные загружены в конце июля 2021 года, хотя данные по исполнению бюджета за 2019 год появились на несколько месяцев раньше);

- корректное заполнение метаданных о наборах (например, указана дата загрузки набора "Баланс федеральных автономных и бюджетных учреждений на 1 января 2020 года" - 01.01.2019, она заведомо ошибочная);

- выделение отдельного раздела "Открытые данные" с возможностью скачать машиночитаемые данные (сейчас в разных форматах скачиваются показатели вместе с графиками);

- публикация инфографики в векторном формате (подходящем для широкоформатной печати).

В любом случае, приятно привлечь внимание к данному ресурсу, т.к. он наглядный и насыщенный различными показателями о федеральном бюджете за 4 года, но, судя по посещаемости, пока недооцененный пользователями.

И, кстати, это отличный пример информационной панели и дашборда, вместо которых на конкурсы "Бюджетов для граждан" подают презентации и картинки.
источник
Ах, этот Минфин
Инфографика "Исполнение федерального бюджета в 2019 году"
источник
2021 July 30
Ах, этот Минфин
Правительство Санкт-Петербурга вернуло портал открытых данных ^_^. Сайт снова доступен по ссылке: data.gov.spb.ru.

Подробнее об исчезновении портала в июне 2021 года здесь: https://t.me/ahminfin/397
источник