Летать иль ползать? Известен ли конец?#стартапы
Получается, что пишу третий подряд пост на тему есть ли смысл зарубаться в большую венчурную историю или всё-таки стоит просто системно клепать типичные проекты для заработка.
Новые мысли по этому поводу, навеяли два мероприятия, которые удалось посетить за последнюю неделю и один пост в канале телеграм.
Итак события и пост:
1. Митап организованный Алмасом Абулхаировым из FunCubator на тему: «Схема работы венчурных фондов». Спикер: Алмас Абулхаиров
2. Митап организованной Анастасией Швецовой, основатель M&A PR, партнёр Gagarin Capital. На тему «Как продать стартап из России?»
Спикеры:
- Максим Нальский, серийный IT-предприниматель, основатель компаний Pyrus,
iiko.net - Plazius, ныне известная как Sberfood.
- Илья Екушевский, основатель компании Busfor, недавно приобретённой BlaBlaCar
Пост: Как экзитнули фаундеры в 2019 году
Пост был опубликован в канале Алмаса «Венчур по понятиям»
https://t.me/ventureStuff. Кстати, всем рекомендую подписаться – отличный канал.
В посте были приведены данные по экзитам 40 компаний. (ссылка в следующем посте). Суть в том, что на момент продажи у основателей было в среднем 10% от компании. Самая маленькая доля, на момент продажи, всего 2%, самая большая 61%. При этом доля 2% была равна $20M. В среднем же эти 10% от компании колебались в диапазоне от $100 млн до $500 млн. Понятно, что в выкладке приведены только 40 самых крупных экзитов. Очевидно, что, если бы был опубликован список не из 40, а из 400 или 4000 проданных компаний, ты эти 10% доли выглядели совсем иначе.
Как раз на втором митапе Илья Екушевский, основатель компании Busfor, говорил, как они привлекали в проект $3 млн. и $20 млн. и это была самая крупная сделка на российском рынке за сколько-то лет. С момента основания компании до её продажи, прошло 7 лет. По какой цене компания была продана BlaBlaCar я не знаю, но, очевидно, что сумма находится где-то в диапазоне $50-100 млн. Если прикинуть по нижней границе $50 млн., взять среднюю долю основателей 10%, то за 7 лет работы с проектом два фаундера получили по $2,5 млн. Потом эти деньги разделим на 84 (7 летХ12 месяце= 108 месяцев) и получим, что в среднем один основатель за эти семь лет зарабатывал около $30К в месяц, что примерно равно 2 млн. рублей в месяц.
Таким образом, реалии таковы, что если вы делаете не единорога, то нет смысла вообще ввязываться в венчурную историю, гораздо проще делать сетки типичных проектов и плюсы здесь очевидны:
- Быстрая окупаемость, от нескольких месяцев до 2-х лет
- Развитие за счёт реинвеста собственных средств. Нет питчей, нет переговоров, есть полная свобода действий.
- Спокойно всё работает с одним основателем, нет конфликта интересов, споров и недопониманий
Получается так, что если вы строите компанию с привлечением венчурных средств, а венчурные деньги почти всегда подразумевают экзит, то в таком случае сумма продажи не должна быть меньше миллионов $50 млн. потому, что если сумма продажи будет, например, миллионов $5 млн., то получится, что вы с партнёром мучились все эти годы за 150-200К рублей/месяц каждый. А эти деньги уже можно заработать совсем с другим фокусом вовлечённости и участия в процессе.