Почему "Додо Пицца" может стать одной из крупнейших российских компанийЧерез 10—15 лет компания, которую мы сейчас знаем как "Додо Пицца", может стать одним из крупнейших российских конгломератов с присутствием по всему миру и капитализацией десятки миллиардов долларов. Почему я так думаю?
Сегодня Федор Овчинников
объявил, что Dodo выходит за пределы пиццы. У компании могут появиться кофейни, суши, гостиницы, химчистки — любой розничный бизнес, который можно развивать по франчайзинговой модели на базе инфраструктуры, выстроенной для пицца-бизнеса (информационная система Dodo IS, обучение, логистика, контроль качества и т.д.). Новые бизнесы будут работать под отдельными брендами; первым побочным проектом станет сеть кебаб-хаусов.
Я давно ожидал, что Dodo пойдет дальше пиццы, но Федор сделал не один, а сразу два шага вперед — за пределы еды. Логика правильная и понятная. Хотя Dodo стремительно растет (сейчас уже 540 пиццерий), компания все еще невелика на фоне "Яндекса" ("Еда") и
Mail.ru (DC), не говоря уже о Сбере. Надо быстро расти, иначе сожрут или затопчут.
В то же время Dodo гораздо лучше адаптирована для международной экспансии. Это единственная розничная сеть из России, сумевшая добиться таких успехов за рубежом. Dodo есть в США, Китае, Великобритании, Литве, Эстонии, Румынии, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Нигерии. На
2020-2021 годы запланированы Германия, Польша, Словакия, Финляндия, Болгария, Венгрия, Чехия и, предполагаю, Латвия и Закавказье. Емкость российского рынка компания исчерпает в ближайшие несколько лет. За рубежом работы хватит еще на десятилетия.
"Яндекс",
Mail.ru, Сбер, "Тинькофф" (
если пойдет в еду) — крупнейшие угрозы Dodo внутри России либо не работают в дальнем зарубежье, либо работают гораздо менее успешно. У "Яндекса" это главным образом "Такси", у
Mail.ru —
My.com и игры. Dodo построили машину глобальной экспансии, какой пока нет ни у кого в России.
Самый главный актив Dodo — это сам Федор Овчинников, основатель и генеральный директор. Я обнаружил его
блог в районе 2007—2008 года, когда он еще занимался книжным бизнесом, и за несколько лет наблюдений пришел к выводу, что это предприниматель с уникальным сочетанием идеализма и высоких деловых качеств. Мне бы очень хотелось найти других бизнесменов с таким же сочетанием качеств и при возможности инвестировать в их бизнес, но никого сопоставимого в России я пока не нашел (напишите, если знаете).
Падение покупательной способности населения и запрос на более дешевую еду Dodo заметила не сразу, но вовремя
спохватилась. Из других недостатков, заметных извне, можно отметить проявления сектантства, использование HR для первичного собеседования в управляющую компанию (чтобы не было
мучительно больно, собеседовать сотрудника с самого начала должен будущий руководитель) и появление
харизматиков, подвизающихся в жанре "
буллшит бинго".
Риски Dodo:1.
Что-то случится с @fedorinsights@fedorinsights. Федор важен как стратег, вдохновитель и хранитель принципов. Если он умрет, потеряет интерес или зазвездится, шансы компании попасть в одну лигу со Starbucks и McDonald's снизятся в разы. На долгой дистанции головокружение от успехов более чем реально. Вспомните, каким скромным был
Путин в 1999 году.
2.
Расфокусировка. При уходе от модели пицца-монолайнера одинаково хорошо управлять множеством брендов на множестве рынков будет непросто.
3.
Бюрократизация и потеря мобильности. Любой бизнес-процесс — а их мириады — Dodo стремится оцифровать и подробно описать в инструкциях. Это правильно, но с ростом масштаба адаптироваться под новые вызовы станет труднее — любые реформы будут требовать изменения большого количества правил и кода.
4.
Геополитика.
О перспективах: на
краудфандинге в 2014-2015 годах акции "Додо" продавались по ~$700. Сейчас на вторичном рынке они идут по $3000-4000.
#инвестиции #будущее