- Стартапер должен просчитать бюджет от раунда к раунду, обозначив сроки. На мой взгляд, это невозможно сделать. Уже говорил на эту тему не раз в своих постах. Если мы говорим об IT-стартапах, то их развитие и дальнейшее масштабирование возможно, в основном, только через привлечение трафика из сети интернет. А интернет-трафик – это величина непостоянная и, можно сказать, что даже непредсказуемая. Поисковые системы раз в 2-3 месяца выкатывают новые фильтры и обновления и каждый раз приходится проходить квест, отыскивая всё новые и новые подходы. За три года таких поворотов может быть 10 и удастся ли успешно решать эту задачу 10 раз подряд – никто не знает. То же самое происходит и с социальным трафиком, видимо, все забыли, как у Марка в 2017 году умер друг по переписке в ФБ, и он не увидел его сообщения у себя в ленте, что тот уехал в больницу. В итоге в течение пары недель, если не ошибаюсь после этого события, ФБ стал отдавать предпочтения постам друзей в ленте. Соответственно на 90% просела органика с бизнес-страниц. Тысячи компаний, которые просчитывали свои бизнес-модели, основанные на органическом трафике с фейсбука – разорились. Много читал подобных примеров в тот момент, когда компании привлекали деньги, делали под проект 7-10 млн. страницы, а они в течение пары недель «скатывались в ноль» и переставали приводить клиентов в бизнес. И это не форс-мажор, а нормальная ситуация для источников трафика, когда систематически всё встаёт с ног на голову.
- Проект должен расти по формуле 3-3-2, или на 300% в первый год, на 300% во второй год и на 200% в третий год. Цифры взяты не с потолка, а из статистических данных. Именно так росли единороги перед выходом на IPO. Соответственно стартапер должен предоставить чёткий план, как он будет так расти.
При просчёте юнит экономики основным параметром является стоимость привлечения юнита. Правильно? И если по какой-то причине, цена трафика для привлечения этого юнита вырастит в два-три раза, то экономика может резко и не сойтись. Ведь так? Как говорится, беда не приходит одна и часто получается так, что ФБ и Гугл, примерно в одно время меняют свои алгоритмы. И что тогда говорить инвесторам? Горизонт планирования в IT-месяца три, на мой взгляд, но никак не три года.
Резюмируя вышесказанное, могу сказать, что слишком много параметров и слишком много «если», участвуют в просчётах. Вероятность успешного исхода зависит не только от вас. Наверное, не менее 50% в данном деле будет зависеть от удачного стечения обстоятельств. Тому большинству, у которого не получилось просто не повезло нарваться на неблагоприятную цепочку «если», притом что те, кому повезло и кому не повезло, имели равную степень таланта и прикладывали одинаковые усилия к достижению цели.
Поэтому, если открутить немого назад, не проще ли за 10-20 млн. руб. сделать проекты попроще или на худой конец просто купить и поддерживать уже работающие проекты, по крайней мере, из расчёта окупаемости 24 месяца, это даст 400К-800К реальных рублей в месяц. С которых также можно спокойно жить и развиваться, пусть и без глобальной цели покорения этого мира.
Ссылка на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=KOEMxlkItEw