Необходимы ли в России те меры по снижению потребления трафика, что были предприняты в Европе - там Youtube и Netflix понизил качество воспроизведения видео. Надо ли нечто подобное делать сервисам в России? Тем же онлайн-кинотеатрам нашим?
АИ: Такие меры имеют две основные причины: обеспечение качества сети и социальная ответственность.
Провайдеры обеспокоены тем, что их сетевые ресурсы, какими бы они ни были, рассчитаны на предсказуемые статистические пики в трафике, имеют риск не справиться с большим увеличением трафика. Такая ситуация обычно возникает, когда проводятся крупные так называемые специальные мероприятия, такие как спортивные мероприятия, национальные выборы, крупные музыкальные фестивали.
Большинство провайдеров, которые заботятся о пользовательском опыте, обычно заранее готовят сети к новым пиковым уровням, чтобы пользователи были удовлетворены мероприятием в целом. В качестве примера можно привести повышенный уровень готовности технической поддержки Ericsson в период Нового года или других массовых событий, как, например, сотрудничество Ericsson с МТС на Чемпионате мира по футболу в 2018 году, когда 7 из 11 городов были оснащены новым радиооборудованием, поддерживающим механизм увеличения пропускной способности Massive MIMO в LTE.
У такого оператора, который заботится о наилучшем пользовательском опыте, всегда будет иметь возможность отрабатывать максимально возможные пиковые уровни и взаимодействовать с новой реальностью.
Разница с Covid19 заключается в том, что максимальная продолжительность вышеуказанных событий составляет до двух месяцев, включая время до и после события, а продолжительность Covid19, к сожалению, непредсказуема. Другое отличие состоит в том, что Covid19 имеет глобальное распространение в отличие от специальных событий. Поэтому поставщики услуг испытывают длительный пик, который должен быть смягчен рядом мер, таких как преднамеренное снижение качества, пересмотр определения параметров сетевых ресурсов, сокращение предложения услуг.
И, наконец, Covid19 в Европе продемонстрировал новый профиль трафика: схема распределения трафика изменилась с центра города на пригород, а мобильный трафик от конечного пользователя в сторону сети увеличился в несколько раз из-за «работы из дома», теле- и видеоконференций и других причин.
Мы видим, что общий мобильный и фиксированный трафик в сетях может немного увеличиваться или оставаться на прежнем уровне, но распределение трафика изменилось в сторону увеличения в сегменте фиксированной связи из-за того, что люди остаются дома, школы переходят на полное online образование, и т.д. Сейчас вся жизнь крупных городов перешла в online: от йоги до совместного времяпрепровождения.
В настоящее время операторы в Европе в основном применяют принцип нейтральности, когда доступ ко всем поставщикам приложений одинаково разрешен. Но в такой критической ситуации, возможно, из-за необходимости передачи увеличенного объема данных и если увеличенная нагрузка станет регулярной, провайдеры будут думать о внедрении большего контроля интернет трафика.
Кризис отрицательно скажется на рабочих местах, т.е. уровень безработицы будет расти. При этом существует высокая вероятность того, что новое распределение и структура трафика изменятся, и новые пиковые уровни станут стандартом. С этой точки зрения, провайдерам услуг имеет смысл пересмотреть свои принципы расчета и планирования аппаратного и программного обеспечения в будущем.
Наконец, с точки зрения социальной ответственности операторы и поставщики услуг могут предпринимать определенные специальные действия, чтобы стимулировать правильное использование трафика и обучать пользователей новому поведению: вести поиск ответственно, не злоупотреблять потоковым видео и т. д.