Size: a a a

2020 April 09
AbloudRealtime
.. Что сделать регулятору. Вместо того, чтобы лично министру заниматься важной работой по составлению с помощью Telegram списков эвакуируемых с Пхукета (этим успешно могли бы заняться чиновники с зарплатами и аппаратным весом поменьше), стоило бы срочно подбросить операторам частот. Пусть временно. Для обслуживания атипичного трафика на время эпидемии. Как сделали в Южной Африке. В Южной Африке сделали, а у нас, что-то мне подсказывает, не сделают.
источник
AbloudRealtime
(10) Ситуация в Латинской и Центральной Америке. Видно, что от старны к стране все по-разному, с большим разбросом.

В целом - особо критичного давления сети не испытывают, в сетях, где был достаточный запас по емкости в целом не снизились показатели качества услуг. Но есть и страны, где качество услуг страдает, причем существенно.

Что лишний раз напоминает, что "в тучные годы" следует закладывать в строительство сетей больше, чтобы потом, в тот или иной кризис, не было мучительно больно. Но так мало кто поступает, т.к. KPI руководителей под это не заточены.

Проблемы мобильных сетей в отдельных странах связаны с недостаточным развитием сетей фиксированного доступа.

Операторы по-разному действуют. Кто-то вынужден срочно наращивать емкость сайтов, кто-то, напротив, раздает дополнительные 5ГБ обладателям самых бюджетных тарифов и убирает лимиты на передачу данных для пользователей самых дорогих тарифов, что дополнительно наращивает нагрузку на сеть. Лояльность абонентов это здорово, но сеть должна тянуть.
источник
AbloudRealtime
(11) Исход абонентов из центра города и из города в пригороды. Данные сети одного из операторов Бразилии.

Вполне прогнозируемое явление в рамках локдауна/карантина. Сети в московском регионе сталкиваются примерно с тем же. Хотя общая нагрузка на сеть может оставаться неизменной (как мы видели) или даже снижаться из-за снижения мобильности, но проблема в том, что опорная сеть в пригородах не рассчитана на тот уровень трафика. который обслуживают сети в центре города. Здесь может быть для некоторых операторов бутылочное горлышко.
источник
AbloudRealtime
(12) В развитие той же темы. С трафиком данных наблюдаем перераспределение, уход из центра на окраины и в пригороды. В плане голоса - практически повсеместный рост, но +20% не страшно.
источник
AbloudRealtime
(13) Не все понял на этой картинке. Но, насколько понял - нет роста проблем с "разрывами вызовов" через VoLTE. Но зато есть взрывной рост пользования VoLTE. На который сеть пока что отреагировала небольшим ростом проблем с качеством вызовов.  

Поправьте меня, если я не так понимаю этот график.

UPD: @Igor Kharlashkin подсказывает: на графике отмечено значительное увеличение инцидентов при установлении соединения VoLTE. Возможные причины не объяснены. Странно то что это произошло только на одной неделе.
источник
AbloudRealtime
(14) Прогноз в отношении того, как будет развиваться ситуация с "перегрузкой" сетей в Европе и США и борьбой с этой "перегрузкой".

В таблице во втором столбце показаны даты завершения локдауна (если его не будут продлять). В третьем столбце - даты, когда начнут снимать различные противоэпидемиологические меры (на основе опыта Хубея), ориентировочный прогноз даты завершения эпидемии, основанный на опыте Хубея. Высчитывается, как две недели с момента последнего выявленного факта заражения.
источник
AbloudRealtime
(15) Последний слайд. Выводы.

1. Большинство операторов НЕ наблюдают какого-то критического для качества функционирования сетей мобильной связи и ШПД роста потребления трафика.

При этом наблюдается:
- Рост трафика из-за антикризисных раздач бесплатных пакетов и услуг;
- на рынках с низким проникновением фиксированного ШПД рост потребностей в мобильном трафике может оказываться в разы меньшим;
- наблюдаются существенные "географические" изменения спроса на трафик. Даже в случаях когда суммарно объемы трафика не поменялись. Иногда это может приводить к перегрузке отдельных баз в пригородах и сельской местности.

2. Существенно выросла голосовая нагрузка, практически у всех операторов. У операторов с отсутствием VoLTE или низким проникновением этой технологии, большинство проблем или узких мест наблюдается в сетях 2G/3G.

3. Качество услуг может ухудшаться и число связанных с этим инцидентов может возрастать из-за "географических" изменений в распределении трафика, - вниманию планировщиков и O&M.
источник
AbloudRealtime
Как обещал, вот презентация. Но тема не исчерпана, для вас еще комментарии Анатолия Ильяича в формате Q&A.
источник
AbloudRealtime
Необходимы ли в России те меры по снижению потребления трафика, что были предприняты в Европе - там Youtube и Netflix понизил качество воспроизведения видео. Надо ли нечто подобное делать сервисам в России? Тем же онлайн-кинотеатрам нашим?

АИ: Такие меры имеют две основные причины: обеспечение качества сети и социальная ответственность.

Провайдеры обеспокоены тем, что их сетевые ресурсы, какими бы они ни были, рассчитаны на предсказуемые статистические пики в трафике, имеют риск не справиться с большим увеличением трафика. Такая ситуация обычно возникает, когда проводятся крупные так называемые специальные мероприятия, такие как спортивные мероприятия, национальные выборы, крупные музыкальные фестивали.

Большинство провайдеров, которые заботятся о пользовательском опыте, обычно заранее готовят сети к новым пиковым уровням, чтобы пользователи были удовлетворены мероприятием в целом. В качестве примера можно привести повышенный уровень готовности технической поддержки Ericsson в период Нового года или других массовых событий, как,  например, сотрудничество Ericsson с МТС на Чемпионате мира по футболу в 2018 году, когда 7 из 11 городов были оснащены новым радиооборудованием, поддерживающим механизм увеличения пропускной способности Massive MIMO в LTE.

У такого оператора, который заботится о наилучшем пользовательском опыте, всегда будет иметь возможность отрабатывать максимально возможные пиковые уровни и взаимодействовать с новой реальностью.

Разница с Covid19 заключается в том, что максимальная продолжительность вышеуказанных событий составляет до двух месяцев, включая время до и после события, а продолжительность Covid19, к сожалению, непредсказуема. Другое отличие состоит в том, что Covid19 имеет глобальное распространение в отличие от специальных событий. Поэтому поставщики услуг испытывают длительный пик, который должен быть смягчен рядом мер, таких как преднамеренное снижение качества, пересмотр определения параметров сетевых ресурсов, сокращение предложения услуг.

И, наконец, Covid19 в Европе продемонстрировал новый профиль трафика: схема распределения трафика изменилась с центра города на пригород, а мобильный трафик от конечного пользователя в сторону сети увеличился в несколько раз из-за «работы из дома», теле- и видеоконференций и других причин.

Мы видим, что общий мобильный и фиксированный трафик в сетях может немного увеличиваться или оставаться на прежнем уровне, но распределение трафика изменилось в сторону увеличения в сегменте фиксированной связи из-за того, что люди остаются дома, школы переходят на полное online образование, и т.д. Сейчас вся жизнь крупных городов перешла в online: от йоги до совместного времяпрепровождения.

В настоящее время операторы в Европе в основном применяют принцип нейтральности, когда доступ ко всем поставщикам приложений одинаково разрешен. Но в такой критической ситуации, возможно, из-за необходимости передачи увеличенного объема данных и если увеличенная нагрузка станет регулярной, провайдеры будут думать о внедрении большего контроля интернет трафика.

Кризис отрицательно скажется на рабочих местах, т.е. уровень безработицы будет расти. При этом существует высокая вероятность того, что новое распределение и структура трафика изменятся, и новые пиковые уровни станут стандартом. С этой точки зрения, провайдерам услуг имеет смысл пересмотреть свои принципы расчета и планирования аппаратного и программного обеспечения в будущем.

Наконец, с точки зрения социальной ответственности операторы и поставщики услуг могут предпринимать определенные специальные действия, чтобы стимулировать правильное использование трафика и обучать пользователей новому поведению: вести поиск ответственно, не злоупотреблять потоковым видео и т. д.
источник
AbloudRealtime
Как вы оцениваете надежность инфраструктуры в России? Грозит ли нам, что чем больше людей перейдут на удаленную работу, сети могут не выдержать нагрузку?

Ericsson работает с инфраструктурой операторов связи, которая является надежной и безопасной, так как она подчиняется стандартной архитектуре 3GPP и принципам защиты информации, встроенным в технологии RAN от 2G до 5G. Сеть является надежной, когда оператор вместе с поставщиком оборудования проводит исследование развития сети для выявления узких мест, критических областей, потребностей в емкости или покрытии, развертывает новейшие наиболее оптимизированные функции ПО, анализирует покрытия приложений (WhatsApp, YouTube, Yandex,В Контакте), качество мобильной связи на границе соты, максимальное использование доступного спектра и другие действия.
источник
AbloudRealtime
Почему операторы говорят о росте объема трафика, если изменилось лишь место его потребления - вместо работы люди сидят в интернетом теперь дома? целесообразно ли говорить о росте потребления трафика в таком случае?

Здесь важно понять, какой трафик рассматривается. В Европе мы видим, что наибольший удельный вес в увеличении трафика занимает сеть фиксированной связи, рост в марте в разных странах составил около 20-100%. Некоторые операторы, естественно, испытывают перегрузки. Голос по Wi-Fi или VoLTE у некоторых операторов увеличился до 90%. Таким образом, если оператор является только фиксированным или интернет провайдером, то его сеть в значительной степени подвержена влиянию и требует скорее всего пересмотра и расширения.

Однако основные операторы мобильной связи демонстрируют гораздо более скромный рост - до 20% роста трафика, и даже некоторые операторы, напротив, испытывают снижение мобильного трафика до -10%. Последнее происходит из-за перехода трафика в направлении фиксированной инфраструктуры, отражающего поведение людей.

Кроме того, важно изменение профиля трафика. Если до карантинных мероприятий трафик был в основном в направлении от базовой станции к абоненту, то сейчас картина существенно меняется и в направлении от абонента к базовой станции наблюдается существенный прирост объема передаваемых данных.  И абоненты перестают быть мобильными, у большинства европейских операторов мы наблюдаем существенное уменьшение хэндоверов, т.е. абонент обслуживается существенно меньшим количеством БС, что конечно же, не было учтено при планировании сети.

Другими словами, даже при сохранении общего объема передаваемых данных, изменение поведения абонентов может приводит  к перегрузкам на определённых участках сети, если не предпринять определённых действий. Программное обеспечение Ericsson имеет ряд специальных опций, которые помогут операторам минимизировать подобного рода проблемы. Безусловно  необходим анализ сети, поскольку в некоторых сотах в любом случае будет требоваться увеличение пропускной способности.

Поведение абонентов будет изменяться под влиянием ситуации, и ответ операторов будет опираться как на возможности обеспечения связи, так и на их ориентацию на улучшение пользовательского опыта».  //
источник
AbloudRealtime
👉 Тренды | Мнения

В Китае все три оператора начали предоставлять сервис 5G Messages - его позиционируют как замену SMS на сетях 5G. В сервисе нет ограничений по числу символов, можно обмениваться картинкам и видео - в общем, это еще один мессенджер, но нативный.

Станет ли новый сервис убийцей SMS и заменой коротким сообщениям? Спойлер:  если и станет, то не скоро.

https://rg.ru/2020/04/09/v-kitae-predstavili-alternativu-sms.html
источник
AbloudRealtime
🎈Дивиденды

МТС объявила размер дивидендов, который предстоит одобрить общему собранию 24.06.2020. Это 20,57 руб на 1 именную акцию 0.1 руб (41,14 руб на одну АДР). Кстати, собрание пройдет в форме заочного голосования. Сумма дивидендов по итогам 2019 года должна составить 41,1 млрд руб.
источник
2020 April 10
AbloudRealtime
🇺🇸🇨🇳 Регулирование

США продолжает жесткую политику по-отношению к китайском бизнесу в США.

Правительство порекомендовало FCC отозвать лицензию, ранее выданную американскому подразделению компании China Telecom оказывать услуги международной связи в США и для США. Такие действия в США объясняют ростом киберугроз и осознанием роли Китая в киберактивностях, направленных на США.

Американское подразделение China Telecom - крупнейшее подразделение китайского оператора за пределами Китая. Претензии к ней возникали и ранее, например, в 2018 году эта компания изменяла маршрутизацию трафика между США и Европой так, что он проходил по территории Китая (это еще называли угоном BGP маршрутов).

В 2019 году китайцев поймали за руку, по крайней мере в Oracle Internet Analysis вежливо намекали на то, что China Telecom "все еще не внедрил ни базовые меры безопасности маршрутизации, необходимые для предотвращения утечек маршрутизации, ни процессы и процедуры, необходимые для своевременного обнаружения и устранения их, когда они происходят".  

В общем, конфликт США и Китая набирает обороты и китайскому дракону в очередной раз наступили на хвост.

https://www.zdnet.com/article/doj-urges-fcc-to-revoke-china-telecoms-license/
источник
2020 April 13
AbloudRealtime
⭐️ Интервью

Ведомости подготовили интервью с содиректором Veon Каан Терзиоглу.

Основной посыл - инвестиции в ВымпелКом в Veon сокращать не собираются, Каан Терзиоглу считает, что нужно повысить качество услуг (сети) и качество обслуживания клиентов.

Влияние вирусного кризиса: "в России примерно на 15% возросло использование услуг голосовой связи, спрос на фиксированный интернет-доступ увеличился почти на 30%, а рост спроса на мобильный интернет составляет 10–15%." Это первые, краткосрочные эффекты цифры могут поменяться. Закрыто сейчас примерно 2/3 торговых точек оператора.

https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2020/04/12/827841-koronavirus-uskoril-tsifrovizatsiyu-ekonomiki

Интересно, что г-н Терзиоглу верит в то, что пандемия подстегнет движение к глобализации.  Хотя сейчас видно, как разрушаются прежние цепочки поставок и усиливается вектор на реиндустриализацию США. Что же, посмотрим. Экономический кризис только начинается, он будет значительным и  существенно изменит сложившуюся на конец 2019 года ситуацию.
источник
2020 April 14
AbloudRealtime
📈 Прогнозы | Тарифы

В TelecomDaily провели опрос с участием крупнейших федеральных и региональных операторов ФИКСИРОВАННОЙ связи. Все прогнозируют рост тарифов на соответствующие услуги в 2020 году.  

И если до сих пор на первый план в списке проблем, толкающих цены вверх были увеличение НДС и яровизация, то теперь на первое место уверенно вышла пандемия и ее экономические последствия.

В итоге в повышении тарифов в 2020 году уверено 84% опрошенных. Причем 62% уверены в том, что рост тарифов превысит 10%. Готовьте карманы.

На картинке показано кого именно опрашивали (всего 114 компаний, отбирались ведущие операторы на домашнем рынке, в опросах обязательно участвовал гендиректор).
источник
AbloudRealtime
(2..) Рынок телекоммуникаций РФ в 2019 году, несмотря на давление со стороны регулятора и не очень простую ситуацию в экономике РФ, продолжал расти. Чуть более 70% опрошенных руководителей отметили, что за год их компании нарастили объем производства услуг: 26% утверждает, что он вырос значительно (годом ранее об этом говорили 32%),45% — что незначительно (годом ранее — 34%).

Таким образом, в 2019-м положительную динамику демонстрировало большее количество операторов, однако им не удалось существенно увеличить потребление
сервисов. Еще 17% компаний сообщили, что объем оказываемых услуг остался на том же уровне; его сокращение зафиксировали 12% опрошенных (годом ранее — 8%).
источник
AbloudRealtime
(3..) Однако в 2019-м издержки операторов пошли в рост: с ними столкнулось более 60% опрошенных (менее 30% годом ранее). Так, на незначительное увеличение издержек
сейчас указали 44% компаний (по итогам 2018-го — только 24%), на значительном росте настаивают 19% (против 5% в предыдущий период). У 22% издержки за год не изменились (такой вариант по итогам 2018-го выбрали 31%), а у 15% они снизились (у 18% годом ранее).

Увеличение издержек нельзя рассматривать как исключительно отрицательный фактор для отрасли, так как к издержкам относятся также инвестиции операторов в строительство инфраструктуры. И, напротив, снижение издержек может
свидетельствовать о снижении инвестиционной привлекательности рынка связи.  ..
источник
AbloudRealtime
(4..) При этом общее финансовое состояние на операторском рынке продолжало оставаться благоприятным до текущего момента.

Большинство опрошенных, 81%, характеризуют его как устойчивое (по итогам 2018-го — 84%). 54% опрошенных считают, что средств хватает в том числе на развитие (56% годом ранее), еще 27% (то есть, более четверти респондентов) отметили, что на развитие средств в этом году не было, но хватало на поддержание бизнеса на том же уровне. Этот показатель остался тем же, что и в 2018.

Тем не менее, 12% респондентов охарактеризовали финансовое положение как неустойчивое, а 5% как катастрофическое.  ..
источник
AbloudRealtime
(5..) Отрицательными факторами, которые оказывают негативное давление на рынок, опрошенные фактически назвали последствия пандемии коронавируса — режим изоляции, введенный в России (привел к снижению реальных доходов большинства потребителей) и падение курса рубля.

Так, угрозу для своего бизнеса порядка 76% респондентов видят в «резком ухудшении общей ситуации в экономике и падении платежеспособного спроса», 64% — в «росте курса доллара/евро». Остальные риски (рост арендных ставок, повышение налогов, законодательные инициативы по ужесточению регулирования) менее существенны — их называет чуть более 20% представителей компаний. ..
источник