Size: a a a

2020 April 14
AbloudRealtime
(6..) В этих условиях 84% опрошенных не сомневаются, что в 2020 году вырастут тарифы на услуги связи (по итогам 2018-го такой прогноз озвучили 81% компаний). Сейчас операторы ожидают более существенного увеличения, чем в 2019. Если годом ранее более половины (52%) респондентов полагали, что рост тарифов окажется в пределах 10%, то теперь в этом уверены лишь 22%.

Большинство, 38%, ожидают роста от 10 до 15%, и еще 24% уверены, что тарифы по рынку в целом вырастут более чем на 20%. Годом ранее только 29% представителей операторов предполагали более чем 10%-ный рост.  

На диаграмме - прогноз изменения тарифов по мнению участников опросов.
источник
AbloudRealtime
(7..) От себя добавлю. Рост тарифов безусловно неизбежен по целому ряду причин.

Во-первых, выросла значимость услуг фиксированной связи для населения. Люди переоценивают значимость для них фиксированного доступа к интернету из дома и, соответственно, будут готовы заплатить существенно больше. Это по-сути, услуга первой необходимости, примерно, как электричество.  

Во-вторых, рост курса доллара не оставляет выбора всем операторам, которые продолжают вкладывать в развитие инфраструктуры. Поскольку оборудование инфраструктуры было и остается прежде всего импортным, то затраты на развитие и поддержание сетей неизбежно вырастут, и эти затраты некому оплатить, кроме потребителей - в виде повышения расценок.

В-третьих, государственные инициативы. Как ни крути, а любые ужесточения фискальной системы и все эти бесконечные сормы, яровизации, суверенные интернеты - это финансовый пресс на операторов, которое не может не транслироваться на потребителей.

Поэтому готовим карманы, цены обязательно будет расти, причем граница в 20% мне представляется легко преодолимой, несмотря на то, что регуляторы будут потрясать кулачками требуя хотя бы и полной бесплатности услуг операторов. Но, чудес не бывает, особенно экономических.  В худшем случае удержание роста цен приведет к заметному ухудшению качества услуг и другим ограничениям в пользовании интернетом.
источник
2020 April 15
AbloudRealtime
🇷🇺 5G | Регулирование

Минкомсвязи мотает, как флажок на ветру. То звучало оттранслированное сверху вниз "частот 3.4-3.8 ГГц" нет и не будет. То операторам обещают выделить какие-то полосы в маловостребованном диапазоне 4.8-4.9. И, не прошло и пары лет, с момента когда в мире начали запускаться сети 5G и вот уже даже в России, похоже, начинает просыпаться здравый смысл у регулятора. И вновь пошел разговор о частотах 3.4-3.8 ГГц.

Впрочем, это может успокоить только каких-нибудь иностранцев, не понимающих, кто на самом деле руководит частотными ресурсами в России. И оттого, что вроде бы поменялась позиция "регулятора", до того, как операторы получат частоты - дистанция по-прежнему все еще гигантская. И окончательное решение будет приниматься отнюдь не на Тверской.

В общем, факт включения диапазона 3.4-3.8 ГГц в не помню какой уже по счету "проект концепции 5G в России", этот исходит от АНО "Цифровая экономика" - это пока ниочем. Хотя и из разряда "пустячок, но приятно".

При этом замминистра связи, чтобы жизнь медом не казалась, сразу же отметил, что в диапазоне 3.4-3.8 ГГц можно будет выделить 40-80 МГц. Что, конечно, по-сути торпедирует всю идею 5G.  Если поделить эти 40-80 МГц между операторами, то получится от 10 до 20 МГц на нос. И это профанация, такая сеть не обеспечит никакого 5G опыта ее пользователям. Скорости будут ниже, чем в сети LTE c полосой 40 МГц.

Конечно, операторы не откажутся даже от таких крошек со стола. Теоретически эту полоску можно использовать для аплинка, а под даунлинк задействовать миллиметровый диапазон. Но такой подход годится для мегаполисов, а сколь бы то ни было обширного покрытия он не обеспечит.

Единственное решение проблемы - расчистка диапазона 3.4-3.8 ГГц. От военных и прочей "спецсвязи". Населению нужно 5G, чтобы работать и отдыхать, смотреть сериалы и проводить видеоконференции. И остальным пользователям, ради народа России, следует подвинуться из этого диапазона. Освободив все 300-400 МГц под операторов "большой четверки".

Если для этого необходимо будет переместить станции связи со спутниками из городов в малонаселенную местность, это следует сделать. И в следующий раз заниматься планированием частот под спецприменения с учетом международных активностей. Чай, не на острове живем.

И хватит уже тянуть резину... частоты пора начинать выделять, принимать решения о технейтральности ранее выданных частот, разрешать операторам строить 5G так, как они хотят и могут.

Дал коммент Известиям по этой теме: https://iz.ru/999875/anastasiia-gavriliuk/na-odnoi-chastote-operatory-i-minkomsviaz-prishli-k-konsensusu-po-5g
источник
AbloudRealtime
🇷🇺 Регулирование | Антикризис

Время признавать ошибки. В Правительстве РФ задумались пока что не об отмене, но хотя бы об отсрочке исполнения одиозного "закона Яровой". Пока что речь пошла о том, чтобы отложить на 2 года требование о ежегодном увеличении емкости хранилищ информации на 15% и об исключении из расчета трафик видеосервисов.

Что же, приятно видеть, что хотя бы такие потрясения как пандемия заставляют вспомнить о здравом смысле.

Идею вбросили через РСПП, проект поручений разработали в Минкомсвязи. Что же - вот тот редкий повод, когда ведомство хочется искренне похвалить. Хотя, конечно, лучше бы просто в свое время твердо выступили бы против яровизации как таковой.

Предусматриваются также и другие меры - снижение втрое платы за частоты до конца 2020 года, отсрочка по налоговым платежам.
Посмотрим, что из этих хотелок в итоге дойдет до реализации.

Под шумок Думе предложат принять законы о безвозмездном доступе операторов к инфраструктуре многоквартирных домов (не айс), о дистанционной идентификации абонентов (а вот это - нужно).  

В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло.

https://www.kommersant.ru/doc/4322109
источник
AbloudRealtime
🎈 Антикризис | SIM-карты и саморегистрация

Наконец-то и МТС подтянулся к теме онлайн-продаж SIM-карт, которые можно зарегистрировать без посещения салона связи. Опять же из разряда - не было бы счастья, да несчастье помогло.

Активировать карту предлагается при помощи специального приложения МТС Абонент, которое доступно для скачивания на смартфоны под iOS и Android. А как же владельцы звонилок? Идут лесом?

По умолчанию абонента кидает на ТП "Тарифище". Его можно поменять на другой, но уже в приложении Мой МТС.

Что потребуют для "саморегистрации"? Селфи, сканирование смартфоном паспортных данных, вбивание данных о прописке в форму на экране, роспись, пальцем по экрану.

Еще приложение попросит кивнуть или подмигнуть, чтобы подтвердить, что перед ней человек, а не фото. Фотография, сделанная смартфоном будет сличена с фотографией в паспорте. Если софт сочтет, что вы недостаточно похожи на этих двух фото, придется повторить процедуру  саморегистрации.

Оператор обещает, что от заказа SIM-карты до ее доставки пройдет не более 3 дней, в зависимости от региона. Обещана бесконтактная доставка курьерами. Пока что новая услуга действует в Москве и С.Петербурге, в ближайшие дни начнет работать и в других регионах России (в пресс-релизе написано "во всех").

Вот и зачем теперь вся эта гигантская розница МТС? Пора, пора сокращать салоны, хотя бы на треть, для начала.
источник
2020 April 16
AbloudRealtime
✔️ Антикризис | Арендные платежи

Спору нет, размер арендной платы за размещение решений сотовой связи в столице чрезмерен. И его безусловно нужно снижать, особенно, если мы хотим получить сеть 5G хорошего качества. И в деле борьбы за снижение арендной платы я операторов только поддерживаю - хотелось бы соответствующих регуляторных решений, в том числе, а возможно и предоставление позиций на крышах государственных и муниципальных зданий в бесплатное пользование сотовикам.

При этом просить скидки только для себя, любимых, причем ссылаясь на рухнувший трафик (при том, что все остальные участники рынка жалуются на возросший...), выглядит... странно и неправдоподобно. Но именно такой финт позволила себе Tele2.

Подробнее: https://www.comnews.ru/content/205601/2020-04-15/2020-w16/covid-19-zarazil-dokhody-tele2-moskve

Истинные проблемы компании понятны. В условиях, когда люди оказались заперты дома, число переходов от оператора к оператору будет минималистичным, что бьет по таргетам компании, ориентированной на рост доли рынка и доходов.

Отсюда и "антикризисная" программа - резка костов, попытки продавить арендодаторов, корректировка тарифов в сторону увеличения реальных расходов абонентов. Интересно будет посмотреть на отчет компании за 2q2020 - насколько там подпрыгнет ARPU.
источник
AbloudRealtime
👻 Антикризис | Регулирование и операторы

Вот новость о том, что новый министр Минцифраза Максим Шадаев просит операторов не брать плату за SMS и входящие вызовы с абонентов, которые вынуждены оставаться за рубежом из-за пандемии.

Это, понятно, забота о людях. Что приятно. Но это вновь забота в заданном сверху стиле, когда ковбой входит в бар и произносит: "Всем выпивка бесплатно, за счет хозяина салуна". Так ковбой ли это? Или таких называют по-другому?

Почему бы министерству не профинансировать эту заботу? Ведь что такое для операторов обеспечить бесплатные смс и голос из-за рубежа? Это не только отказаться от доходов, фиг бы с ними в кризисной ситуации (хотя из доходов выплачиваются зарплаты сотрудникам операторов, не будет доходов не будет и зарплат). Но это еще и выплаты зарубежным операторам. Они-то не отменяют платежи за коммуникации застрявших в соответствующих странах россиян (которых российское государство еще не всех и часто не бесплатно эвакуировало, почему, кстати?).

То есть операторам предлагается взять на себя еще и расходы. При этом государству / ведомству достанется слава "заботящихся" о людях, а расплатятся за это операторы, а в конечном итоге все остальные абоненты.

Нет, поймите правильно, тем, кто сейчас оказался в очень сложной ситуации за рубежом, помочь следует. Это, прежде всего. Операторы уже вводили некоторые льготы для таких людей, вероятно, пойдут и на увеличение этих льгот.

Но затем государство, на мой взгляд, должно будет операторам финансовые потери компенсировать. Если уж не деньгами (а почему бы и нет?), то льготами - отменой "яровизаций", снижением налогов, платежей за частоты и т.п. Потому что если корову только доить, но не кормить, она перестанет давать молоко. А именно отличная, на 5 с плюсом, работа телекома в этот кризис спасает людей от крышесноса, неизбежного, если бы все остались оторванными от интернета и связи.

Готово ли государство проявить свою часть заботы о людях как-то более материально, или ограничится просьбами к бизнесу идти на существенные расходы? Или игра идет в одни ворота?

https://tass.ru/ekonomika/8252897  - подробнее о теме
источник
AbloudRealtime
⭐️ Билайн.NOW вернулся в Telegram! И правильно. А то министру можно, а компаниям нельзя что ли?
источник
AbloudRealtime
Рассказываем, как живем в эти непростые дни. Вот несколько свежих фотокарточек из нашей штаб-квартиры. Работа кипит, четверг в самом разгаре. Это подразделения маркетинга и digital, а также дирекция Московского региона.

Что? Где люди? Уже месяц работают на удаленке всем офисом. Билайн умеет так с 2016 года — тогда мы запустили программу удаленной работы BeeFREE (погуглите — кстати, это аббревиатура).

Хотите также? Не вопрос: beefree.beeline.ru. Форвардните своему гендиру!
источник
AbloudRealtime
источник
AbloudRealtime
источник
2020 April 17
AbloudRealtime
🔥 Тема влияния пандемии ковида-2019 на операторский бизнес вызвала заметный интерес. А потому давайте продолжим с ней разбираться, благо в Ericsson подготовили рекомендации для операторов. Авторы уже вам знакомы, это Алексей Турчин, руководитель направления ИТ & Цифровых решений, регион Восточная Европа и Центральная Азия и Анатолий Ильяич, руководитель направления развития сетей радио и транспорта, регион Восточная Европа и Центральная Азия. ..
источник
AbloudRealtime
(2) Что наблюдается, основные тренды и влияние ситуации на сети

1. Большинство операторов НЕ наблюдают значительного потребления данных в сетях мобильной связи и ШПД. Тем не менее, кое-какие действия от них могут требоваться в отдельных ситуациях, а именно:
1.1 Рост потребления трафика, связанный с раздачей дополнительных бесплатных пакетов данных (я бы добавил сюда и открытие бесплатного доступа к ряду платных услуг);
1.2 На рынках, где проникновение сетей фиксированного ШПД ограничено, рост потребления мобильного ШПД может быть намного большим;
1.3 Изменяется "география" потребления мобильного трафика практически во всех исследованных сценариях. В результате, даже тогда, когда при этом общая нагрузка на сеть сохраняется прежней или сокращается (в силу ухода трафика самоизолирующихся в фиксу), некоторые сайты оказываются перегруженными. Это характерно, прежде всего, для пригородных и малонаселенных "в мирное время" районов.

2. Существенно вырос голосовой трафик, практически на всех сетях, данные по которым анализировали в Ericsson. И здесь важная особенность:
- Операторы, которые не обладают развитой поддержкой VoLTE, столкнулись с проблемами и "бутылочными горлышками" в сетях 2G/3G.

3. Качество услуги может падать. а число инцидентов возрастать и далее, в сетях, где наблюдается дальнейшее существенное изменение географии распределения трафика. Предупреждением соответствующих проблем сейчас следует безотлагательно заниматься отделам планирования и поддержки работы сети.
источник
AbloudRealtime
(3) Соответствующие пруфы вы уже видели - на картинке показано, как изменилась география потребления трафика на сети одного из клиентов Ericsson после начала пандемии - люди выдвинулись из города в пригороды и в сельскую местность, где сеть далеко не везде была рассчитана на "рабочий" профиль потребления голоса и данных.
источник
AbloudRealtime
(4) Ericsson предлагает услугу, которая в целом разрабатывалась под любые нестандартные ситуации - "спецмероприятия". Пандемию вполне можно рассматривать, как частный случай такого "спецмероприятия".

Что же предлагает компания? Услугу, которая гарантирует полную готовность сети к тому или иному "мероприятия" еще до его начала. Кроме того, Ericsson готова взять на себя оказание услуг по поддержке во время "мероприятия", вместе с оператором обслуживать сеть, предотвращая сбои, вызванные изменениями в модели трафика и требованиях к качеству сети.

Вендор готов предпринимать все действия в режиме быстрого реагирования на возможные негативные изменения в сети, способные привести к простою и снижению качества услуг оператора.

В мирное время такие услуги были актуальны для проведения различных спортивных событий и других, с массовым участием людей в какой-то конкретной точке. Сейчас другая модель - вместо концентрации, рассыпание потребления по географии, но ситуация столь же нетипичная, требующая действий.
источник
AbloudRealtime
(5) Какие конкретно экстренные действия стоит предпринимать операторам в ситуации пандемии ковида-2019.

Ericsson делится опытом поддержки клиентов в новой реальности.

1. Немедленные меры по поддержке сети

Оперативные меры по повышению производительности сети, в частности:
- Проверка конфигурации сети, возможный ее пересмотр с учетом новой ситуации, аудит производительности;
- Балансировка соотношения емкость сети vs производительность
- Гигиена конфигурации - выявления случаев неправильной конфигурации
- Активация необходимых софтовых фич и/или настройка необходимых параметров.

2. Планирование сети, включая планирование расширений, а именно:

- Аудит и планирование необходимого развития радиоподсистемы; емкости транспортной сети
- E2E Dimensioning Audit (аудит расчета емкости сети "из конца в конец", т.е. включая радио, транспорт и ядро сети)
- Контроль качества услуг в терминах QoS (качества сервиса) и соблюдения политик в отношении трафика;
- управление мобильностью и стратегия межвзаимодействия
источник
AbloudRealtime
(6) 3. Проведение виртуальных "драйв-тестов" силами инженеров, работающих из дома, включая продолжение развертывания сети.

- Замена классических драйв-тестов на анализ данных сети и оптимизацию по результатам.

-  Приемка и первоначальная настройка.

- Выработка характеристик для настройки indoor-оборудования.

- Выявление зон с низким качеством обслуживания и дистанционная подстройка мощности излучения секторов.

Давайте по этим трем пунктам пройдемся подробнее.
источник
AbloudRealtime
(7) Итак, немедленная поддержка сети. Своего рода - впрыскивание адреналина, или на чем, прежде всего, стоит сфокусироваться оператору. Это установка нового баланса между емкостью и качеством услуг за счет использования софтовых фич и игры с параметрами.

1. Конфигурирование сети и аудит производительности (радиоподсистемы, транспорта и ядра).

Анализ настроек сети с внесением настроек, которые меняют качество услуг на макроуровне, ориентируясь на отчеты об уровне аварийности, значения данных CM, PM и CS.

2. Балансировка сети в плане емкость-качество/стабильность работы.

На этом шаге следует провести оценку сети, выявляя болевые точки и находя способы, которые могут наиболее оперативно помочь решить ту или иную обнаруженную проблему. Среди возможных мер - пересмотр и расширение необходимых софтверных лицензий в ядре.

3. Гигиена конфигурации сети.  

Проверка всех выявленных отличий в настройках от типовой конфигурации. Зачастую нетипичные настройки приводят к неоптимальной производительности.
источник
AbloudRealtime
(8) 4. Активация программных фич и/или подстройка параметров.

На этом шаге реализуются все решения, к которым оператор пришел в ходе предшествующего анализа сети. Как правило, наиболее простой способ решения ряда проблем - это активация соответствующих программных функций. Иногда можно решить проблему и подстройкой параметров, часто требуется и то, и другое.
источник
AbloudRealtime
(9) Перепланирование сети

Задачи, которые решают на этом шаге, это перепланирование сети и E2E re-dimensioning.
1. Проводится аудит и перепланирование емкости радиоподсистемы.

Анализ эффективности использования частот и использование ПО для планирования емкости на основе алгоритмов машинного обучения для выявления и решения проблем емкости RAN.

2. E2E dimensioning Audit.

Выявления и устранение "бутылочных горлышек" с помощью аудита емкости сети "из конца в конец", включая анализ эффективности использования частот, QoS и политики настроек некритических услуг.

3. Управление мобильностью и стратегия межвзаимодействия.

Оценивается влияние управления мобильностью на емкость и распределение трафика.

4. Конфигурирование ядра сети и оценка емкости "железа".

Пересмотр и реконфигурирование ядра сети с тем, чтобы настройки соответствовали изменениям в географии потребления трафика, включая оценку емкости сайтов и расширенную конфигурацию нод, где это требуется и возможно.
источник