В Хабаровском крае трагедия. Дети погибли.
Всякий раз, когда случаются трагедии, подобные этой, возникает тема денежной «компенсации морального ущерба». Как в целом можно компенсировать «моральный ущерб» от гибели ребёнка (то есть смерть ребёнка всего лишь «ущерб», как кража кошелька), возместить перенесенные страдания, залечить боль утраты никогда никому не было понятно. Первую попытку сделали после войны, когда решили компенсировать страдания выживших узников нацистских концлагерей, но выяснилось, что даже казнь виновных не является компенсацией.
И поэтому была создана и доведена до совершенства в наши дни универсальная формула:
- За погибшего столько то, за раненого столько то.
Родственникам. Рублей.
Что это означает? Означает это очень простую вещь – жизнь и здоровье человека получили конкретную цену. Если погиб и выдали миллион – значит, жизнь человека стоит миллион. Если потерял ногу и получил 200 тысяч – нога стоит две сотни. Важно понимать, что это одобрено и принято обществом. После того, как эти деньги выплачены, обоюдно считается, что вопрос закрыт. То есть абсолютно нематериальные, метафизические явления (страдания, боль утраты и т.д.) получили вполне конкретный, финансовый эквивалент и все с этим согласились.
Почему так происходит? Во-первых, деньги сегодня то единственное, чего все слои общества жаждут страстно и постоянно, это то, на чем все рехнулись в последние годы, то, что осталось ощутимым и выразимым в конкретных единицах после того, как не стало родины, патриотизма, морали, совести. С жаждой обретения денег сегодня может соперничать только жажда медийной славы и то потому, что второе приводит к первому.
Во-вторых, виноватых в каждой подобной трагедии найти все труднее. И не потому, что главные виновники или при чинах или за границей. А потому, что в цепочку, ведущую от ответственного лица к жертве включено множество посредников, «рассасывающих» вопрос ответственности.
Эта цепочка состоит из людей, формально не играющих никакой роли в трагедии (люди из служб, проверяльщики, изготовители, поставщики и так далее). Никто из них не является непосредственным убийцей людей, которые гибнут, как выясняется в итоге, по причине обогревателя, лопнувшей трубы, мороза, вибрации и так далее.
Увеличение физического или психологического расстояния между действием и последствиями аннулирует моральный смысл действия и ликвидирует конфликт между личным критерием моральной порядочности и аморальностью социальных последствий действия или бездействия.
В итоге, когда случается беда, виновными должны оказаться множество людей, каждый из которых совершил слишком мало для того, чтобы ответить за всё. Но даже посадка того или иного виновного не может вернуть погибших и залечить раны выживших. В этой ситуации именно деньги оказываются не компенсацией, но знаком компенсации, который просто прекращает течение трагедии.
Опасность такого рода знаков в следующем. Как только человеческая жизнь официально получает конкретную цену, которой можно заполнить пустоту на месте исчезнувшего человека, а также рассеять все сомнения морального свойства, это означает, что гибель любого количества людей это не трагедия, а расходы.
Можно не бояться ни катастроф, ни пожаров, так как все они всего лишь вопрос цены. Большей или меньшей. Которая в любом случае меньше затрат на системы безопасности, пожаротушения, сигнализации и так далее. Сколько эти затраты составлят для громадного торгового центра? Для управляющей компании? Десятки миллионов рублей. Сколько стоят семь погибших? В самом лучшем случае семь миллионов. Вот и все.