Size: a a a

Психология

2021 October 11
Психология
СМЕРТЬ И СОБЛАЗН

Когда нам напоминают о том, что мы смертны [каждые 29 секунд в вечерних новостях], в нашем мозге запускается реакция паники. Мы не всегда ее сознаем: тревога может быть едва заметной, создавать чувство легкого беспричинного беспокойства.

Но даже если мы не осознаем этот страх, он немедленно вызывает у нас потребность сделать то, что заглушит чувство бессилия. Мы легче поддаемся искушениям, поскольку ищем надежду и защиту в том, что обещает награду и утешение.

Келли Макгонигал, из книги «Сила воли. Как развить и укрепить»
источник
2021 October 13
Психология
СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ

На наше поведение [усиление активности и эмоциональное возбуждение] влияет присутсвие других людей.

Считается, что человек в одиночестве чувствует себя более спокойно и не волнуется, как выглядит его поведение со стороны. Когда появляется посторонний, поведение начинает зависеть от социальной оценки, и человек способен выполнять поставленные задачи более успешно, чем в одиночку.

Пример: во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах.

Дэвид Майерс, из книги «Социальная психология»
источник
2021 October 15
Психология
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
или как мы воспринимаем информацию о возможном теракте

Эмоциональное возбуждение ассоциативно, автоматично и неконтролируемо — оно дает толчок защитному поведению. Эмоция не только несообразна вероятности — она нечувствительна к точному уровню этой вероятности.

Пример: два города предупредили о присутствии террористов-смертников. Жителям одного сообщили, что самоубийц двое. Жителям второго сказали, что смертник один. Риск уменьшился вдвое, но стало ли людям от этого спокойнее?

Психология лотереи схожа с психологией терроризма. Возможность выиграть крупный приз возбуждает публику, это возбуждение подкрепляется разговорами на работе и дома. Покупка билета немедленно вознаграждается приятными фантазиями — точно так же, как избегание автобуса с возможным террористом дарит избавление от страха. В обоих случаях действительная вероятность несущественна — важна сама возможность. Крайне маловероятные события либо игнорируются, либо переоцениваются.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
источник
2021 October 18
Психология
ПОДМЕНА ЖЕЛАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ

Наш разум так радуется возможности достичь цели, что принимает эту возможность за подлинное действие.

Келли Макгонигал, из книги «Сила воли. Как развить и укрепить»
источник
2021 October 21
Психология
ПАРАДОКС ЛАПЬЕРА

Это несовпадение между социальными установками, которые фиксируются в вербальных ответах, и реальным поведением. Эффект был открыт в начале 30-х годов с помощью эксперимента, который проводился в два этапа:

• Лапьер путешествовал по США с молодой супружеской парой китайской национальности. Они посетили 68 отелей и 184 ресторана, и в каждом из них их тепло приняли, кроме одного отеля, который отказал в заселении, обосновав расовыми предрассудками.

• Спустя 6 месяцев Лапьер разослал письма в те же заведения. В письмах Лапьер спрашивал, готова ли администрация заведения принять гостей китайской национальности. Ответ пришел из 128 заведений: 92% отелей и 91% ресторанов отказали, остальные использовали уклончивые формулировки, и лишь один отель согласился.

Материал из Википедии
источник
2021 October 23
Психология
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.

Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.

Подробнее  Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:

1. Физиологические потребности [еда, вода, жилье, отдых, здоровье, желание избежать боли, секс].
2. Потребность в безопасности, уверенности в будущем.
3. Потребность принадлежать какой-то общности [семье, компании друзей, единомышленникам].
4. Потребность в уважении, признании.
5. Потребность в самореализации.

Виктор Шейнов, из книги «Скрытое управление человеком»
источник
2021 October 25
Психология
КАК РАБОТАЕТ ПАМЯТЬ: БОЛЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ

У нас есть четкие предпочтения по поводу длительности испытываемых страданий и удовольствия. Мы хотим, чтобы боль была короткой, а удовольствие — продолжительным.

Однако наша память, развилась так, чтобы хранить только самый сильный момент страданий или удовольствия, а также ощущения ближе к концу эпизода. Память, которая игнорирует длительность, не поможет нам продлевать удовольствие и сокращать боль.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
источник
2021 October 27
Психология
КАК ЗАПОМНИТЬ ПРОЧИТАННЫЙ ТЕКСТ

1) Рассказывать другим людям то, что вы прочитали. Например, статья о глобальном потеплении, или аналитический обзор финансового кризиса. Если читать подобные обзоры, которые всегда несколько тяжелы для восприятия, с целью пересказать полученную информацию кому-то другому, все прочитанное будет запоминаться намного лучше.

2) Не стоит при чтении шепотом проговаривать слова, либо мысленно произносить то, что читаете в данный момент. Все это существенно замедляет запоминание прочитанного текста, усугубляет рассеивание внимание, утомляет нервную систему и глаза. Если читать подобным образом не получается, попробуйте, читая, плотнее сжать зубы и произносить про себя "один", "два", "три" и так далее. В качестве тренировочного это упражнение очень хорошо действует. Кстати, данный совет очень часто встречается в руководствах по скорочтению, и является одним из основных;

3) Записывайте прочитанное. Скорее всего, не стоит этого делать, если читаете художественную литературу (только если хотите запомнить интересные цитаты или афоризмы), она и так неплохо запоминается. Но если речь идет о научных, технических работах, то без заметок не обойтись. Записывая некоторые особо сложные моменты, можно облегчить себе "разбор полета" мысли автора, легко запоминая то, что на поверку казалось очень сложным;

4) Самый важный для вас текст лучше прочитывать утром, когда мозг работает лучше всего, или днем, если вы тяжело просыпаетесь. Не стоит читать перед сном - такое чтение ухудшает запоминание, плюс спать потом будете не очень хорошо. Правда, есть и исключения из правил - некоторые люди лучше всего мыслят вечером или даже ночью, поэтому применяйте данный совет исходя из собственных ощущений и понимания работы своих биологических часов.

5) Некоторые из книг, прочитанных нами, очень ярки в памяти, в тоже время, как другие забываются очень быстро. В чем же дело? Вероятно, какие-то из прочитанных произведений вы обсуждали с кем-либо, а другие просто прочитали и ни с кем не обговаривали. Все дело в том, что при обсуждении прочитанного информация запоминается лучше всего, она как бы "цементируется". В некоторых развитых странах очень популярны клубы любителей чтения, на которых люди обсуждают друг с другом все прочитанные книги, делятся собственным мнением, рекомендуют к прочтению то, что понравилось больше всего. Члены таких клубов запоминают прочитанное очень хорошо, во многом благодаря совместной работе над книгой или статьей.

6) Перед тем, как читать все произведение целиком, попробуйте прочитать анонс или его критику. Мы уже не в школе, поэтому чтение критики не является чем-то недозволенным, запретной уловкой. Для того чтобы составить собственное мнение о том, что происходит по сюжету, можно ознакомиться с мнением литературных критиков. Конечно же, после подготовки к прочтению произведения и непосредственного с ним ознакомления человек запомнит прочитанное надолго.

7) Для того, чтобы читать было комфортно, оглянитесь вокруг - можно ли в такой обстановке читать? Ведь при работающем телевизоре, развлекающихся за стеной соседях и проезжающих под окном шумных автомобилях читать будет не очень-то удобно.

Если считаете сложный для восприятия текст, лучше выберите момент, когда более-менее спокойно, сядьте поудобнее, включите свет, если нужно, и читайте в удовольствие.

8) Стоит тренировать периферийное зрение, стараясь взглядом охватить как можно больше слов. В таком случае читать можно будет сверху вниз, а не построчно. Конечно же, в таком случае необходимо тренировать и память. И еще - старайтесь не возвращаться взглядом к пройденным кускам текста, это ухудшает восприятие и усложняет запоминание прочитанного.

Источник: Газета «Наш Мир»
источник
2021 October 30
Психология
ОШИБКИ ПРИПОМИНАНИЯ

Мы храним свои знания [или приобретаем их] строго упорядоченным образом. Иногда ошибки, которые мы допускаем, могут подсказать нам, как именно мы эти знания структурируем. Помните, как кто-нибудь из ваших родителей называл вас именем вашего брата или сестры? Точно так же, если ваша девушка или ваш молодой человек назовут вас именем своего предыдущего парня или подруги, это вас оскорбит, так как свидетельствует о том, что они думают в данный момент именно о нем [о ней], или о том, что информация о вас и прежней любви хранится в их памяти в одном месте.

Обмолвки говорят многое о том, как люди хранят информацию в своей памяти. Пример: административный работник университета постоянно путал имена двух деканов, принадлежащих к национальному меньшинству. Эти оговорки наглядно показывали что он склонен видеть в них всего лишь «представителей национальных меньшинств», а не личности со своими индивидуальными особенностями.

А теперь ответьте на вопрос. После того как вы напишете ответ на вопрос, оцените, насколько вы уверены в его правильности. Воспользуйтесь для этого семибалльной шкалой: 1 — совсем не уверен, 7 — полностью уверен, а 4 — уверен на 50%.

1. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег

Степень уверенности (1-7) __

Если вы дали ответ, которые дает большинство людей, вы, скорей всего, нисколько не сомневались в их правильности… и вы ошиблись. Не ответили ли вы «2» на вопрос? Если ваш ответ был именно таким, вы допустили ошибку, так как Моисей не строил ковчег; вы думали в этот момент о Ное.

Примеры, подобные этому, показывают, как работает наша память. Когда вы прочитали о животных и ковчеге, вы тут же стали вспоминать библейскую историю с ковчегом, совершенно упустив из виду, что в вопросе фигурирует имя Моисея. Подумайте над тем, что этот пример говорит нам о человеческой памяти — о том, как она организована и используется и как мы можем быть совершенно уверены в чем-то и при этом ошибаться.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
источник
2021 November 01
Психология
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
или как не забывать имя нового знакомого

Если вы хотите узнать о памяти как можно больше, чтобы, используя полученные знания, развить собственную память, тогда вам придется направить свое внимание на… внимание.

Многие люди жалуются на то, что они сразу же забывают имя человека, с которым их знакомят. Вероятнее всего, они не сосредоточивают свое внимание на имени человека в момент знакомства. Если информация не воспринята, она не отложится в памяти.

Когда вы знакомитесь с кем-то, неплохо повторить вслух имя человека, чтобы удостовериться, что вы его правильно расслышали и что вы зафиксировали на нем свое внимание. Важно выработать привычку контролировать свое внимание. Если ваши глаза перемещаются по строчкам текста, а ваши мысли направлены на что-то другое, вы должны сознавать, что не воспринимаете изучаемый материал, и необходимо направить повторные усилия на его усвоение.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
источник
2021 November 03
Психология
ПОЗИЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ
или почему первое впечатление обманчиво

Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив, завистлив, упрям, критичен, импульсивен, прилежен, умен.

Большинство людей выбирает Алена. Хотя описания их абсолютно одинаковые. Наш мозг воспринимает первое прилагательное сильнее, чем все следующие, и в результате нам кажется, что перед нами две разные характеристики. Ален — умен и прилежен. Бен, напротив, завистлив и упрям. Первая черта характера затмевает все последующие. Это так называемый позиционный эффект, или эффект первого впечатления.

Пример: этот эффект распространен среди преподавателей, которые при проверке экзаменационных работ поочередно оценивают студентов. Те студенты, которые давали прекрасный ответ на первые вопросы, вызывали симпатию преподавателя, что отражалось на оценке последующих ответов.

При приеме на работу нового сотрудника вы рискуете нанять того, кто произвел на вас лучшее первое впечатление.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»
источник
2021 November 05
Психология
ВАЖНОСТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

Когда с нами что-то происходит, а опыта мы не извлекаем, и это бесконечно повторяется. Мы употребляем слово «ад» как обыденное или из религии заимствованное слово, но забываем его первоначальный символизм. Ад — это слово, которое символизирует нечто, что мы в жизни знаем и что является самым страшным, — вечную смерть. Смерть, которая все время происходит. Мы никак не можем умереть.

Представьте себе, что мы бесконечно прожевываем кусок и прожевывание его не кончается. А это — не имеющая конца смерть. Это дурно повторяется. Все заново и заново в нашей жизни или в истории делается одна и та же ошибка, мы совершаем что-то, из-за чего раскаиваемся, но это раскаяние не мешает нам снова совершать то, из-за чего мы раскаиваемся.

Почему? Потому что не существует, очевидно, структуры, в которой мы раз и навсегда извлекли бы опыт из того, из-за чего нам пришлось раскаиваться. А если этого не сделали, то не поняли. Если мы не извлекли опыта, то это будет повторяться.

Мераб Мамардашвили, из книги «Психологическая топология пути, лекция 1»
источник
2021 November 08
Психология
ХОТОРНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

С 1924 по 1932 годы в американском городе Хоторн на фабрике «Western Electrics» исследовались причины снижение производительности труда среди рабочих фабрики. Для того, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.

Учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте. Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников.

Результаты Хоторнского эксперимента дают возможность применить эти знания на практике, для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая.

Материал из Википедии
источник
2021 November 10
Психология
Когда человек чувствует себя одиноким, он старается не оставлять свободных минут в своем графике. Спланировать все так, чтобы ни в коем случае не остаться наедине с собой. Но помогает ли это?

Пример решения подобной проблемы можно узнать из недавней консультации, опубликованной ранее в моем канале «Дневник психотерапевта» @dianalysis:

hashtap.com/p/oKgPd5EdXEg6
источник
2021 November 12
Психология
Особенно интересно в контексте срача сторонников и противников вакцинации:
источник
Психология
Премьера! Новое видео!

Как заставить человека что-то сделать, не заставляя?

youtu.be/nUGqITjQ-5M
YouTube
РЕАКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / Когнитивное Искажение / Obraz
Как убеждать людей так, чтобы они этому не сопротивлялись?
Почему претензии и приказы могут разрушить отношения?
Можно ли нанести себе вред из-за стремления к свободе?

https://patreon.com/obrazpublic — Осязаемая поддержка и ценные дополнительные материалы!

https://obraz.io — Постеры и картинки
https://t.me/obrazpublic — Сразу в телефон
https://fb.com/obrazpublic — Если не удалили фейсбук

https://youtube.com/obrazpublic — Вы находитесь здесь
https://instagram.com/obrazpublic — Что-то бывает интересное

00:00 — Легенда про короля и картошку
00:39 — Что такое Реактивное Сопротивление
01:08 — От чего зависит сопротивление
02:33 — Как не вызывать агрессию. Принцип «Но ты свободен»
03:51 — Ошибки в коммуникации
04:19 — Когда именно ваше мнение стало вашим?

Голос: Данила Хомутовский
Видео №012

Cognitive Bias Codex — Original designer: John Manoogian III (jm3). Organizational model: Buster Benson

! Описания, изображения и эксперименты представлены в очень упрощенном виде !
источник
2021 November 13
Психология
ЧУВСТВО НЕЛОВКОСТИ ВО ВРЕМЯ МОЛЧАНИЯ

Как и многие другие поведенческие модели, мания заполнять паузы разговорами восходит к первобытному желанию принадлежать к какой-то группе и соответствовать ей. Когда нить разговора прерывается, возникают сомнения относительно собственной важности и положения в группе. А во время оживленной беседы мы чувствуем социальное признание, даже если говорим не по делу.
источник
2021 November 15
Психология
УБИЙЦА-ПОДРАЖАТЕЛЬ

Двадцатого мая 1999 года за 5 минут до начала уроков 15-летний Томас Соломон открыл огонь по своим одноклассникам и успел застрелить шестерых, прежде чем был остановлен учителем. Пытаясь понять внутренние причины того, что произошло, мы должны подумать о возможном воздействии целого ряда подобных преступлений: в Джонсборо [Арканзас], в Спрингфельде [Орегон], в Литтлтоне [Колорадо] и в Табере [Альберта]. Один из друзей Соломона, отвечая на вопрос, почему обиженный подросток мог взяться за оружие, сказал: «Мы видим это и слышим об этом постоянно. Наверно, он подумал, что нашел новый способ решить свои проблемы».

В таком случае, где нам искать это объяснение? Я склоняюсь к теории социального доказательства, которая утверждает, что многие люди, особенно неуверенные в себе, склонны подражать поведению других.

Роберт Чалдини, из книги «Психология влияния»
источник
2021 November 17
Психология
ИНТУИЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

Всем знакомы сходные истории об интуиции экспертов: гроссмейстер, проходя мимо игроков в парке, объявляет, что черных ждет мат в три хода; врач с одного взгляда ставит пациенту сложный диагноз. Интуиция экспертов кажется волшебством, но это не так. В действительности каждый из нас по много раз на дню демонстрирует мастерство интуиции. Мы определяем гнев по первому же слову в телефонном звонке; входя в комнату, понимаем, что речь шла о нас; стремительно реагируем на неуловимые признаки того, что водитель в соседней машине опасен. Наши повседневные интуитивные способности хотя и привычны своей заурядностью, однако не менее удивительны, чем потрясающие озарения опытного пожарного или врача.

Психология точной интуиции не содержит никакой магии. Пожалуй, лучше всех ее кратко описал Герберт Саймон, который, исследуя процесс мышления гроссмейстеров, показал, что после тысяч часов занятий шахматисты иначе видят фигуры на доске. Саймон , раздраженный приписыванием сверхъестественных свойств интуиции экспертов, однажды заметил: «Ситуация дала подсказку, подсказка дала эксперту доступ к информации, хранящейся в памяти, а информация дала ответ. Интуиция — это не что иное, как узнавание».

Мы не удивляемся, когда двухлетний ребенок смотрит на щенка и говорит: «Собака», потому что привыкли к обыкновенному чуду узнавания и называния предметов. Саймон пытается сказать, что чудеса интуиции экспертов носят тот же характер. Правильные интуитивные догадки возникают тогда, когда эксперты, научившись распознавать знакомые элементы в новой ситуации, действуют соответственно. Верные интуитивные выводы приходят в голову с той же легкостью, с какой малыши восклицают: «Собака!»

К несчастью, не все догадки экспертов возникают из профессионального опыта.

Даниэль Канеман из книги «Думай медленно, решай быстро»
источник
2021 November 19
Психология
КАК ПОВЛИЯТЬ НА РЕШЕНИЕ ДРУГИХ

В обычной жизни мы можем лишь мечтать о том, чтобы во время принятия решений учитывать все детали и объективно рассматривать ситуацию со всех сторон. Наша жизнь переполнена информацией, а значит, для того чтобы принять верное решение, необходимы подсказки. Пользуйтесь следующими принципами:

1. Благодарность
Этот принцип базируется на понимании того, что люди обязаны отвечать благодарностью на подарок или оказанную услугу. Если ваш друг приглашает вас на вечеринку, которую он устраивает, то вы обязаны пригласить его на вечеринку, которую устраиваете вы. Если коллега выполнит вашу просьбу по работе, то вы обязаны ему вернуть долг, когда он попросит. В контексте социального поведения люди более часто говорят «да» тем, кому они обязаны.

Данный принцип наглядно показан на исследованиях, проведенных в ресторанах. Повлияет ли на размер чаевых некий подарок, который официант принесет вам вместе со счетом — например, печенье с предсказанием или жвачку? Исследования утверждают, что одна жевательная резинка на каждого посетителя увеличивает чаевые на 3%. Впрочем, если количество жевательной резинки удвоить, то чаевые не удвоятся, они возрастут в более чем 4 раза — до 14%. Если же официант предложит сначала одну жевательную резинку, а потом развернется и скажет: «Вы такие приятные посетители, что я хотел бы оставить вам еще и конфетки», то размер чаевых увеличится максимально — до 23%. И связано это будет не с тем, что было подарено, а с тем, как это было сделано.

Таким образом, для данного принципа мы можем выделить основные положения: дари первым, персонализируй и будь непредсказуемым.

2. Дефицит
Люди желают гораздо больше того, что могут получить. Когда British Airlines в 2003 году объявила, что прекращает действие ежедневного рейса «Конкорда» из Лондона в Нью-Йорк, продажи подскочили на следующий же день. С самим самолетом ничего не произошло: он не стал летать быстрее, обслуживание не стало лучше, да и цена не упала, просто он стал дефицитным ресурсом.

Таким образом, для данного принципа наука довольно четко выделяет, что недостаточно говорить лишь о плюсах и достоинствах предложения, но также стоит рассказать о его уникальности и о том, что клиент может потерять, если это предложение не рассмотрит.

3. Симпатия
Люди предпочитают говорить «да» тем, к кому испытывают симпатию. Но что заставляет нас любить одних и не любить других? Антропологи выделяют три основных категории тех, к кому мы испытываем приязнь. Это:

1) Люди похожие на нас.

2) Люди которые, говорят комплименты.

3) Люди, с которыми у нас есть общие цели.

Из этого следуют весьма очевидные выводы: прежде чем заняться делом, вам нужно обнаружить точки соприкосновения, общую цель и не поскупиться на пару средних комплиментов.

4. Согласие
Если человек не уверен в своем мнении, он будет смотреть на поступки окружающих, чтобы определить свои дальнейшие действия. Вы наверняка замечали, что отели размещают в ванной, небольшую надпись, которая просит многократно использовать выданные полотенца и халаты. Большая часть отелей ссылается на то, что это полезно для окружающей среды. На выходе это оказывается довольно эффективной стратегией и увеличивает соблюдение просьбы примерно на 35%. Однако, как показывает практика, примерно 75% людей, которые въезжают в отель на длительный срок, и так будут использовать полотенца повторно. Так что если поместить эту информацию рядом с полотенцами и написать: «75% процентов людей используют наши полотенца повторно. Пожалуйста, делайте и вы так же», можно увеличить соблюдение просьбы еще на 26%.

Данный пример наглядно показывает, что у нас есть не всегда должна быть необходимость самим убеждать людей — достаточно лишь указать на то, что многие так уже делают.

Роберт Чалдини, из книги «Психология влияния»
источник