Size: a a a

2021 May 11
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
Перед майскими вышел свежий "Якобинецъ". Тема номера - правящий класс. Эпиграфом к номеру стали слова Ричарда Никсона, вдруг ставшего для демократических социалистов своим: "The Ivy League presidents? Why, I’ll never let those sons of bitches in the White House again". Внутри как всегда есть наш любимый Оуэн Хатерли.  И еще какой-то текст про Коллонтай, которая в последне время отчего-то стала модной.
источник
PhilosophyToday
Диана Хамис

Данганронпа: дети, мочилово и (возможно) диалектика

Данганронпа начинается с того, что обычный мальчик оказывается в школе для одаренных, величайших и вообще самых-самых детей под названием Пик Надежды, так как он выиграл место в школе в лотерею и стал "самым везучим". Они идет в школу в первый день занятий, немного зассывая, и приходит очень рано. Гуляя по пустой школе, он испытывает провал во времени ("заснув" за партой пустого класса), а затем, проснувшись встречает других детей (среди них например величайшая поп-звезда, величайшая борцовка борец, величайший бейсболист и величайший предводитель банды байкеров. Among others). Тут же оказывается, что дверь в школу и все окна заварены наглухо, что всюду стоят мониторы и камеры, что перед дверью установлен гигантский пулемет, и что в школе их ждет самый прекрасный на свете директор и робомиша Монокума, который немедленно будет заставлять их убивать друг друга.

(дальше тут)
источник
PhilosophyToday
Философ будет отлучать мафиози от церкви. Религиозный философ Витторио Альберти (1978 г.р.) из Рима войдет в состав созданной в Ватикане Рабочей группы по отлучению мафии. Цель группы, как пишут СМИ, «углубление темы отлучения мафии, в сотрудничестве с епископами всего мира». Известность Альберти принесла книга «Nuovo umanesimo, nuova laicità" (2012), последняя на сегодня его работа «Per un nuovo umanesimo. Come ridare un ideale a italiani e europei» (2019).

Ну, а мы вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на среду, 12 мая.

Часть I Телепередачи

15:00 Тереза Оболевич «С. Л. Франк в архиве Всемирного совета церквей».

16:00 Дмитрий Иванов «Философия сознания Джона Макдауэла».

18:15 Петр Трофимов «„A Foreign Policy for the Left“ Майкла Уолцера».

19:00 Галина Рымбу «Видеопоэзия».

19:00 Дискуссия «Вне политики, или О свободе». Тимофей Созаев, Дарья Борисенко-Орловски, Алексей Сидоренко, Александра Лямина, Ольга Рубцова.

19:00 Лев Луховицкий "История византийской литературы".

II Мероприятия

18:00 Петербург: Никита Башнин «Церковное и монастырское строительство в России XVI—XVII вв.: документальное наследие» (ЕУ).

19:00 Екатеринбург: Эдуард Понарин «Уроки пандемии — уроки культуры» (Ельцин-центр).

19:00 Москва: Презентация книги Анны Пожидаевой «Сотворение мира в искусстве Западной Европы» (У Кентавра).

19:30 Москва: Дискуссия «Исторические центры городов: баланс между сохранением и развитием» (ВШЭ). Кирилл Пузанов, Виктория Мальцева, Елена Дмитриева и др.

19:30 Петербург: Валерия Величко «Музыка и интерпретация: почему Моцарт не узнал бы своих произведений?» (Новая Голландия).

19:30 Москва: Антон Мазуров «Авторский иероглиф „Германа, сына Германа“: чувство человека, формула времени, проклятие места» (Библиотека Некрасова).

20:00 Москва: Юрий Селиванов «Грибы, bio art и bio fabrication» (Галерея Ходынка).

Часть III Дни рождения

Арон Гуревич (97)
Агнеш Хеллер (92)
Сергей Шаргунов (41)
Феликс Сандалов (32)
источник
2021 May 12
PhilosophyToday
"Владимир Даль" перевел The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy 1967 года. Но неисповедимы издательские пути, ведь наверное могли бы перевести и издать их же The Cambridge History of Philosophy in Late Antiquity 2000 года.
источник
PhilosophyToday
В NYRB между непрекращающимися проклятьями Трампу по традиции находится место русским. Правда на этот раз не хакерам, а Тэффи.
источник
PhilosophyToday
В ХЖ про субъекта Жак Деррида в интервью Жану-Люку Нанси от 88 года заявляет, что все вегетарианцы едят мясо. В структурном, конечно, смысле, как зашившийся остается алкоголиком. Но это только на первый взгляд так. На самом деле, если вспомнить этот эпизод его биографии, то как раз тогда его изводила Авитал Ронелл идеей веганизма. Деррида вроде как подчинялся диктатуре сумасшедшей американки, но иногда она его ловила на том, что он подъедает бутерброд с колбаской или лакомится говяжьим тартаром. Скандалила. На что Деррида, по-детски растопырив зенки, отвечал, что он, мол, вегетарианец, который иногда ест мясо. То есть на самом деле Дерида в интервью имеет в виду совсем не структурный характер веганизма, а просто не верит в то, что есть какие-то веганы/вегетарианцы. Все веганы похожи товарища Лоханкина и по ночам втихаря лазиют в холодильник за кусочком краковской.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Как известно, вся философия делится на реализм и идеализм (концептуализм, корреляционизм, постмодернизм, структурализм, трансцендентализм, феноменологию, солипсизим, etc). Как же проходит это разграничение? Здесь все просто. Все люди на земле заброшены в некую проблему, раздвоенность: как это так, вот мир вроде как реальный, а вроде как находится только у меня в сознании? Как увязать дрожания дендритов с дрожаниями субъективности? Где связующее звено?  Как справиться с тем, что есть предметы, а есть мысли? Дано мне тело, что мне делать с ним...Это называется онтологическое различие, основной вопрос философии. Базово непостижимая вещь. Загадка, антиномия, точка предельной озадаченности человеческого организма. Философия занята тем, что эту проблему как бы "решает", а на деле просто описывает на разных языках. У одного там подручность/наличность, у другого трансцендентальность, у третьего болезни языка, у четвертого сознание иллюзия, а все вокруг зомби.

При этом одни мыслители, например, Ламетри, Харман, Екатерина Шульман, кренятся в сторону реализма, а другие, например, Платон, Кант, Жижек - в  сторону идеализма. Это потому что у них разная базовая интуиция по поводу базовой озадаченности. Идеалист по природе забитушка, замкнутый, фрустрированный человек с сознанием обращенным вспять. Враждебность мира заставляет его бесконечно пятитьтся и пялиться на собственное мышление. Именно поэтому cogito, субъективность, квалиа кажутся ему более несомненными, чем окружающие предметы. Ресентиментальная мстительность заставляет его подрывать и обесценивать предметы, клеймя их дискурсом, знанием, феноменами. Охаивая и понося здравый смысл и данные науки. Идеалист рассуждает так как будто все вокруг пудели. Так слушай сюда! Пудель здесь только ты.

Реалист мыслит иначе. Из двух вещей - предмета и субъективного восприятия предмета - он всегда выберет предмет. Он скорее усомнится в себе, чем в вещи. Базово, интуитивно, мысль о том, что нет цвета вне глаза или он мозги в бочке или что электронные пакеты совсем не то, что вещи кажется ему куда более абсурдной, чем мысль, что его нет. Для него базово интуитивно внутренне предмет изначально реальнее когиты. Это все потому что он не пятится и не пялится. Реалист по природе Чед, деятель, веятель, сеятель с открытым, дружелюбным, обветренным загорелым лицом и смеющимися глазами. Он смело выходит во двор, подходит к другому мальчику и говорит "Привет! Меня Данила зовут! А как тебя зовут? Давай дружить!". Он смело подходит к девочке и протягивает шоколадку "Альпен Гольд: "Привет! У тебя красивые груди. Я тебе стих написал. Давай трахнемся?". Реалист думает не о себе, а о бибиках и минералах, компьютерах и космосе. И идет он по жизни легко, с песгней, подбоченясь, расслабленно выпятив передок. Въебал-выебал, въебал-выебал!
источник
PhilosophyToday
Поль Б. Пресьядо выступила куратором выставки Лоренции Беттнер, художника трансгендера и инвалида (в детстве Эрнст Беттнер лишился обеих рук, но научился рисовать ртом и ногами), умершей от СПИДа в возрасте 35 лет. Выставка под названием «Реквием по норме» открылась 29 апреля в Монреале. К открытию выставки Пресьядо подготовила пространное эссе.

Ну, а мы вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на четверг, 13 мая.

Часть I Телепередачи

16:00 Владимир Аршинов, Андрей Родин «Мастерская памяти Марио Бунге».

17:00 Тарас Вархотов «Воображаемый город».

18:00 Максим Никулин «Наука ли теология?»

18:30 Вассилис Капсамбелис «Между Нарциссом и Эдипом».

19:00 Анн Колдефи-Фокар «Независимое книгоиздание во Франции».

19:00 Мазай Селимов о творчестве японского писателя Танидзаки Дзюнъитиро.

20:00 Круглый стол «Эффект наблюдателя: независимые онлайн-медиа сегодня». Константин Корягин и др.

Часть II Мероприятия

12:00 Владивосток: Сергей Ячин «Как стоит мыслить культуру сегодня» (Игра слов).

18:00 Петербург: Андрей Кузнецов «STS и эмпиризм: как устроена социальная теория знания Дэвида Блура» (ЕУ).

18:00 Петербург: Анна Иванова «Парикмахеры и автомеханики как позднесоветская элита? Сфера обслуживания и эволюция советского общества в 1970–1980-е годы» (ЕУ).

18:30 Москва: Егор Апполонов. Книжный клуб по Д. Аджемоглу, Д. Робинсон «Узкий коридор» (Старт хаб).

19:00 Москва: Александра Санькова «Советский дизайн» (Новая Третьяковка).

19:00 Москва: Татьяна Бондаренко, Сергей Старостин «Северные сказы. Деушки, жонки да баушки» (ДОМ).

19:00 Москва: Марита Захарова «Немецкий киноэкспрессионизм» (ЗиЛ).

19:00 Москва: Дискуссия «Невозможность свободы. Философия Революции». Елена Петровская, Артемий Магун, Петр Резвых (Новая Третьяковка).

19:00 Москва: Николай Полонский «Мария Бонапарт: жизненный путь первой принцессы-психоаналитика» (РГБМ).

19:30 Москва: Дарья Платонова «Новые правые. История движения и идей» (Листва).

19:30 Петербург: Презентация книги Стига Дагермана «Остров обреченных» (Порядок слов).

Часть III Дни рождения

Алексей Хомяков (217)
Пол Грайс (108)
источник
2021 May 13
PhilosophyToday
Ролан Барт. №159. 15 декабря 1971 года.
источник
PhilosophyToday
Ролан Барт

Нулевая степень раскрашивания

Время от времени я люблю творить… но тут начинаются сложности — что творить? Рисунок, живопись, графика.? Едва ли есть название для того, что у меня выходит. Оно больше похоже на раскраску, на граффити. Оно, конечно, не второсортная вещь, но это побочный продукт, спин-офф, хотя он всегда в большей или меньшей степени подчиняется культурным ценностям, которые я, не особенно задумываясь, извлекаю из тех картин или видов почерка, которые видел. Мне нравится сам процесс творчества, но мне также хочется получать удовольствие, рассматривая его плоды, доказательством чего является тот факт, что, если он, как мне кажется, не «работает», то я его выбрасываю. В этой случайной деятельности все же есть некая эстетическая цель. Без лишних иллюзий, но не без некоторого удовольствия я играю в художника.

Несомненно, есть много причин для этой любительской практики. Возможно, это мечта стать полноценным художником, живописцем и писателем, как некоторые люди эпохи Возрождения. Или желание расширить возможности использования своего тела, «переключить руку на что-то другое» (даже если это все еще правая рука). Или потребность выразить немного инстинкта, который остался в моем теле (говорят, что цвет в какой-то мере приравнивается к инстинкту [pulsion]). Или, наоборот, удовольствие от своего рода ощущения уюта труда ремесленника (когда я раскладываю на верстаке свои пастели, краски, кисти и листы бумаги). Или даже облегчение (покой) в связи с возможностью создать что-то, что не попадает в ловушку языка и избегает ответственности, которую неизбежно несет каждое предложение — короче говоря, своего рода невинность, в которой мне отказывает письмо.

TC&S
источник
PhilosophyToday
В МПЖ № 9 из 14 материалов 5 подготовлены авторами с прочерком в имени. Если мы знаем из семинара Лакана, что имя — это всегда имя отца, то что означает в нем прочерк? Зачеркнутый закон? Или знак иной функции? Вычитание?

Вот Бобби Рид, был неплохой форвард в «Кардиффе», но в честь матери добавил к фамилии еще Декордова и тем самым стал одним из многих темнокожих игроков АПЛ и Чемпионшипа с прочерком в фамилии на майке. Не то, чтобы после этого он стал играть лучше, скорее наоборот. А сейчас снова вылетит из АПЛ, теперь с «Фулхэмом». Зато вызвали в сборную Ямайки. Бобби теперь носит на спине функцию своего имени (имя матери) — (имя отца). Но оба имени неравновесны. Если Рид — имя отца, то Декордова — имя рода, то есть отца матери.

Бывает, что в какой-то профессии вдруг появляется множество имен с прочерком. Вот в психоанализе это работает. В спорте это новая мода, а вот в отечественной культур-журналистке давно норма: Осколков-Ценципер, Власов-Мрдуляш. Что бы это все черт возьми значило?
источник
PhilosophyToday
Круто! Мужики (вернее мужское тело) сварганили визуальный интерфейс для SEP.
источник
PhilosophyToday
9 мая, на 81 году жизни, скончался один из главных проповедников аналитической философии во Франции. Жак Бувересс был известен работами о Витгенштейне и Музиле, а также критикой медиатизации философии и философского популяризаторства. Философы живут долго.

Ну, а мы вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на пятницу, 14 мая.

Часть I Телепередачи

09:00 Фестиваль «Локальные истории» (до 15.04).

15:00 Александр Хомяков «Математика в парадигме конструктивизма».

17:00 Диляра Валеева «Как вести бизнес, если ты аристократ(ка): привилегии и воспроизводство глобальной бизнес-элиты».

18:00 Семинар «Наполеон Бонапарт и республика во Франции». Тамара Кондратьева, Зинаида Чеканцева, Наталья Трубникова, Артемий Магун, Григорий Юдин, Наталья Потапова.

19:30 Екатерина Звонова «Русский космизм: корни, ветви и плоды древа познания».

19:00 Презентация книги протоиерея Вячеслава Рубского «Православная духовность: перезагрузка».

20:00 Анатолий Горелов «Значение Достоевского в отечественной и мировой философии (к двухсотлетию со дня рождения)».

Часть II Мероприятия

09:00 Екатеринбург: Конференция «uAnalytiCon-2021: Контекстуализм, знание и истина» (до 15.05).

10:00 Петербург: Конференция «Владимир Набоков и трансатлантические связи в американской и европейской культуре» (до 16.05).

10:30 Болшево, Королев, Москва: Конференция «Сад расходящихся троп: Булгаков, Розанов, Флоренский, Дурылин et cetera» (до 16.05). Алексей Козырев, Анна Резниченко, Татьяна Левина, Михаил Немцев и др.

18:00 Москва: Тихон Спирин «Герменевтика религиозного сознания» (Библиотека Чехова).

18:00 Петербург: Дмитрий Травин «Модернизация и политические процессы в современной России» (ЕУ).

18:00 Петербург: Александр Воронович ««Коммунистический украинский Интернационал»: международные амбиции Советской Украины и спор о пограничных территориях Польши, Румынии и Чехословакии в 1920-е гг." (ЕУ).

19:30 Москва: Артем Новиченков «Мифы и реалии: как читать африканскую литературу?» (Центр Вознесенского).

19:30 Петербург: Ольга Воробьёва «Мурино: два города под одним названием» (Новая Голландия).

Часть III Дни рождения

Роберт Оуэн (250)
источник
2021 May 14
PhilosophyToday
В новом НЛО в блоке Кучинова и Шалагинова перевод Стенгерс про то, что мы все теперь анимисты. Подробнее в обзоре Кирилла Кобрина.
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

Мой европейский манифест

В то время как множится число атак на Европу, словенский философ подчеркивает в статье, опубликованной в «Le Monde», что ее наследие, в частности, наследие Просвещения и светского Модерна, предоставляет лучшие инструменты для анализа того, что с ней сегодня не так.

Кое-кто еще помнит, с каких слов начинается Манифест Коммунистической партии: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Разве слова Маркса не позволяют нам и сегодня сказать, чем в общественном мнении является «Европа»? «Призрак бродит по Европе — призрак европоцентризма. Все силы старой Европы и нового мирового порядка объединились в Священный союз, чтобы выследить этот призрак: Борис Джонсон и Путин, Сальвини и Орбан, проиммиграционные антирасисты и сторонники традиционных европейских ценностей, латиноамериканские прогрессисты и арабские консерваторы, сионисты с Западного берега и коммунистические „патриоты“ КНР».

У каждого противника Европы есть свое представление о Европе. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон реализовал Brexit, потому что видит в брюссельской бюрократии супергосударство, препятствующее суверенитету Великобритании и свободному движению капитала. Но в то же время некоторые фракции Лейбористской партии также выступали за выход из Европейского союза (ЕС), убежденные в том, что брюссельская бюрократия находится на службе международного капитала, препятствуя принятию законов и проведению финансовой политики, защищающих права трудящихся.

(дальше тут)
источник
PhilosophyToday
Есть такая известная бумерам певица Катя Семенова, а у нее есть сын 1985 г.р. О нем певица и телеведущая говорит так: «Сначала сын решил стать философом и после школы поступил в РГГУ на философский факультет. Причем поступил на бюджет, меня тогда раздуло от гордости до размеров слонихи. Потому что в школе-то он учился неважно». До пандемии сын Семеновой строил карьеру в сфере кино, однако потом неожиданно решил сменить род деятельности и устроился работать почтальоном.

Ну, а мы вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на пятницу, 14 мая.

Часть I Телепередачи


12:30 Дискуссия "Мышление, язык, сознание". Михаил Лебедев, Артем Беседин, Антон Кузнецов.

15:00 Онлайн-встреча с Давидом Дубровским, посвященая Великой Отечественной войне.

18:00 Маркус Айберсолд, Крис Ханберг, Борис Магрини «Заглядывая по ту сторону экрана».

19:00 Презентация 9 номера "Международного психоаналитического журнала" «Что в психоанализе работает». Глеб Напреенко, Жак-Ален Миллер и др.

Часть II Мероприятия

14:00 Екатеринбург: Поэтический марафон, посвященный памяти Бориса Рыжего (Литературная жизнь Урала XX века).

14:30 Москва: Дмитрий Петров. Презентация цикла лекций о Вознесенском и его окружении (Доме творчества Переделкино).

15:00 Москва: Поэтический марафон, посвященный памяти Бориса Рыжего (Библиотека Достоевского).

15:00 Москва: Тимур Хайрулин «Бунт молодых: авангардные практики киномастерской ФЭКС» (На Шаболовке).

15:00 Москва: Дискуссия «Экология художественного поля: взаимоотношения институций и самоорганизаций». Ярослав Алешин, Анастасия Дмитриевская, Дарья Юрийчук, Анна Журба, Сергей Бабкин (ММОМА).

16:00 Петербург: Поэтический марафон, посвященный памяти Бориса Рыжего (Библиотека Маяковского).

16:00 Москва: Петр Рябов «Джон Локк: вершина эмпиризма и основания либерализма» (Научка).

17:00 Москва: Александр Горьков «Виртуальная реальность: форма и содержание» (библиотека Пушкина).

17:00 Москва: Граунд зин фест (Солянка).

17:00 Москва: Анастасия Четверикова «Искусство и мемы» (Покровские ворота).

18:00 Москва: Презентация мультфильма Екатерины Звоновой «Чижевский. Путь к Солнцу» (Библиотека Федорова).

18:00 Москва: Михаил Павловец «Мета и антиверлибр» (Покровские ворота).

18:00 Саранск: Epithelium Fest (ШТАБ).

19:00 Петербург: Михаила Федорченко, Йожи Столет «Дискуссия о скорости и спаривании» (Студия 4413).

20:00 Москва: Михаил Ратгауз, Иза Виллингер «Здравствуй, робот!» (ММОМА)

22:00 Москва: Виктор Доманский «Больше, чем „Кино“» (Музей узыки).

Часть III Дни рождения

Михаил Булгаков (130)
Анастасия Кальк (30)
источник
2021 May 15
PhilosophyToday
Справедливости ради, журнал «Логос» иногда зачем-то прислушивается к голосам мажоров из ВШЭ

Армен Арамян

1. От Анти-Эдипа к Анти-Хайпу: критика гиперверия / Логос. 2020. № 5 (138). С. 23–36.
2. «Мы можем ненавидеть этот мир с любовью». Интервью с Эндрю Кальпом / Логос. 2020. № 5 (138). С. 37–56.

Наталья Тышкевич. Семь фрагментов о цвете / Логос. 2019. № 4 (131). С. 137–215
источник
PhilosophyToday
В марте вышел спецномер ТКО со Стенгерс про проблематичность проблематического. Тема как будто из статей Никиты Сазонова. Тезис номера таков: так называемые глобальные проблемы размывают вообще идею проблемы как таковой. Собствено из того, что когда-то имело эпистемологический статус и решение, теперь проблема стала способом существования, который оторван от каких бы то ни было решений, поскольку все они не дотягивают до проблематического.
источник