Size: a a a

2021 May 08
PhilosophyToday
В майском Philosophie Питер Сингер дискутирует с Майклом Санделом, Люс Иригарей и много красивых картинок.
источник
PhilosophyToday
Майкл Деш

Кому нужна такая политология?

Растущая тенденция к использованию матметодов и статмоделей не столько потому, что они могут помочь нам ответить на важные по существу вопросы, сколько ради самих себя, я полагаю, является неверным шагом для дисциплины. Подобная тенденция отчасти является результатом нормальной и продуктивной в остальном работы науки, но она также подкрепляется менее формальными мотивами, в частности интересами организаций и особенностями нашей интеллектуальной культуры.

Хотя использование статистических данных и формальных моделей по определению не является неактуальным, их выход за рамки качественных подходов со временем сделал эту дисциплину менее актуальной для органов, принимающих решения. Многие насущные вопросы политики не всегда решаются с помощью предпочитаемых учеными-политологами методологических инструментов. Качественные тематические исследования чаще всего дают результаты исследований, в которых нуждаются политики, однако научные исследования отходят от них.

В дополнение к растущей догме среди многих политологов, что ученые могут достичь строгости только с помощью узкого набора методов, другие факторы усугубляют современный культ неактуального. Например, многие социологи отказываются от политической актуальности на том основании, что она несовместима с научной объективностью. Объективность для них означает, что социологические исследования должны быть «свободными от ценностей», касаться только установления и анализа фактов о том, что «есть», и избегать обсуждения того, что «должно быть». Появился социально-научный консенсус: научная объективность исключает участие в разработке политики, поскольку последнее неразрывно связано с ценностными вопросами.

(полностью тут)
источник
PhilosophyToday
Найден самый инновационный философский журнал в РФ. Это «Южный полюс», который издается ЮФУ. У этого журнала появился свой апп для чтения. Подробности здесь.

Ну, а мы возвращаемся к программе телепередач и публичных мероприятий на воскресенье, 9 мая.

Часть I Телепередачи

05:00 Slavoj Žižek Talks About His Debate With Jordan Peterson

Часть II Мероприятия

15:00 Москва: Нина Спутницкая, Максим Казючиц Показ и обсуждение фильмов «Если дорог тебе твой дом…» и «Катюша» (Музей кино).

15:00 Москва: Мария Соловьева-Сосновик «Про венский стул» (Музей Москвы).

16:00 Петербург: Михаил Трофименков «Скрытое военное кино» (Новая Голландия).

18:00 Москва: Андрей Смирнов, Стас Тыркин «Белорусский вокзал» («Художественный»).

Часть III Дни рождения

Хосе Ортега-и-Гассет (138)
Виктор Данилов-Данильян (83)
Владимир Маркин (63)
Грэм Харман (53)
источник
2021 May 09
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Богу Наилучшему Величайшему. Благочестивый путник, от этого философа о бренности выслушай рассказ; Василий Выговский, родом украинец, занятием философ, в то время как путь жизни и путь философии равно похвально проходит, преткнувшись об этот надгробный камень, и тот, и другой на средине завершает; в то время как на поприще логическом, когда он был наставником, он восторжествовал над умами многих, у Москвы-реки уступил немногим разбойникам; истинно, этому знатоку рассуждения мост свайный стал мостом диалектическим, где пусть не смерти, но нынешней жизни он избежал уловок; в год Спасителя 1718, в возрасте 25 лет, в 27 день апреля, среди терний логики уязвленный шипом смерти, неожиданно цвет юности он оставил; итак, меж тем как столь поспешно он завершил жизнь, всем показал, как должно жить.
источник
PhilosophyToday
Ученье — смерть. Еще одна жертва московского моста — зверски зарезан украинский философ

С таким заголовком в разделе «Смачно помер» газеты «Московский комсомолец» от 29 апреля 1718 года вышла новость о гибели от рук лихих людей старшего преподавателя Славяно-Латинской Академии, двадцатипятилетнего Василия Выговского. Уроженец Украины, он окончил Киево-могилянскую академию и прибыл по распределению в Москву на недавно открывшуюся преподавательскую ставку. Убийство произошло на кремлевской стороне Большого каменного моста. Убийцы, установлено, что это была группа лиц, ранее замеченных в грабеже и разбое, объявлены в розыск. Территория, примыкающая к северному выходу с моста, традиционно считается криминогенной. Связано это как с проводящимися на территории Александровского сада народными гуляньями и кулачными боями, так и воровской «малиной», расположенной в девятой клетке (пролете) Всехсвятского (Большого) каменного моста.

Убийство философа Выговского состоялось на 14-й день пасхи, которая в 1718 году приходится на 13 апреля. Вероятнее всего, в этот период у преподавателей Академии еще водились деньги, поскольку после пасхи они наверняка получили жалованье. Так что убийство из мздоимства представляется наиболее адекватной версией. Вряд ли убийство произошло поздно ночью и связано с перемещением философа по каким-то делам из Замосковречья. Мост специально запирался на ночь воротами шестидверной башни и охранялся. Впрочем, на период пасхальных празднеств и выходных возможно были какие-то изменения в режиме работы моста. Однако мост, считавшийся городской достопримечательностью, сам по себе был центром притяжения толп, к тому же он был застроен лавками и напоминал нынешний понте веккьо во Флоренции. Вероятнее всего философ после службы отравился на прогулку и за праздничными сувенирами и, что-то приобретая, показал грабителям деньги. Судя по эпитафии, у убийства были свидетели, а украинский философ отчаянно сопротивлялся, не желая расставаться с заработанными материальным средствами.

Василий Выговский похоронен на территории Заиконоспасского монастыря в ста метрах от Красной площади. Памятная плита с эпитафией одному из первых отечественных профессиональных преподавателей философии располагается на внешней северной стене храма Спаса Нерукотворного образа. Преподавание философии по схоластическому образцу началось в академии в период руководства ею Палладием Роговским (1701–1703), получившего в Риме степень доктора философии и богословия. Но жизнь и смерть Василия Выговского в Москве приходится на период кураторства Стефана Яворского, при котором с Запада, вернее из Украины, выписывались преподаватели в академию за отсутствием на месте соответствующих кадров. Одним из них и был Василий Выговский.

Старый Всесвятский мост выходил на северной стороне не к территории нынешнего Александровского сада, как современный мост, а на Ленивку. По иронии судьбы, выше по Ленивке и чуть левее, на Волхонке, находится здание усадьбы князей Голицыных, где вплоть до последних лет располагался Институт Философии РАН. Так что Василий Выговский погиб недалеко от него. И существенно ближе, чем к корпусам Славяно-Латинской академии и месту упокоения. Специалисты по эпиграфике (см. Авдеев А., Вальков Д. Мост погибшего философа // Аристей, 9, 2014) отмечают, что мост в тексте надгробной плиты приобретает несколько мифологические черты римского Pons Sublicius, тоже первого римского свайного моста, как и свайный Всесвятский в Москве, а сам Василий Выговский становится альтер эго Горация Коклеса, защитившего Рим от нашествия варваров-этрусков.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Появилась первая нейросеть для выгоревших клогеров, налетай: https://porfirevich.ru/
источник
PhilosophyToday
Мы наигрались в Порфирьевича и возвращаемся к программе телепередач и публичных мероприятий на понедельник, 10 мая.

Часть I Телепередачи

19:30 Мария Каспина «Жизнь и деятельность хасидского цадика в Советском Союзе».

Часть II Мероприятия

15:50 Москва: Егор Сенников, Сергей Сдобнов «Паркет» (Пионер).

18:00 Москва: Елена Тарвид «Психологическая топология пути» (Дом Лосева).

19:30 Москва: Антон Долин «Новый порядок» (Октябрь).

19:30 Петербург: Ника Пархомовская «Альтернативные формы мирового театра» (Новая Голландия).

Часть III Дни рождения

Ханс Йонас (118)
источник
2021 May 10
PhilosophyToday
# с_училища (Анна Саянная, 2020). По популярной пьесе Андрея Иванова.

Сюжет: девушка из ПТУ домогается преподавателя философии, он пытается вырваться, но ему не удается, и все заканчивается трагично.

Как пишет Константин Бандуровский, здесь ""философия" лишь для того, чтобы придать герою странности, никакой философичности в нем нет. Процесс преподавания подан ужасно.  Собственно, можно было бы не вносить в список, если бы не эпизод, когда эта самая пэтэушница уместно вставляет в разговор нетривиальную цитату из Платона, "говорю, чтобы ты меня услышал". Это круто, это пять)".

А мы начинаем традиционный кинопонедельник на канале PT.
источник
PhilosophyToday
Имя России
Анонимный опрос
18%
Виктор Цой
45%
Егор Летов
37%
Данила Багров
Проголосовало: 649
источник
PhilosophyToday
Наверное, не нужно ругать книгу, которой нерусский человек пропагандирует заграницу про наших людей, так что и не буду. Но и скрывать разочарование не могу. Я надеялся, что Де Бласио провела исследование того, как Мамардашвили контактировал с режиссерами, но оказалось, что ее работа — кабинетного филолога, да и ту она в общем провалила.

Я брал книгу в надежде найти, почему Мерабу так далась лента «Поезд остановился» Абдрашитова и Миндадзе. А не, например, гораздо более подходящий для визуализации его философии, да и просто более лучший и раскрученный «Парад планет». В принципе, ответ ясен. Мераб скорее всего ничего больше и не видел. Да и на сеанс «Позда» он попал, как он сам заявил, случайно. Что это был за «случай» и почему Мераб пошел в кино, хотя сам же заявлял, что «в кино мы ходим редко», автор монографии не объясняет.
источник
PhilosophyToday
А я попробую сделать это сам. Но прежде отмечу, что книга, возможно, для кого-то и будет полезна как некое культурологическое введение в Мамардашвили. Но для тех, кто хоть немного знаком с его философией и что-то читал сам, а не слушал в пересказе «детей Мамардашвили», книга окажется бесполезной.

Монография филолога Де Бласио оказалась по сути воспроизведением интеллигентского мифа о Мерабе. Вот он диссидент, «самый свободный человек в СССР», а вот — грузинский Сократ! А вот как он повлиял на молодых режиссеров (вообще никак). О каком-то влиянии на Сокурова может быть и можно еще говорить, но как Мераб мог повлиять на виталистский антисемитизм Балабанова с его «В чем сила, брат?» или на эпигонство, то есть низкопоклонство перед Западном и интеллигенцией начисто утратившего себя позднего Звягинцева? Впрочем, если человеку хватает смелости иллюстрировать мысль Мераба цитатами из Чалмерса (это примерно как иллюстрировать мысль Ильенкова фразой Дубровского), то можно вообще все. (Ясно, что-Де Блазио таким образом «продает» Мераба боцманом на корабль концессионеров по поиску решения трудной проблемы сознания).

То же самое с мифом о грузинском Сократе. Якобы Мераб — философ диалога. Ага, щас. Это про него рассказывали анекдот, как Мераб три часа говорил, не давал слово сказать, а потом пожал руку и сказал спасибо, какой у нас славный получился разговор. Мамардашвлили терпеть не мог никакого диалога. Он ненавидел вопросы из зала, особенно если их задавал какой-нибудь молодой человек (или Рыклин). Его, постоянно на лекциях расхваливавшего грузинское застолье, невозможно было вытащить в гости. А если он куда-то и приходил, то тихо сидел в углу. Мераб был чудовищно монологичен и авторитарен. Какой тут диалог? С кем угодно, с Делезом, с Кантом, с Годаром, при условии, что его нет в зале, но не с вами.

С кино же все очень просто. Мераб не был ни синефилом, ни киноведом, кино он смотрел от случая к случаю и видел в нем только то, что хотел увидеть. В речевом и эпистолярном наследии Мамардашвили встречаются две ссылки на фильмы. Одна — на «Поезд остановился» Абдрашитова, вторая — на «Покаяние» Абуладзе. В кинотеатр Мераба на эти фильмы затащили в Тбилиси, в 86–87 годах во время чтения им курса «Эстетика мышления» (или «Беседы о мышлении» в другой версии). Нетрудно заметить, что это фильмы с грузинским участием. А этот период в перестроечной Грузии формируется националистическое движение, в водоворот которого вокруг фигуры Гамсахурдия Мераба активно затаскивает. Фильмы Годара Мераб не обсуждает, ограничиваясь лишь его афоризмами.

Но даже с таким минимальным объемом информации-Де Бласио не смога справиться. В частности, ее анализ «Поезд остановился» ограничивается двумя «беседами» Мамардашвили из тбилисского курса. При этом ей остается не известен куда более популярный и поздний текст, вернее запись выступления на московском философском форуме то ли 88 то ли 89 года, Мамардашвили «Проблема человека в философии», в котором Мераб уделяет фильму как минимум вдвое больше внимания и дает вообще иную его интерпретацию.

Далее, Де Бласио пишет, что в «Поезд остановился» Мамардашвили увидел аллегорию чернобыльской аварии. Действительно, ситуации могут показаться похожими — разгильдяйство и безответственность, за которые приходится героически расплачиваться. Однако если проверить тексты тбилисских «бесед», то ситуация переворачивается. Мамардашвлили упоминает о Чернобыле в 10-й беседе, тогда как о фильме Миндадзе (скорее всего Мерба водили «на Миндадзе», а не «на Абдрашитова») он говорит на следующей лекции. Скорее всего, кто-то из близких слушателей, уловив в высказываниях Мераба о Чернобыле структурный намек на «Поезд», и потащил философа в кино, мол вот, все как вы нам на лекциях и говорили.

На этом вся киноэпопея Маардашвили заканчивается. Можно, наверное, рассуждать вслед за Подорогой о некоей понимательной среде вокруг тела Мераба и интерпретировать поход на его лекцию как посещение кинотеатра. Или проводить аналогии между «Поездом» Миндадзе и поездом Делеза, но это уже будет совсем другая история.
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

«Кориолан». Призраки новой войны

Чтобы оценить реальное величие художественного произведения, достаточно посмотреть, насколько оно выдерживает деконтекстуализацию, перемещение в другой контекст.

Есть одно хорошее определение классики, согласно которому классика функционирует как очи бога на православных иконах: в каком месте помещения мы бы ни находились, кажется, что они смотрят прямо на нас. К примеру, возможно лучшей экранизацией романов Достоевского является «Идиот» Акиры Куросавы, где действие переносится в послевоенную Японию, а князя Мышкина играет возвращающийся домой солдат. Дело не только в том, что каждый раз мы имеем дело с тем же самым повторяющимся во всех обществах вечным конфликтом, лишь перенесенным в новый контекст. Классическое художественное произведение явно обращается к наиболее специфичным для каждой эпохи чертам.

Существует долгая традиция успешного транспонирования Шекспира. Достаточно вспомнить некоторые новые киноверсии: «Отелло» в декорациях джазового клуба («Ночь напролет» Бэзила Дирдена, 1962), «Ричард III» в воображаемой фашистской Великобритании 30-х (Ричард Лонкрейн, 1995), «Ромео и Джульетта» База Лурмана, поставленная на калифорнийском Венис-Бич (1996), «Гамлет» в корпоративном Нью-Йорке (Майкл Алмейда, 2000). «Кориолан» Шекспира представляет собой серьезный вызов для реконтекстуализации. Пьеса настолько сильно акцентирует внимание на боевой и аристократической гордости героя и его презрении к обычным людям, что не нужно объяснять, почему после поражения Германии в 1945-м союзные оккупационные власти запретили ее постановку. Действительно, пьеса оставляет весьма узкий коридор для интерпретации. Каковы могут быть альтернативы стандартной постановке пьесы, учитывая ее явно антидемократический шарм?

Во вскоре выходящей на экраны киноадаптации Шекспира Рэйф Файнс (вместе со сценаристом Джоном Логаном) сделали невозможное, подтвердив слова Элиота о том, что «Кориолан» лучше «Гамлета». Режиссер полностью вышел за рамки круга традиционных интерпретаций и представил Кориолана не как антидемократичного фанатика, а как леворадикала.

(читать дальше)
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
Интересно, как можно так называемым просветителям и прочим интеллектуалам объяснить, что они — развлечение, что их время — выходные, что их мероприятия для релакса и отдыха. И не надо их ставить на 5 или 6 вечера в будни, когда люди едут домой с работы. А самые забубенные шоу, особенно для юношества, и особенно онлайн, правильно и хорошо рисовать на 10 и 11 вечера. Но нет, будем продолжать лепить публичные мероприятия на рабочий день. Это все равно, что ставить футбольный матч на рабочее время — а что, футболисты тоже рабочие! Надо бы уже давно понять, что просветитель, публичный интеллектуал — это часть развлекательно-рекреационного комплекса. И пора уже лекции и дискуссии ставить в удобное для обывателя время.

Спасибо, что выслушали. А теперь к программе телепередач и публичных мероприятий на вторник, 11 мая.

Часть I Телепередачи

18:00 Сергей Иванов «Религиозная легитимация политической власти в Византии».

19:00 Матвей Янкелевич «Ugly Duckling Presse».

19:00 Презентация книги А. Масинг-Делич «Упразднение смерти».

20:00 Анастасия Кучерова «Психопатический склад личности в оптике европейской культуры».

Часть II Мероприятия

19:00 Москва: Ксения Лученко. Презентация книги иеромонаха Иоанна (Гуайта)  "Монах в карантине" («Покровские ворота»).

19:30 Петербург: Наталья Кисельникова «Что наука знает о психотерапии и как технологии ей помогают» (Новая Голландия).

Часть III Дни рождения

Евгений Варшавер (35)
источник