Size: a a a

2021 January 23
PhilosophyToday
В НЛО вышло исследование про советское неофициальное искусство через призму так называемого гендера. Насколько мы смутно помним тот мир, как раз во всяком таком андеграунде царил жестокий сексизм, которому мир искусств под худсоветами мог бы неслабо позавидовать. Честно говоря, из анонса книги совершено не ясен ее тезис: все ли хорошо было с "гендером" в андеграунде или нет? Или речь идет об отражении гендерной проблематики в арт-андеграунде? Или о представителях "гендера", так называемых "гендеризованных" людях? ЛГБТ там и все такое... В общем, одни загадки.
источник
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Гея и Хтония. III

В 1979 году британский химик Джеймс Лавлок, активно участвовавший в программах НАСА по исследованию космического пространства, опубликовал книгу «Гея: новый взгляд на жизнь на Земле» (Gaia: a New Look at Life on Earth). В основе книги лежит гипотеза из статьи, написанной пятью годами ранее вместе с Линн Маргулис в журнале Tellus, цитата: «совокупность живых организмов, составляющих биосферу, может действовать как единое целое, регулируя свой химический состав и, возможно, даже климат. Мы называем гипотезой Геи концепцию биосферы как активной системы контроля и адаптации, способной поддерживать гомеостаз Земли «. Выбор термина Гея, который предложил Лавлоку Уильям Голдинг — писатель, мастерски описавший в романе «Повелитель мух» извращенное призвание человечества, — конечно, не случаен: как указывается в статье, авторы определяли границы жизни в атмосфере и были «лишь в меньшей степени заинтересованы во внутренних границах, образованных разделом между внутренними частями земли, не подверженных влиянию поверхностных процессов» (с. 4). Не менее значительным является тот факт, что авторы, по крайней мере, в то время, кажется, не замечали, что опустошение и загрязнение Геи достигло своего наивысшего уровня именно тогда, когда ее обитатели решили черпать энергию, необходимую для их все новых растущих потребностей из глубин Хтонии, в виде того ископаемого остатка миллионов живых существ, которые жили в далеком прошлом, которое мы называем нефтью.

По всей видимости, определение границ биосферы поверхностью земли и атмосферой более не актуально: биосфера не может существовать без обмена и «взаимодействия» с хтонической танатосферой, Геи с Хтонией, о живых и мертвых нужно думать вместе.

То, что произошло в Новое время, на самом деле, это то, что люди забыли свои отношения с хтонической сферой, они больше не населяют Хтон, а только Гею. Но чем больше они удаляли из своей жизни сферу смерти, тем более нежизнеспособным становилось их существование; чем больше они теряли всякую связь с глубинами Хтонии, сводили ее, как и все остальное, к объекту эксплуатации, тем более доброжелательная поверхность Геи отравлялась и разрушалась. И то, что мы имеем сегодня перед нашими глазами, — это крайний шаг устранения смерти: чтобы спасти свою жизнь от предполагаемой неясной угрозы, люди отказываются от всего, что делает ее достойной жизни. И, в конце концов, Гея, земля без глубины, потерявшая всю память о подземном мире мертвых, теперь полностью во власти страха и смерти. От этого страха могут исцелиться только те, кто восстановит память о своей двойной обители, кто вспомнит, что человеческой может считаться только та жизнь, в которой Гея и Хтония остаются неразлучны и едины.

Quodlibet, 28.12.2020
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
Идеи Нанси победили на Урале. «Koinon» — рецензируемый научный журнал, обращенный к философским и социально-гуманитарным аспектам феномена человеческой совместности, и свою основную задачу издание видит в объединении усилий российских и иностранных философов, социологов и политологов в области анализа совместной жизни людей.
источник
2021 January 24
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен на собственном примере демонстрирует, что впадение в мизантропию может сопровождаться превращением в инстаграм юной возвышенной леди с великими мыслями великих людей. Третьего дня он в своем блоге в записи под названием «Пророчество Лихтенберга» порадовал нас цитатой: «Однажды наш мир станет настолько цивилизованным, что будет нелепо верить в Бога, как сегодня верить в призраков. Тогда, через какое-то время, мир станет еще более цивилизованным. И процесс, который ведет его к высшей вершине цивилизации, будет продолжаться все быстрее и быстрее. Прикоснувшись к вершине, экспертное суждение снова изменится, и знание достигнет своей крайней трансформации. Тогда — и это действительно будет конец — мы будем верить только в призраков».

Впрочем, лучше к программе телепередач и публичных мероприятий на воскресенье, 24 января

Часть I. Телепередачи

17:00 Алиса Мамедова «„Удивительная миссис Мейзел“: стендап, феминизм и 50-е».

Часть II. Мероприятия

12:00 Москва: Акция «Взрослые дети» (Переведеновский пер.).

18:00 Петербург: Иван Петров «Конфессии Ленинграда во время и после войны (1941—1953 гг.)" (Листва).
источник
PhilosophyToday
Не знали, что Ауэрбах написал "Мимесис" в... Стамбуле. Не самое очевидное место еврею сбежать от нацистов. Второй герой книги - Фенелон, тоже беглый автор, как и третий герой - Зебальд, тоже сваливший из родной страны, правда уже не по какой-то необходимости, а по прихоти. Странно, что Мендельсон выбрал именно этих персонажей для трех публичных лекций 2019 года. Мог бы взять какого-то русского, какого-нибудь Бродского, например, для русской культуры, пересекающейся с еврейской, изгнание - что-то вроде порядка вещей. Тем более, что у Бродского тоже есть тема одиссеи - как и у двух (не трех - Зебальд, мы его не любим, не в счет) вышеперечисленных авторов, стихотворение "Одиссей Телемаку", в частности. "Tроянская война окончена. Кто победил — не помню. Должно быть, греки: столько мертвецов вне дома бросить могут только греки".
источник
PhilosophyToday
​​«I admire Hemingway’s short stories, but all his novels are failures. In dismissing For Whom the Bell Tolls as a period piece, I am at variance with the judgments of such distinguished personages as former president Barack Obama, Senator John McCain, and the late Fidel Castro. McCain seems to me particularly admirable in expressing admiration for the communist hero Robert Jordan; Obama ranks Hemingway and Toni Morrison with William Shakespeare.

I voted twice for Obama and wish he were still presiding over us, but I am happy I don’t have to grade him as a literary critic. Instead, I turn to Tolstoy’s beautiful rendition of Hadji Murat’s last stand».


в NY Times вышла рецензия на последнюю книгу Гарольда Блума The Bright Book of Life: Novels to Read and Reread, которая стала итоговой попыткой исследователя описать Западный канон, точнее, его прозаическую часть: от Сервантеса до Зебальда. из 52 разобранных сочинений девять написаны на русском; выходит, шестая часть суши дала примерно шестую часть мировой словесности. а список — заставляющий, конечно, взгрустнуть по Dead Souls, Petersburg, Envy или Lolita — такой:

Александр Пушкин. Капитанская дочка
Иван Тургенев. Записки охотника
Иван Тургенев. Первая любовь
Лев Толстой. Казаки
Лев Толстой. Война и мир
Лев Толстой. Анна Каренина
Лев Толстой. Хаджи-Мурат
Федор Достоевский. Братья Карамазовы
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
источник
PhilosophyToday
Утешение философией 2.0.

"Главный герой Кеша с говорящей фамилией Закладкин соглашается на сомнительное, но очень заманчивое предложение, попадается с поличным и получает 7 лет строгого режима. В страхах и сомнениях он ожидает распределения на карантине в колонии. Во сне приходит к нему мудрец Дао ФСИН. Философ на службе исполнения наказаний помогает справиться".
источник
PhilosophyToday
«Консерваторы заявили, что движение #MeToo зашло слишком далеко, призывая к тому, чтобы виновным в сексуальном насилии, таким как Бретт Кавано, выдвинутым на пост в Верховном суде США, было отказано в должности. Теперь некоторые левые, похоже, сформулировали свой собственный антифеминистский ответ на подобные требования. В то время как правые сосредоточились на том, чтобы называть женщин, которые жалуются на сексуальное насилие, лгунами, шлюхами или моральными уродами, леваки стали изображать их как морально неприемлемых, слишком суровых, слишком неумолимых, слишком лицемерных».

Издание Bookforum наехало на издательство Verso, опубликовавшее в 2020 году две книги левых антикарцералистов (мы их пропустили), то есть борцов с тюрьмами и полицейщиной, в которых те атакуют митушниц. Автор статьи — журналист из Нью-Йорка, феминистка, лесбиянка и просто красивый женщин (с) Мойра Донеган, когда-то запустившая кампанию #MeToo в американских СМИ.

Война леваков с феминистками только начинается.
источник
PhilosophyToday
Это «Ссаный мыслитель» Андреса Серрано (1988), известного больше своей провокационной работой «Piss Christ». Здесь изображение роденовского мыслителя поружено в мочу художника. Как мы узнали в позапрошлом году, Реза Негарестани любит Серрано и у него есть одна как минимум его работа.
источник
PhilosophyToday
Дожили. Философия еле держится в университетах, скоро всех выгонят и зачистят, останемся в рамках курсов повышения квалификации астрологов и корпоративных коучеров. А тут еще ее из футбола изгоняют! Известный спортивный журналист Джонатан Уилсон пишет в газете «Гардиан», что отсутствие философии у ф/к «Манчестер Юнайтед» является преимуществом в наши нынешние времена сегодня! Нет уж, мы будем болеть за «Ливерпуль», там сидит Клоп — он от своей философии никогда не отказывается!

Впрочем, лучше к программе телепередач и публичных мероприятий на понедельник, 25 января, Татьянин день, День российского студенчества и начало каникул.

Часть I. Телепередачи

15:00 Сергей Бородай «Воплощенная относительность: язык в контексте телесно-ориентированных подходов к познанию».

15:00 Владимир Шохин «Практическая философия на карте философских предметностей и ее агатологический вектор».

18:00 Круглый стол «Французский католицизм в эпоху Тридентского собора: неподвижные структуры и медленные изменения?»

18:00 Петр Рябов «Джордано Бруно: расцвет мистики, магии, натурфилософии и попытка возрождения герметизма».

18:30 Круглый стол «Осмысление прошлого в современной Испании».

19:00 Презентация монографии Ирины Ребровой «Re-Constructing Grassroots Holocaust Memory: The Case of the North Caucasus».

19:30 Надежда Папудогло «Как работает медиа об образовании „Мел“».

21:00 Ридинг-группа «Blood and Money: From Primitive Accumulation to Racial Capitalism».

Часть II. Мероприятия

19:00 Москва: Презентация 77-ого номера журнала «Сеанс» (Пионер).

20:00 Москва: Премьера фильма «Кроличья лапа» Наны Джорджадзе и дискуссия («Октябрь»).
источник
2021 January 25
PhilosophyToday
У того, кто мечтал стать философом, нет ума. У того, кто не мечтал стать философом, нет сердца.
источник
PhilosophyToday
Вроде бы пришел к ним в дискуссию человек и обломал все веселье, но нет. Продолжают дебаты. До того, что "клоачный" не подходит для философии уже договорились.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Мы опять все пропустили. У великого русского философа растений Майкла Мардера с лицом молодого Вуди Аллена вышла по зиме книга про помойку. Когда-то Нанси вскользь заметил, что мир, утративший ощущение совместности, превращается в кучу отбросов. Но и у отбросов есть своя прелесть, например токсичность. Токсичность (о ней в книге есть отдельная глава) - это свойство всего хорошего: хорошей еды, хороших напитков, хороших наркотиков и, конечно же, хороших людей (не зря токсичности посвятила одну из лучших своих песен великая Бритни Спирс). Только у токсичного человека можно чему-то научиться, если встретил светлое личико - беги, эта редиска на первом же скачке расколется!

Да, забыли напомнить, что экология - это опиум XXI века (с).
источник
2021 January 26
PhilosophyToday
«Философские науки» выложили 9-й номер за прошлый год. В этом «французском» номере все как в святые 90-е — куча переводов, причем небезынтересных. В частности наезд на Козеллека и его школу.

А теперь к программе телепередач и публичных мероприятий на вторник, 26 января.

Часть I. Телепередачи

12:30 Семинар «После Трампа: какой будет политика США в Азии?»

16:00 Дискуссия «Rethinking Cities for a Post-COVID Future I». Penny Abeywardena, Jonathan T. M. Reckford, Coen van Oostrom, Sridhar Gadhi, Jan Vapaavuori.

16:40 Елизавета Корнеева «Электоральное пространство современной России: соотношение устойчивости и волатильности».

17:00 Krzysztof Krakowski «Violence Against Politicians, Negative Campaigning, and Public Opinion: Evidence from Poland».

18:00 Михаил Немцев «Как мы ошибаемся, убеждая других и себя».

18:30 Дискуссия «Preparing for Deglobalization». Gerard Baker, Richard L. Trumka, Simon Evenett, Beata Javorcik.

19:00 «Горечь»: презентация мемуаров узника ГУЛАГа Павла Овчаренко. Анна Наринская, Светлана Пухова, Людмила Садовникова, Наталья Самовер.

19:00 Мария Мазняк «Модернистский диалог в Португалии: Са-Карнейру и Соуза-Кардозу».

19:00 Алена Сокольникова «Факультеты ВХУТЕМАСа: мебель и предметный дизайн, дерметфак».

19:50 Ксения Гусева «Текстильный и керамический факультеты ВХУТЕМАСа».

20:00 Дискуссия «Rethinking Cities for a Post-COVID Future II». Katherine Bell, João Doria, Christian Ulbrich, Keisha Lance Bottoms, Juan Jose Pocaterra

Часть II. Мероприятия

19:00 Москва: Анна Орлицкая «Метаморфозы. Беседы о художественном переводе» (Китайский летчик Джао Да).
источник
PhilosophyToday
Очередная книжка про Венский кружок. Сколько уже их понапереводили? Из плюсов этой книги, кроме того, что она читается "как роман", ее автор, Карл Зигмунд, сам венец, математик и специалист по эволюционной теории игр. Книжка с картинками.
источник
PhilosophyToday
В сборной солянке свежего CI есть хорошая статья о том, что Лавлок придумал свою теорию Геи по заказу нефтяной корпорации Royal Dutch Shell. Собственно, кто бы сомневался в том, что за "экологической озабоченостью" стоит не только лишь абстрактный нью-эйджизм старых хиппи, но вполне конкретные корпоративные интересы. Экология - опиум XXI века.
источник
PhilosophyToday
Мэри Бирд

Метафоры эпидемии

Когда история эпидемии Covid будет написана (и я прошу прощения, но как ученый я обязана так думать!), речь не будет только о мерах властей, какая из стран (если таковая вообще имеется) действовала «правильно», и как были связаны друг с другом и чем вызваны различные формы социальных изменений. Некоторые будущие историки также обсудят язык, на котором обсуждалась эпидемия. Подобно тому, как историки сейчас внимательно анализируют, как люди в древности описывали и объясняли перенесенные ими заболевания (часто сравнивая их с наказанием богов), так и в XXV веке они будут смотреть на то, как мы говорили о болезни.

Кое-кто из лингвистов уже этим занимается. Они в основном сосредоточены на (иногда экстравагантных) метафорах. Вот британский премьер-министр использует образы из военного арсенала (трубите в горн, кавалерия на гребне холма, стрелы в колчане), а иногда и более причудливые (сплющить сомбреро). Эпидемиолог Джонатан Ван-Там (которого обычные граждане лучше слушают) выбрал слова, которые больше связаны с повседневной жизнью (назначение пенальти, забить гол, прибытие поезда). Имеет ли значение этот язык? Есть ли толк от таких разговоров (переводящих язык «науки» в более привычные термины) или нет (предлагая вводящую в заблуждение модель взаимоотношений человечества с вирусом)?

Я бы предпочла некую середину. Мы ни на минуту не захотели бы оказаться в мире без метафор (они создают для нас связи между вещами, предоставляет новые шаблоны для понимания, меняет восприятие и т. д.). Но мне кажется, что в большинстве этих метафор присутствует коварное «очеловечивание» вируса, которое может искажать то, как мы должны с ним бороться. Очевидно, что некоторые из формулировок, в которых обсуждается рак, по меньшей мере контрпродуктивны («война с раком», «она храбро сражалась, но…» как будто результаты каким-либо образом коррелировали с храбростью пациента). То же самое я бы сказал о «войне с террором» (может быть, с «террористами», но с «террором»?). Разве здесь не происходит что-то подобное?

Не надо мне говорить, что я не специалист по вирусам! Но я почти уверена, что обычный разговор о Covid-19, как если бы это был какой-то старый враг империи, обладающий волей и представлениям о «правилах» (дополнительное время и т. д.), зачастую контрпродуктивен — но такой тип разговора весьма распространен. Сейча я пишу этот текст и слушаю радио, по которому куча представителей лейбористов утверждает (в надежде повлиять), что правительство потеряло «контроль» над вирусом. Я знаю, что они имеют в виду, но не уверена, что их слова попадают в цель или точно отражают то, что не так с нашими мерами в отношении Covid. Все это из традиционного лексикона «борьбы за власть».

Поэтому мне бы хотелось, чтобы люди, которые знают о вирусе больше, чем я, предложили бы более полезные способы для обсуждения эпидемии и о того, что мы должны с ней делать.

И, если задуматься, — и я не могу не задать этот вопрос себе, — что если все эти «кары богов», которые мы читаем у древних авторах об эпидемиях, тоже метафорой, которую мы две тысячи лет спустя понимаем буквально? «Бедные несчастные люди, они думали, что болезнь была послана богами». Просто подождите, пока кто-нибудь не напишет то же самое про нас!

TLS
источник
2021 January 27
PhilosophyToday
Программа телепередач и публичных мероприятий на среду, 27 января.

Часть I. Телепередачи

14:00 Владимир Путин. Выступление на Международном экономическом форуме (Давос — 2021).

15:30 Дискуссия «Stories Move Mountains». Cara Mertes, Thando Hopa, Wanuri Kahiu, Lynette Wallworth, Rena Effendi.

16:00 Ольга Вербилович, Елена Ярская-Смирнова «(Не)доступная публичность: трансформация моделей дискуссии об инвалидности в современной российской публичной сфере».

17:00 Ксения Федорова, Светлана Усольцева «Новые Антологии: искусство + наука + технологии в Екатеринбурге».

17:00 Дискуссия «Новый российский ислам: мигранты мусульмане на Севере». Марлен Леруэль, Ахмет Ярлыкапов, Денис Соколов.

18:00 Татьяна Литвин «Философия времени Августина и ее феноменологическая интерпретация».

18:00 Презентация выпуска журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» на тему «Христианская биоэтика: идеи и перспективы».

18:15 Дискуссия «Delivering Social Justice in the Recovery» Ishaan Tharoor, Anisa Kamadoli Costa, Darren Walker, Gabriela Bucher, Sadiq Khan, Katherine Maher, Edward Ndopu, Leslie Johnston, Peter Laugharn.

18:30 Максим Сучков «Америка в 2021: up or down?»

18:30 Сергей Минов «„Чудеса великих городов, морей и островов“: Новооткрытый памятник сирийской парадоксографической литературы».

18:30 Виктор Амчиславский «Евреи в блокадном Ленинграде».

19:00 Дискуссия «Чистота науки и институт репутации: неполитическая политика». Ирина Якутенко, Михаил Гельфанд, Александр Морозов, Оксана Мороз.

19:00 Ольга Розенблюм «Понять и изобразить: трудное прошлое в музейных экспозициях».

Часть II. Мероприятия

19:00 Петербург: Обсуждение отрывка из 8 главы «Meeting the Universe halfway» Карен Барад (Музей звука).
источник