Size: a a a

2020 September 14
PhilosophyToday
Славой Жижек

Власть, внешние приличия и непристойное поведение: пять размышлений

Размышление второе: Слухи и большой Другой

Слухи являются специфическим видом большого Другого; они в каком-то смысле являются другой стороной, аверсом, большого Другого, который олицетворяет приличия публичной сферы. Вспомните типичную ситуацию: в небольшой группе людей все знают какую-то неловкую тайну об одном из них, плюс все они знают, что каждый из них знает, что все они знают это. Тем не менее, происходит радикальный перелом, когда один из них говорит об этом публично. Никто не узнал ничего нового, почему тогда такое смущение? Потому что они больше не могут притворяться (вести себя так, как будто они этого не знают). Теперь большой Другой знает это…

Таков большой Другой внешних приличий, и сфера слухов непосредственно ему противостоит. Слухи фактически не имеют никакого отношения к правде, в отличие от внешних приличий. Фактически они оба находятся по ту сторону правды (чтобы сохранить видимость приличий, мы готовы хранить молчание об истине). Анонимные слухи исключаются из публичного пространства, но они остаются странным образом эффективными, пусть даже и неправдивыми. Их пересказ обычно предваряется: «Не знаю, правда ли это, но мне сказали (или, скорее, безлично „говорят“), что Х сделал то-то и то-то…».

Показательный случай распространения слухов под маской дезавуации представил один из главных российских национальных телеканалов — Первый канал, который запустил в своей главной вечерней новостной программе «Время» сюжет, посвященный теориям коронавирусного заговора. Стиль репортажей был неоднозначным, что создавало у зрителей впечатление, что в них есть ядро истины. Таким образом, месседж (теневые элиты Запада и особенно США в конечном итоге каким-то образом виноваты в эпидемии коронавируса) пропагандируется как сомнительный слух: слишком безумный, чтобы быть правдой, но, тем не менее, кто знает…

Фактическое откладывание истины в сторону странным образом не уничтожает ее символическую эффективность. Слухи и внешние приличия, таким образом, фактически разделяют дистанцию по отношению к истине. Иногда уважение к чужому достоинству даже требует от нас публично заявить то, что мы сами (как и те, к кому мы обращаемся, тоже это знают), на самом деле не считаем истиной.

PhilosophicalSalon, 22.06.2020
источник
PhilosophyToday
источник
2020 September 15
PhilosophyToday
Издание Горки. Медиа спустя три недели после выхода в свет нового романа Пелевина призывает его не читать (все уже прочитали) и занимается обижанием Жижека: «Саша перед, А Хули как Жижек перед Гегелем: анекдот да и только». Рецензент не заметил влияния «Циклонопедии» на «Непобедимое солнце», которое, как оказалось, выходит далеко за пределы пролога в Стамбуле, проявляясь во всех этих камнях и танцующих демонах. Собственно, отсюда и победа «матерого каббалиста» над буддистом, ближний жеж восток, а не дальний.

Впрочем, мы лучше о программе публичных мероприятий и телепередач на вторник, 15 сентября:

Онлайн

11:00 Дискуссия «Стигма и дискриминация ЛГБТ: региональный обзор отношения медперсонала, правоохранительных органов и госслужащих в Восточной Европе и Центральной Азии».

19:00 Галина Михалева «Феминистки: диалог поколений».

20:00 Вебинар «Как домашнее насилие влияет на детей?» Николь Форд, Кэйси Халкон, Эндрю Каин, Карла Коллинз.

Офлайн

12:00 Москва: Открытие выставки «Найди еврея» (Солянка).

14:00 Петербург: Лоис Кальб «Kupchino: The making of a new district in Leningrad and everyday life in the late Soviet period (1970s-1980s)»; Елена Атнагулова «Идеология гуманизации среды в архитектуре Ленинграда: об одном эпизоде сотрудничества между архитекторами и социологами в 1960-е гг. по материалам ЦГАЛИ СПБ» (ЕУ).

19:00 Петербург: Алла Митрофанова «Философия и инженерия» (Музей звука).

19:00 Петербург: Александр Острогорский «Репрессивная контекстуальность» (Новая сцена Александринского театра).

19:00 Москва: Мария Волкова «Подходы к исследованию шаманизма: от эволюционизма к множественным онтологиям» (Сигнум).

19:30 Москва: Анстасия Кизилова «Camp as One» (Cube. Moscow).

19:30 Москва: «Tierras Construidas / Построенные земли» (Артуро Дуэньяс, Испания; 2019).

22:30 Москва: «Мы те, кто мы есть» (Лука Гуаданьино, Италия, США, 2020).
источник
PhilosophyToday
90
источник
PhilosophyToday
источник
2020 September 16
PhilosophyToday
Совет да любовь. Нынче такое не модно
источник
PhilosophyToday
Университет Эдинбурга заявил, что переименует Башню Юма — так называется один из университетских корпусов. Теперь Башня Юма будет называться просто Площадь Георга, 40. Решение принято под давлением студенчества, обнаружившего в текстах философа XVIII века расистские утверждения.

А теперь о программе публичных мероприятий и телепередач на среду, 16 сентября:

Онлайн

14:00 Владимир Гельман «Научные аргументы в академических публикациях: как мы убеждаем аудиторию» (наша власть — шизофреник. Одной рукой выгоняет из ВШЭ кроликов оппозиции, другой приглашает в президентскую академию лектором мужчину, выпустившего книгу о путинском «недостойном правлении»).

16:00 Ксения Ермишина «Антиизраильская кампания в СССР во время и после Шестидневной войны (1967 г.): основные линии пропаганды и формы участия советских граждан»; Анна Сидоревич «„В СССР рождение движения за освобождение женщин“: самиздат ленинградского женского движения (1979–1982) во Франции»; Виктория Кравцова «Between the posts-, into the void: Making sense of feminism and decolonization in Bishkek and Almaty», Александр Фокин, Ботакоз Касымбекова.

18:00 Дмитрий Панченко «Викинги бронзового века и их наследие».

19:00 Дискуссия «Музейный пазл. Как хотели, так и получилось». Агния Стерлигова, Дмитрий Напольнов, Ксения Ланикина.

19:30 Марюс Ивашкявичюс «Карантин и театр» (это мужик, который написал пьесу «Кант»).

20:00 Михаил Гельфанд «Опасные связи или роман в генах» (господи, Гельфанд же не генетик и не антрополог).

23:59 Григорий Тарасевич «Течь, плавать и пахнутью Кому и за что дают Ig Nobel Prize».

Офлайн

15:00 Москва: Александр Шамарин «Гранд отель» (Дом Гоголя).

18:15 Москва: Александр Фокин «Слова и вещи позднесоветского мира: материальность как фокус понимания послевоенного СССР» (ВШЭ).

18:30 Петербург: Яков Лазарев «Украина в представлениях российской элиты в первой половине XVIII века: ассимиляция и геополитика» (ЕУ).

19:30 Москва: Дискуссия «Возмущение, вызов, стыд и трепет. О призвании к ответу и исключении». Ольга Белова, Анастасия Дмитриевская, Лика Карева, Лера Конончук, Аня Леонова, Кирилл Савченков, Катя Пысларь, Дмитрий Хворостов, Дарья Юрийчук (Cube Moscow).

19:30 Москва: Презентация журнала «Длина волны» («Рихтер»).
источник
PhilosophyToday
В новом LRB Дженни Тернер, перевод которой про творческую биграфию Харауэй мы только что опубликовали, с новой статьей о реальной, а не сфантазированой задним числом истории движения за освобождение женщин и рецензия на свежего великого Кауфмана,
источник
PhilosophyToday
Кумир отечественных просветителей американский философ Дэниел Деннет опубликовал в «Нью-Йорк Таймс» восторженную рецензию на реакционную книгу некоего Джозефа Генриха, антрополога из Гарварда, про то, как Запад стал отличаться психологически от всех остальных людишек и за счет этого процветать. Корни процветания господин Генрих находит в брачных запретах у католиков. Данные брачные запреты повлияли на эволюцию вида Человека Западного (теперь правда он не WASP — а WEIRD: Western, educated, industrialized, rich, democratic — западный, образованный, индустриальный, богатый и демократический человек) и заставили отличаться от остального человечества, как раньше говорили, на уровне субстрата.

То есть Западный Человек генетически иное существо, чем все остальные. Вернее немного не так. Аргумент выглядит чуть хитрее: в контексте ныне такого модного снятия различий между культурой и биологией — способы отличия Человека Западного от незападного недочеловека как правило культурные, а не генетические, но кто сказал, что биология — это только про гены? То есть, ок, мы не будем лезть в генетику, но укажем на фундаментальные и исторически, ой, эволюционно (что это за эволюция без генов?) обоснованные различия между Человеком Запада и остальными недочеловеками. В общем, как пишет буржуазный мыслитель, «язык, например, не был изобретен, он развивался. Так же, как и религия, музыка, искусство, способы охоты и земледелия, нормы поведения и отношение к родству, которые составляют значимые различия на нашей психологии и даже на нашем мозге».

В общем, Западные Люди — это ненормальные, WEIRD. Но их ненормальность — и тут начинается игра в политкорректность, которая фиговым листком должна прикрыть новое квазинаучное основание для расизма — была возведена в квадрат тем фактом, что Западный Человек по каким-то причинам стал универсализовывать свою партикулярность. В общем, короче, нам надо признать, что всякие русские, китайцы, негры и даже, наверное, украинцы — это в общем немного другой биологический вид, ну вернее у нас разные «когнитивные стили», выражаясь языком эвфемизмов. Причем различие это до комичности совпадает со старым добрым «запад — аналитичен, восток — холистичен», различием в стиле new age, напоминающем худшие образцы пресловуто ориентализма.

Да, Западу необходимо признать это различие и неадекватную и обидную другим универсализацию свойств Белого Человека с Запада, но как-то с этим смириться: ой, извините, иракцы, мы больше так не будем! (будем, еще как будем, с нашей-то теперь заново обоснованной генетически white supremacy). Но нет ли в этом признании уже чего-то слишком Западного, слишком WEIRD самого по себе? Не остается ли Западный Человек в самоумалении и признании вины за «универсализмы» все еще слишком универсалистом, полагающим, что нужно жить в едином мире с носителями иных «когнитивных стилей»?

Вообще, книга выросла из статьи аж 2010 года в «Behavioral and Brain Sciences» и является сиквелом его же книги 2016 года о секрете успеха Запада. Книжка вышла в конце августа, но формально только 8 сентября. В сети пока восторженные рецензии, в т. ч. в «Nation» и еще более мелких изданиях. Книжку уже сравнивают с модным трэшем макроистории от главного реабилитатора империализма Даймонда и непонятно почему сверхпопулярного Харари. В общем, ждем когда издательство Corpus поспешит с переводом.
источник
2020 September 17
PhilosophyToday
Фильм Кауфмана «Думаю, пора со всем этим кончать» начинается с краткого введения в спекулятивный реализм. Из монолога главной героини: «Джейк сказал, что порой мысль ближе к истине, к реальности, чем действие. Можно сказать и сделать что угодно, но подделать мысль нельзя». Но смотреть это не надо, потому что Кауфман решил стать Маликом. То есть предать чистое картезианство «Вечного сияния разума» в пользу недоношенного экзистенциализма фундаментальной онтологии — holzwege в Фарго.

А теперь о программе публичных мероприятий и телепередач на четверг, 17 сентября:

Онлайн

15:00 Анна Дикова «Распад Советского Союза в зеркале телесных метафор: „Загнивающий Запад“ и „нетленное тело“ Ленина»; Яков Лурье «Деконструируя „Советское“ на 8-мм: домашнее и любительское кино 1980-х гг. как „перестройка зрения“»; Ян Левченко.

17:00 Ирина Антощук, Полина Колозариди «Ближе к тексту: я/мы пишем социальную науку».

18:00 Кирилл Осповат «Придворная словесность. Институт литературы и конструкции абсолютизма в России середины XVIII века».

18:00 Анастасия Носуля «Сакральная роль женщины в религии: традиции и современность».

18:30 Андрей Лебедев «„Руководство“ (Энхиридион) Эпиктета».

19:00 Тео Корт, Евгений Майзель «Разработка образа».

19:30 Оксана Мороз, Анна Ривина, Артем Слета, Александра Курленкова «Неравенство и привилегии».

Офлайн

12:30 Петербург: Круглый стол «Культурные ландшафты в период вооруженных конфликтов».

17:00 Петербург: Круглый стол «После пандемии: адаптация преподавателей вузов к дистанционному формату» (ЕУ).

19:00 Москва: Ольга Кононова «„Азеф в юбке“: женщины-агенты в истории политического сыска» (Музей современной истории России).

19:00 Москва: Анна Приходько «Поиск персональной/коллективной формы» (Cube Moscow).
источник
PhilosophyToday
На самом деле "Вестник МГУ. Серия 7. Философия". Вот и свежий номер подоспел с Федором Гиренком, Ксенией Майоровой, Анастасией Криман и др. Наслаждайтесь.
источник
PhilosophyToday
Завтра, 18 сентября, в рамках персональной выставки Ивана Новикова «Против зерна» в ММСИ состоится презентация этой книги. Причем название выставки непосредственно отсылает к работе Скотта. Будут Валерий Анашвили, Кирилл Мартынов, Александр Никулин и сам художник. Мест, говорят, мало, так что резервируйте их здесь. О книге подробнее здесь, здесь и здесь.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Катрин Малабу

Переосмыслить взаимопомощь: диалог Сингера с Кропоткиным

… Как для Сингера, так и для Кропоткина взаимопомощь и эффективный альтруизм не имеют ничего общего с любовью, чувством вины, сочувствием или милосердием, а имеют отношение к логике жизни.

У меня нет возможности здесь проанализировать множество различий и несовместимостей, даже тех, которые существуют между Сингером и Кропоткиным. Но даже с их учетом, я, в конце концов, готова утверждать, что невозможно изъять биологическое измерение солидарности.

Текущая эпидемия стала объектом анализа для многих философов, которые в значительной степени опираются на концепцию биополитики Фуко. Многие мыслители утверждают, что управление кризисом — состояние изоляции, селекция пациентов, нехватка средств защиты, цинизм глав государств — является результатом биополитических методов управления, с помощью которых жизнь людей контролируется, эксплуатируется, нормализуется и управляется в глобальном масштабе. Конечно, было бы трудно утверждать обратное. Но я хочу заметить, что подобный анализ понимает «жизнь» только как нечто пассивное и чисто подверженное контролю и «чрезвычайной ситуации». Потенциал жизни к сопротивлению при подобном подходе никогда не рассматривается всерьез. Разнообразные проявления взаимопомощи, которые мы в настоящее время наблюдаем, являются именно выражением такого потенциала. Существует биологическое сопротивление биополитике, сопротивление, которое является одновременно эмпирическим и политическим.

Взаимопомощь — это биологический памятник, тайно воздвигнутый в нашей жизни в память об унаследованных от предков формах равенства. Жизнь — это не пассивное, слепое и смутное измерение бытия, которое достойно лишь просвещения со стороны культуры и языка в отрыве от органического детерминизма. Моя работа с мозгом научила меня тому, что биологическое и символическое, историческое и эпигенетическое неразделимы. Поэтому нам необходимо заново переосмыслить права человека, где память о биологическом прошлом предков должна найти свое отражение и быть достойно формулирована. Ориентировочно: «Все люди эпигенетически рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом, сознанием и памятью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства».

fallsemester.org (полный перевод на русский здесь)
источник
PhilosophyToday
Спокойной ночи, «Динамо».
источник
2020 September 18
PhilosophyToday
Анастасия Кальк запускает осеннюю сессию своего «открытого университета» под лозунгом «Утопическая осень». Заявлены кружки про историю российского фем-активизма (Александра Талавер), радикальную экологию (Зоя Комарова) и прочий опиум XXI века (Роман Гильминтинов).

А теперь о программе публичных мероприятий и телепередач на пятницу, 18 сентября:

Онлайн

20:00 Денис Ляпин «Любимый кот царя Алексея Михайловича и становление культуры Нового времени в России XVII века».

Офлайн

11:00 Москва: Конференция «Звук в культуре» (РГГУ).

15:00 Москва: Елена Нарская «Герцен vs Маркс. «История одной вражды «" (Дом Герцена).

16:00 Петербург: Хелен Хестер «Политики пост-работы внутри и за рамками Технологий» (ЕУ).

18:00 Москва: Открытие выставки Павлика Лемтыбожа «Папкины Фокусы» (галерея Васи Ложкина).

18:30 Москва: Павел Усанов «Австрийская экономическая школа о монополиях и антитрасте». Вадим Новиков, Дмитрий Мачерет, Андрей Шастико (ВШЭ).

19:00 Москва: Виктор Алимпиев «Приключение: время» (Московская школа нового кино).

19:00 Москва: Дмитрий Бабахин «Тату» (ГМИИ).

19:00 Москва: Лидия Русина «Что сказали бы Варела и Матурана про муравьев и паразитов» (Дом Лосева).

19:00 Москва: Презентация книги Джеймса Скотта «Против зерна: глубинная история древнейших государств». Валерий Анашвили, Кирилл Мартынов, Александр Никулин, Иван Новиков (ММОМА).

19:00 Москва: Презентация книги историка Алекса Громова «Арктика в Великой Отечественной войне» («Достоевский»).

19:00 Петербург: Дмитрий Плотников «Учитель зла. Политическая философия Макиавелли» («Листва»).
источник
PhilosophyToday
Прощай, университет!

Третьего дня минобраз издал новый порядок приема абитуриентов в вузы, который вступит в действие со следующего года. Новый порядок означает прежде всего развал традиционной факультетской системы подготовки кадров (оказания образовательных услуг) в вузе, вместо факультетов фактически будут введены гибридные структуры типа школ или департаментов. Это примерно то, чего пытались реализовать в МГУ посредством слияния факультетов — но теперь данная инициатива будет реализована в масштабе всего высшего образования страны.

Вкратце, о деталях.

1. Вузы обяжут принимать абитуриентов не на конкретный факультет, а на группу смежных специальностей с последующим распределением по специальностям на 3-м году обучения.

+ Абитуриенту сохраняют право выбора конкретной специальности еще на два года. Вуз сможет отбирать на конкретные специальности людей боле к ним подготовленных.

- Ломается традиционная факультетская система, вместо нее возникает сложноустроенный монстр с тремя ступенями образования: 2 общее высшее образование + 2 бакалавриат + 2 магистратура. В случае пятилетнего специалитета 2+3. То есть на специализированное образование будет отведено не 5 лет как до болонской реформы, а всего 3 года, в течение первых двух лет студент будет получать образование по широкому кругу явно не нужных предметов. Численный рост кадров вузовской бюрократии.

2. Вузам в ответ на требования реструктуризации вернут право проводить не один, а сразу несколько вступительных экзаменов. Де-факто, это означает если не уничтожение системы ЕГЭ, то резкое падение ее значения.

+ Радость детей и родителей от того, что вдарили по ненавистному ЕГЭ. Радость вузовских менеджеров в связи с возвращением инструментов приема на уровень вуза.

- Падение качества подготовки абитуриентов, снижение уровня профессиональной ориентации абитуриентов. Возвращение коррупции на уровень приемных комиссий вузов.

Остальные изменения носят более-менее бесспорный характер — отмена требования сдавать ЕГЭ выпускникам вузов и ПТУ; две волны вместо трех, — или декоративный характер. Но без идиотизма микроменеджмента тоже не обошлось: конкурсные списки во время вступительной кампании должны обновляться не менее 5 раз в день.
источник
PhilosophyToday
Бертран Майер

Трахнуть алгоритм

Что вы можете сделать с алгоритмом? Вы можете изучать алгоритм. Открытие классических алгоритмов — это важнейшая часть Bildungsroman компьютерного ученого.

Алгоритмы сортировки, алгоритмы графа, алгоритмы синтаксического анализа, численные алгоритмы, матричные алгоритмы, графические алгоритмы…

Вы можете обучать алгоритм. Будь вы профессор или просто семинарист, вы объясняете другим, почему очевидное решение не всегда является правильным…

Вы можете любоваться алгоритмом. Многие действительно вызывают изумление. Внутренняя красота расстояния Левенштейна или АВЛ-дерева никого не может оставить равнодушным.

Вы можете улучшить алгоритм. По крайней мере, вы можете попробовать.

Вы можете придумать алгоритм. Маленькие или большие, амбициозные или скромные, но еще никем не придуманные. Разработка нового алгоритма — это своего рода обряд посвящения в нашу профессию. Если он окажется элегантным, одновременно и полезным и элегантным, вы получите настоящий кайф (поверьте мне).

Вы можете внедрить алгоритм. Это большая часть того, что мы делаем в разработке программного обеспечения. Я, как специалист в области объектно-ориентированного проектирования, сразу добавил бы: «и соответствующие структуры данных».

В последнее время алгоритмы стали ассоциироваться с еще одним глаголом; таким, который я определенно не мог себе представить, когда впервые узнал об алгоритмах в книге Дональда Кнута, и от самого Кнута (человека, который, безусловно, не использует нецензурную лексику).

А еще вы можете трахнуть алгоритм.

Тысячи британских студентов недавно вышли на улицы под этим лозунгом. Они протестовали против фрмулы, по которой принимали решение о приеме в университеты. Отправной точкой для этих мероприятий было решение министерства из-за Covid отбирать учащихся не по их оценкам на экзаменах («A-level»), а по их оценкам в своих школах. Власти решили сопоставить эти результаты с параметрами, полученными на основе прошлой успеваемости каждой школы. Ваша оценка больше не является только вашей: если Джилл и Джоан получили четверку, но школа Джилл в прошлом лучше способствовала поступлению учеников (скажем) в Оксфорд, то четверка Джилл стоит больше, чем четверка Джоан.

Возмущение было легко предугадать, по крайней мере, так должно было быть для более сообразительного правительства. Учащиеся хотят, чтобы их оценивали по их собственным результатам, а не по результатам других учащихся, которых они даже не знают. Аргументы о том, что единственная цель, которую преследовали авторы алгоритма, состояла в том, чтобы максимально точным образом имитировать оценку (они пытались компенсировать риск завышения оценок в некоторых школах), перестали работать, когда выяснилось, что в среднем алгоритм завысил оценки в частных школах на 4,7. Никакое теоретическое обоснование ни коим образом не могло утешить тех абитуриентов, которых приняли в университеты, о которых они мечтали на основе их необработанных оценок, а после корректировки получили отказ.

В конце концов, лозунг «Трахни алгоритм!» сработал. Правительство отозвало всю схему; оно попыталось свалить вину за фиаско на регулирующий орган (Ofqual), но это никого не обмануло.

(дальше здесь)
источник
PhilosophyToday
Единственное, пожалуй, чем может быть интересна эта книга Докинза сегодня, спустя 25 лет после ее первого издания, так это содержанием последней главы. Там Докинз рассуждает о том, как могла бы выглядеть эволюция внеземных форм. Этакий нерусский космизм.
источник
2020 September 19
PhilosophyToday
Издание The Philosopher’s Annual подготовило топ-10 философских журнальных публикаций за 2019 год. Имена авторов и темы статей вам мало что скажут. Впрочем, среди десятки есть статья про игры, актуальную и потенциальную бесконечность, про ДОХУ, человеческое упорство (grit) как моральную категорию, при помощи ставки на которую можно победить эксплуатацию и прекарность и т. п.

А теперь о программе публичных мероприятий и телепередач на субботу, 19 сентября:

Онлайн

20:00 Константин Бандуровский «Лозунги средневекового ситуационизма».

Офлайн

10:00 Петербург: Конференция «Мир перестал быть безопасным» Дмитрий Ольшанский, Михаил Решетников, Елена Кораблина, Анна Бабинина, Кирилл Шарков и др. (Восточно-Европейский институт психоанализа).

14:00 Москва: Павел Тычина «Из библиотеки в космос: Невероятный „Космический рейс“» (Библиотека Федорова).

14:00 Москва: Конференция «Поиск идентичности в современном геополитическом дискурсе». Леокадия Дробижева, Галина Климова и др. (РАНХиГС).

14:00 Москва: Екатерина Семенова «Фрагменты речи влюбленного: как литература создает любовный дискурс» (Гараж).

16:00 Москва: Рихтерфест (Флакон).

16:00 Москва: Презентация книги Алексея Стаценко «Киев бомбили… Оборона столицы Советской Украины» (Библиотека им. Н. А. Некрасова).

17:00 Москва: Валерия Конончук «Да здравствуют монстры, или в ожидании новых волн институциональной критики» (CUBE Moscow).

18:00 Москва: Тихон Спирин «Герменевтика: путь к пониманию» (Библиотека Пушкина).
источник