Size: a a a

2020 September 06
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Идея коммунизма

В порнографии утопия бесклассового общества представляет себя через окарикатуривание тех черт, которые позволяют различать классы, как и через метаморфозы этих черт в половом акте. Нигде более, даже на карнавальном маскараде, нельзя найти такое же упорство в предъявлении классовых маркеров в одежде в тот самый момент, когда ситуация заставляет их самыми нелепыми способами одновременно подвергаться трансгрессии и обнулению. Накрахмаленные колпаки и фартуки горничных, спецодежда рабочих, белые перчатки и полосатые жилеты дворецких, а в последнее время даже халаты и маски медсестер, все это празднует свой апофеоз в тот самый момент, когда они, подобно странным амулетам на переплетающихся обнаженных телах, трубят гимн во славу своего последнего явления в качестве символов сообщества, которое мы сегодня едва только можем предвидеть.

Это напоминает лишь античные картины амурных похождений богов и людей - неисчерпаемый источник вдохновения для классического искусства в эпоху его упадка. В сексуальном единении с божеством потрясенный и счастливый смертный неожиданно для себя преодолевает бесконечную дистанцию, которая отделяет его от небожителей, но в то же самое время эта дистанция заново устанавливается за счет переворачивания ситуации - превращения божества в животное. Тупая морда быка, который увозит Европу прочь, острый клюв лебедя, нависший над лицом Леды – таковы символы распущенности, настолько же интимные, насколько и героические, но все-таки, неприличные.

Если отправиться на поиски подлинного содержания порнографии, то она немедленно предъявит свои простые и бесхитростные претензии на счастье. Сущностная черта этого спектакля счастья заключается в том, что его совершенно невозможно поставить на сцене: каковы бы ни были исходные позиции, спектакль должен завершиться сексом. Порнофильм, в котором этого по несчастью не случится, мог бы стать настоящим шедевром, но тогда он не был бы уже порнофильмом. Стриптиз, в этом смысле, является моделью для любого порнографического сюжета. Всегда и безо всяких исключений все начинается с одетых людей, представленных в какой угодно, самой обычной ситуации, и все, что может неожиданного случиться с ними, располагается на этом месте, по ходу того, как они сойдутся и, в конце концов, разденутся. (Сюжет порнографии столь же строг, как и сюжет классической литературы: здесь не место сюрпризам, а проявления таланта автора заключаются в незаметных вариациях одной и той же мифологической темы). И здесь раскрывает себя в истинном свете вторая сущностная характеристика порнографии: счастье, которое нам демонстрируют, всегда анекдотично, всегда выдумка, вырванный фрагмент, ничего общего не имеющий с естественным порядком вещей: натурализм, который исчезает по мере того, как спадает одежда, всегда был злейшим врагом порнографии. Точно так же, как порнофильм не имел бы никакого смысла без полового акта, простое изображение естественной сексуальности едва ли может быть названо порнографией.

У порнографии есть непреходящее политическое значение – это демонстрация того, что возможность быть счастливым заключается даже в самых ничтожных и самых повседневных ситуациях. Истина порнографии, которая находится по ту сторону от обнаженных тех, заполнивших монументальное искусство Серебряного века, не поднимает повседневную жизнь до самых небес наслаждения, но скорее показывает непоправимо эпизодический характер каждого удовольствия – внутреннюю бесцельность всего универсального. Вот почему только в демонстрации написанного на лице женского удовольствия, порнография достигает своей цели.

Что бы сказали персонажи порнофильмов, если бы они в свою очередь стали зрителями нашей жизни? Но наши мечты не могут видеть нас – в этом трагедия утопии. Читателю и герою нужно поменяться местами – это правило для всякого хорошего чтения. За исключением того, что здесь важно не столько то, как мы учимся жить в своих мечтах, сколько то, как они учатся читать нашу жизнь.

(продолжение здесь)
источник
2020 September 07
PhilosophyToday
Крепкого сна
источник
PhilosophyToday
Потешающиеся над бумерами зумеры попали этим летом в немного неловкое положение. Кажется, миф об internet-natives разрушился прямо у нас на глазах. Казалось бы, кто как не они должны быть умелыми пользователями ПК? И летняя приемная кампания, проводившаяся онлайн, должна была вызвать проблемы отнюдь не на стороне лиц, участвующих в конкурсе на право получать образовательные услуги. Однако как показала приемная кампания, именно с этим-то у зумеров очень плохо. Коллеги из приемной комиссии приличного факультета ведущего вуза сообщили, только один абитуриент из нескольких сотен смог с первого раза самостоятельно заполнить онлайн-анкету. Коллеги из приемной комиссии другого столичного вуза жаловались на низкое качество компьютерной грамотности своих абитуриентов — пришлось их успокоить, пострадали не только они одни. И ладно бы абитуриент не в состоянии пройти по ссылке и конвертировать jpeg в pdf, но оказалось, что абитуриенты всех вузов в массе не умеют выполнять на своем компьютере элементарные вещи, вроде включить и выключить звук. Вкупе с тем, что набор провинциалов в столичные вузы из-за ковидыча упал, нас ждет в этом году весьма печальный по качеству подготовки первый курс…

Впрочем, лучше о мероприятиях и телепрограмме на понедельник, 7 сентября.

Онлайн

19:00 Дискуссия «Борис Устинов: архитектоника пространства». Олег Явейн, Евгений Лобанов, Владимир Фролов.

19:30 Александр Иванов «Феномен московской архитектуры XVII века».

Офлайн

16:00 Москва: Открытие коллективной выставки «Паузы» (ММОМА).

19:00 Москва: Станислав Дробышевский «Ошибки предков» (Архэ, 600 р.).

19:00 Москва: «Новый Баухаус: жизнь и наследие Ласло Мохой-Надя» (Пионер).

Дни рождения

— Симон Кордонский (76)
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Опоздали...
источник
PhilosophyToday
У ЛРБ биографический номер. Шейла Фицпатрик о биографии Зигмунта Баумана авторства Изабелы Вагнер, Колм Тойбин о биографии Уорхола авторства Блэйка Гопника, еще олного представителя клана вместе с Элисон и Адамом Гопник; Торил Мой о биографии женщины из Иваново и основоположницы антиромана Натали Саррот, Ян Пеннман о творческой биографии "Крафтверк" авторства Уве Шютте. Короче, круто.
источник
PhilosophyToday
Заходят однажды социолог, искусствовед и инженер в бар. Кто из них вероятнее всего террорист? По мнению двух британских исследователей Диего Гамбетты и Стефена Хертога, это инженер. В относительно недавней книге они показывают, что вероятность для инженера стать радикальным (исламским) террористом – в 3-4 раза выше, чем у выпускников по другим специальностям. И разгадка тут не в том, что инженеры просто нужнее для террористов, потому что умеют конструировать вещи. Основываясь на статистике, авторы говорят, что разгадка - в особом «инженерном мировоззрении». Это мировоззрение имеет одну решительную черту, которая, вероятно, сближает инженеров и террористов: стремление к когнитивному замыканию (closure), или, иначе говоря, предпочтение порядка и нелюбовь к двойственности и неоднозначности. Та же черта характерна и для членов организаций с радикальными правыми взглядами, пишут авторы, и инженеров среди них тоже довольно много.

Данные выводы авторов до сих пор будоражат исследователей инженерного образования. И заставляют некоторых из них менять набор курсов для новых инженеров, делая их более ориентированными на плюрализм и открытость. Другие же полагают, что «инженерное мировоззрение» вообще мало о чем нам говорит. Во-первых, инженеры – это ну очень разные типы специальностей, не говоря уже о должностях. Во-вторых, исследователи образования говорят, что мировоззрение студентов-инженеров формируется не столько в аудиториях с формулами и графиками, сколько в общении со своими сверстниками.

Лично я согласен с критикой некоторого единого инженерного мировоззрения. К примеру, беглый анализ образования террористов-революционеров в конце XIX в Российской империи показывает, что там были и люди с техническим образованием, и с гуманитарным. Но в то же время я согласен и с тем, что в современных разработках и внедрении технологий нужно как из аксиомы исходить из разных перспектив, разных интересов, разных представлений. И об этом – уже в защиту инженеров – есть чудесная книга Гуру Мадхавана «Думай как инженер». Вроде бы тоже о мировоззрении, но совсем иначе.
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

Neuralink и социальная дистанция

В конце августа на пресс-конференции в Лос-Анджелесе Илон Маск представил первое живое доказательство успеха своего проекта Neuralink. На выставке было представлено то, что он назвал "здоровой и счастливой свиньёй" с имплантом, который позволил на компьютере прочесть процессы в ее мозгу. Мне было бы любопытно узнать, как он установил, что свинья счастлива...

Сам Маск впадает в идеологические мечты, как видно из заголовка и подзаголовка свежего репортажа в The Independent: "Илон Маск предсказывает, что человеческий язык устареет уже через пять лет: "Но мы все еще можем использовать его по сентиментальным причинам". Глава Neuralink утверждает, что в течение 12 месяцев планируется подключить устройство к человеческому мозгу...".

Даже если мы игнорируем техническую осуществимость этой мечты, давайте просто подумаем о том, что реальность нашего сознания, непосредственно разделяющего опыт - вне сферы языка - будет означать для процесса, например, эротического соблазнения.

Представьте себе сцену соблазнения между двумя субъектами, чьи мозги соединены так, что им ясен порядок мысли дуг друга. Если мой потенциальный партнер может непосредственно узнать о моих намерениях, что остается от хитросплетений игр соблазнения? Не будет ли другой человек реагировать с чем-то вроде: "Ладно, я знаю, что ты отчаянно хочешь меня трахнуть, так почему же ты спрашиваешь меня обо всех этих глупостях, о фильмах, которые мне нравятся, и о том, что бы мне хотелось съесть на ужин? Разве ты не чувствуешь, что я бы никогда не занялся с тобой сексом?" Все закончится в ту же секунду.

Как только наша внутренняя жизнь будет непосредственно подключена к реальности, так что наши мысли будут иметь прямые последствия в реальности - или могут напрямую регулироваться машиной, которая является частью реальности, и в этом смысле больше не являются "нашими" - мы фактически входим в пост-человеческое состояние.

Для нас сегодня, в разгар эпидемии Ковид-19, важно понимать, что социальное дистанцирование - вернее, телесное дистанцирование - дополняет образ Neuralink. Как?

Физическое дистанцирование как защита от угрозы заражения привело к усилению социальных связей не только внутри семей на карантине, но и с другими людьми (в основном через цифровые средства массовой информации). Но возникали также и инциденты массовой физической близости, такие как рейвы и вечеринки. Рейв представляет собой не только телесную близость, но и сокращение социального контроля и, следовательно, большую дистанциию до общества в целом.

То, что произошло во время эпидемии, было не просто переходом от общественной жизни к дистанцированию, а более сложным переходом от одной констелляции близости и дистанцирования к другой.

Хрупкое равновесие, существовавшее до эпидемии между общественной жизнью и частной сферой, сменяется новой констелляцией, в которой сокращение пространства фактического/телесного социального взаимодействия - из-за карантина и т.д. - не приводит к большей уединенности, а порождает новые нормы социальной зависимости и контроля. Не забывайте, что во время карантина нами командовали даже беспилотники.

Таким образом, перспективы, которые нам представляет Neuralink, идеально вписываются в образ нового общества, в котором мы будем физически изолированы, жить в защитных пузырях, и одновременно разделять одно и то же ментальное пространство. В нашей психической жизни мы будем ближе друг к другу, чем когда-либо прежде, погруженные в одно и то же пространство.

Так что сейчас нам нужна не только большая физическая близость по отношению к другим, но и большая психическая отдаленность от других.

RT, 1.09.2020 (полный перевод здесь)
источник
PhilosophyToday
⚡Твиттер Александра Дугина (@agdchan) удален без объяснения причин..
источник
2020 September 08
PhilosophyToday
Издательство Оксфордского университета планирует выпустить в свет гид по феминистской философии. Об этом у себя в фейсбуке сообщила Катерина Колозова. По контракту она обязана подготовить главу в эту книгу, посвященную постструктурализму. Черновик главы выложен автором в сеть.

А теперь о программе публичных мероприятий и телепередач на вторник, 8 сентября.

Онлайн

17:00 Джоэль Мокир «Великое обогащение: как Западная Европа стала экономическим лидером мира в XVIII—XIX вв.»

19:00 Круглый стол «Материальное наследие Олимпиады. Современное восприятие и влияние на архитектуру, дизайн и моду наших дней». Андрей Адельфинский, Денис Ромодин, Иржи Хёнес и др.

19:30 Сергей Бондаренко и Наталья Барышникова «Тихий протест 1930-х: как оскорблялся Сталин».

20:00 Варвара Шмыкова, Вив Гороскоп «Чики».

20:00 Александр Скиперских «Пространство в культуре: попытки политической деконструкции».

Офлайн

16:00 Москва: Елена Строганова «„Сжигание Иуды“: от „козла отпущения“ до социальных манифестаций».

19:00 Москва: «Городские мечтательницы» (Пионер).
источник
PhilosophyToday
Сайт Philosophie прошел редизайн под ежедневное СМИ. Теперь много всяких новостей, а главная полоса забита тематически точно такой же херней, как будто открыл New Yorker или Guardian, только с задержкой на пару лет. Брексит, Джонсон, AOC… В журнале же пока никаких существенных изменений. Дизайн и верстка те же, может разве что POC стало чуть больше. Разумеется, в номере большой некролог по Стиглеру.
источник
PhilosophyToday
Этой книжке представителя Кембриджской школы, которую зачем-то рекламируют в РФ после того, как она сама сдала свои теоретические позиции, Джона Покока в этом году исполнилось 45 лет. Сам Покок, новозеландец, прожил долгую и насыщенную жизнь и умер в 96 лет. Философы живут долго.
источник
PhilosophyToday
Поль Б. Пресьядо

Остановите мир. Я хочу сойти

В каждой культуре есть свои процедуры изоляции, голода, нарушения ритмов питания, сексуальной активности и производства. Эти цезуры служат техниками для изменения субъективности, активации процесса, который нарушает ощущение и восприятие и может в конечном итоге вызвать трансформацию, новый способ становления. На некоторых из языков индейских шаманов этот процесс называется «остановкой мира». И это буквально то, что произошло во время кризиса Covid-19. Капиталистический режим ненадолго остановился.

Немецкий социолог Хартмут Роза описывает пандемию как наиболее важный коллективный опыт текущего века, потому что он показывает, как с помощью определенного числа скоординированных политических решений мы можем обуздать капиталистическую динамику. Мы имеем дело с феноменом огромной сложности. В определенном смысле вирус весьма быстро приближает нас к тому, что политический теоретик Джоди Дин называет неофеодализмом, ускоряя транзит богатства в пользу отдельных лиц и корпораций (таких как Джефф Безос и Amazon, или компаниям, посредством вопиющей коррупции администрации Трампа получающим государственные контракты и являющиеся избыточными финансовые средства на поддержку). Фактически, во время эпидемии мы наблюдаем одновременно смешанную динамику параллельно сосуществующих цифрового ускорения и замедления фордистских способов производства. Тем не менее, паралич углеродного капитализма, даже если он не тотальный, беспрецедентен и, как подчеркивает Роза, стал результатом глобального политического решения. Мы можем и оказались способны остановиться. И это резкое замедление не только порождает экономический кризис, но и может вызвать то, что я бы назвал эстетическим кризисом, разрывом неолиберальной субъективности.

Если мы рассмотрим различные шаманские ритуалы индейцев по «остановке мира», мы заметим (опираясь на исследования бразильского антрополога Эдуардо Вивейроша де Кастро ритуалов и шаманских практик Тупи), что они обычно включают как минимум три стадии. На первой субъект сталкивается со своей смертностью; на втором они видят свое положение в трофической цепи и ощущают энергетические связи, объединяющие все живое; на заключительной стадии они радикально изменяют свое желание, что, возможно, позволит им трансформироваться, стать кем-то другим. Я не говорю о религиозном опыте, потому что я не имею в виду какую-либо теологическую систему или трансцендентную мудрость. Но не нужно обращаться к религии, чтобы заметить социальные и политические изменения, которые вызвал кризис Covid-19, подобно гигантскому техноло-шаманистскому ритуалу для «остановки мира», способному внести значительные изменения в наше сознание. Три стадии шаманизма Тупи могут функционировать в глобальном масштабе как прелюдия к политической трансформации субъективности, которая, в свою очередь, приведет ни к чему иному, как к смене планетарной парадигмы.

Artforum
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
К проблемам сестринства
источник
2020 September 09
PhilosophyToday
Джеймса Шпигеля, профессора философии университета Тейлора, штат Индиана, США, уволили с места работы за публикацию в Youtube песни собственного сочинения под названием «Маленький Гитлер». Господин Шпигель, которого считают коллеги религиозным консерватором, работал в университете в течение 27 лет.

Неоднозначная по мнению руководства университета песня повествует о сложном внутреннем мире человека и мыслях о совершении злодеяния, которые посещают порой людей. В ней содержатся следующие строки: «Нас возмущают несправедливость и угнетение, как и всякие злодеяния, о которых мы слышим в вечерних новостях. Но признайтесь себе, если бы вы знали, что вас никогда не поймают… вы бы тоже воровали, насиловали и убивали».

С песней про маленького Гитлера, который по мнению профессора Шпигеля, спит в каждом из нас, можно ознакомиться по ссылке.

А теперь о программе публичных мероприятий и телепередач на среду, 9 сентября.

Онлайн

17:00 Ронит Вольф «Наука, искусство и будущее».

19:00 Екатерина Кочеткова «Ай Вейвей: движение к общечеловеческому».

19:00 Сергей Иванов «Режиссура монтажа в современном кинематографе. Соединение искусства, технологии и ремесла».

19:00 Агниея Стерлигова, Дмитрий Напольнов, Ксениея Ланикина «Музейный пазл. Арт VS коммерция».

19:00 Евгения Суслова, Максим Мирошниченко «Эстетика состояния: гипотетические системы связи».

Офлайн

15:00 Москва: Александр Шамарин «Мост Вателоо» (Дом Гоголя).

19:00 Москва: Игорь Гусев, Сергей Четверухин «К Николь» (ЦДК).

19:00 Москва: Илья Доронченков «Тинторетто и новая Венеция» (Пионер).

19:00 Москва: Олоф Забродин «Пикадон: лекция об атомной бомбе» (РГБМ).

19:30 Москва: «На ходу», «Садовое товарищество», «Как исчезнуть», «Постенница» (Гараж).
источник
PhilosophyToday
Приятного аппетита
источник
PhilosophyToday
фишер вышел. продают унылый epub.
лекции здесь скорее помесь лекций с семинарами, фишер постоянно ведет живой диалог со студентами.
содержание такое —

Postcapitalist Desire: The Final Lectures
· Introduction: No More Miserable Monday Mornings
· Note on the Text
· Lecture One: What is Postcapitalism?
· Lecture Two: “A Social and Psychic Revolution of Almost Inconceivable Magnitude”: Countercultural Bohemia as Prefiguration
· Lecture Three: From Class Consciousness to Group Consciousness
· Lecture Four: Union Power and Soul Power
· Lecture Five: Libidinal Marxism
· Appendix One: Course Syllabus
· Appendix Two: “No More Miserable Monday Mornings” Tracklist
источник
PhilosophyToday
Только в любимом журнале под одной обложкой можно встретить статьи за авторством Олега Аронсона, Александра Павлова и... одиозных господ Драча и Запесоцкого. Кроме прочего Нелли Мотрошилова и Дагмар Миронова об историко-философских работах Юргена Хабермаса. Скачать пока ничего нельзя.
источник
2020 September 10
PhilosophyToday
Старт свежего романа Виктора Пелевина про радикальную психобиогеографию (то есть паломничество) под названием «Непобедимое солнце» является… цитатой? оммажем? реминисценцией? — какое тут надо вставить слово? — пролога «Циклонопедии» Резы Негарестани: долбанутая баба, которая ищет сама не знает чего, приезжает в Стамбул, заселяется в отель около Софии, чтобы встретиться с каким-то мутным чуваком.

Но дальше мы вам расскажем о программе публичных мероприятий и телепередач на четверг, 10 сентября:

Онлайн

13:00 Дискуссия «Дистанционное арт-образование: виртуальные академии и экспериментальные педагогические стратегии онлайн». Алиса Смородина, Екатерина Гусева, Людмила Воропай, Мохаммад Салеми, Кирилл Мартынов, Ирина Успенская, Александр Буренков.

19:00 Круглый стол «Хожение за три океана: СССР, Америка, Вечность» про Довлатова.

19:00 Марек Радзивон «Август, забастовки и начало конца диктатуры».

19:00 Дискуссия «Свободный университет: образование без институций?» Андроник Арутюнов, Армен Арамян, Юлия Горбатова, Гасан Гусейнов, Дмитрий Дубровский, Владислав Иноземцев, Ян Левченко, Елена Лукьянова, Кирилл Мартынов, Элла Панеях, Элла Россман, Арсений Хитров, Борис Грозовский.

Офлайн

10:00 Москва: Воркшоп «Политическое пространство в региональном измерении». Борис Колоницкий и др.

19:00 Москва: «Бурное море» (Винсент Римбо, Патриция Ланди, Бразилия, 2018).

19:30 Москва: «Белым по белому» (Тео Корт, Испания, Чили, Франция, Германия, 2019).
источник