Size: a a a

2020 February 15
PhilosophyToday
Можно бесконечно смотреть на три вещи: как отечественные ученые борются с наукометрией, как Жижек говорит «so on, so on, so on…» и как Виталий Куренной рассказывает про Гумбольдтовский университет.

С дугой стороны позиции Сурмана, Левиной, Арамяна и Россман, организовавших Антиуниверситет и занятых теперь его самообоснованием, в том числе в виде атак на защитников скреп и традиционных ценностей университета, выглядят не такими уж и радужными. Практика показывает, что такие инициативы недолговечны, держатся на энтузиазме и личных связях и крайне зависимы от карьерных перспектив каждого из участников проекта. Подобные инициативы, если их не покупает корпоративный сектор или они не превращаются в гуру-секту, убивает их возраст. Чем старше они — тем они хуже. Тем веселее наблюдать идеологические атаки Антиуниверситета на «неолиберализм», ведь дураку ясно, что они сами и есть порождение неолиберального порядка, разрушающего традиционные институты и осколком которого он сам и является, а единственный их шанс на хоть какое-то выживание в собственном качестве «волонтерского некоммерческого проекта» — это полное и окончательное погружение в корпоративный мир.

Впрочем, вернемся к анонсам. Итак, куда пойти завтра, в воскресенье, 16 февраля.

В Порядке слов Михаил Федорченко выступит на семинаре «Дело невротического революционера: как смотреть за рамки культурной критики капитализма?» Михаил Федорченко — автор свежего лонгрида для «Ножа», в котором умудрился спросить мнение о книгоиздательской индустрии у человека, издавшего одну никому не нужную книгу. И ту — перевод.

В д/к Розы состоится нечто, что именует себя как «первое в новейшей истории России крупное мероприятие посвященное эгалитарной кооперации общественной жизни — Креаторий Кооперативов — Создавая Общество». Трудно представить, какое «общество» могут собрать трансгуманистка из Москвы, зеленый партизан и художник и анархо-муниципалист, если они не являются одним лицом. Вероятно, то самое «невозможное» из ситуационистских утопий Бланшо-Нанси-Агамбена.

В Муаре Максим Атаянц на деньги проекта «Эшколот» читает лекцию про Ирода-строителя.

В РГБ для молодежи Елена Черных читает «Метафизику» Аристотеля. Надеемся что в переводе с английского. Ну, или на худой конец в переводе Александра Маркова (вчера у него на лекции прямо из-под носа украли видеорегистратор. Сочувствуем).

В библиотеке имени Данте Евгений Добров прочтет лекцию «Корпус иллюстраций к „Божественной комедии“ как ее нетавтологичные переводы».
источник
2020 February 16
PhilosophyToday
Записки технотеолога в миру 016

С точки зрения консервативных царей, типа Тамуса, переход от 2Д к 3Д-принтерам, предложенный Амоном, никак не полезен. Что такое все, что напечатано 2Д принтерами, как не инструкции к тому, что может быть напечатано в 3Д? Все эти 3Д поделки — всего лишь автореферентные создания, всего лишь вещи. Тогда как слова — куда богаче их, но не требуют объема. Слова говорят, а вещи всего лишь стоят, лежат или висят. Вещи молчаливы. Напечатанное в 2Д больше и интереснее, оно может быть вещью, а напечатанное в 3Д не может быть словом. Переход назад к вещам, от слов — к делам, что может быть менее прогрессивным?

Что такое вещи по сравнению со словами? Технологии 3Д — это умелые руки, но разве не хватает у меня в царстве умелых рук? Не то, что технологии 2Д — это не просто способность издавать звуки, кричать — я при помощи 2Д технологий молюсь и издаю приказы, жалуюсь и воображаю. 2Д — это чудо, 3Д — унылая реальность.

Твой 3Д, который ты предлагаешь, всего лишь банальный театр присутствия, пространственная имитация древнейших технологий 1Д, то есть метафизики. К тому же, Амон, твой 3Д реабилитирует унылый гилеморфизм.

Так что, вот что я тебе, бог, скажу — оставь свое изобретение себе, а мне, как начальнику над людьми, не нужны еще какие-то дополнительные вещи, мне нужны только слова, которыми я управляю, распространяя силу своего слова при помощи технологий 2Д. И этих слов мне достаточно.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Мемуары Дианы Хамис о Рэе Брассье. Часть 1. Котики

В Америке, пока я была в Филадельфии, я жила у девушки с философского факультета. Жила с ней, девушкой, которая снимает вместе с ней квартиру, и ее двумя котами — Мочи и Локи. Мочи — шотландец, и все те четыре дня что я у них жила, спал в основном на моем чемодане. Приходилось его сгонять, чтобы что-то достать, а я испытываю угрызения совести всякий раз, когда сгоняю кошку с насиженного места. Ergo — совесть я свою потрепала прилично. Локи обыкновенный кот, но взяли его у Амишей, и родился он на сеновале. (Амиши, если что — консервативные протестанты, которые живут общинами и не пользуются достижениями современной техники. А также продают овощи, не политые гадостью, и пекут булочки. Вкусные.) Локи ненормальный. Он прыгал на все что двигается (на меня), спал на мне, и мурчал как трактор при любом случае. Хорошие котики. Значительно милей хозяйки. И не потому что она вредина, или что-нибудь еще. Но она очень американка. Очень. Кантри, жвачка, восприятие жизни как жвачки, сон на конференции, потому что ничего не понятно, желание чтобы ей кто-то что-то разжевал, потому что нет желания делать больше ничего. И думать тоже. И людей на конференции она не слушала. Вообще, слушают и понимают на этих конференциях меньше, чем кажется. Рэй особенно меня повеселил: «А они тебя хоть поняли?» — «А что такого я говорила?»- «Ну, твоя позиция — достаточна тонкая». Ладно, поверим на слово.

Кстати (и тут пост плавно перетекает в фангерлский), тут у нас, не помню уже кто, предложил организовывать дискуссии. Просто так. Пока их было три. Ну и так вот — на первую пришел только Рэй. На вторую пришли три преподователя. Сегодня (уже вчера) была третья. Опять пришел только Рэй. Сидел в углу, улыбался (особенно мне) и внимательно слушал наши дурачества. Все-таки он лучшее что могло случиться с нашей кафедрой. Я вот не знаю, чем его студенты так радуют, но радуют же. Прям удивительно, насколько человека может радовать почти все в его работе. Обожаю.

В продолжение фангерлской темы: на конференции, два самых частых вопроса задаваемых мне было: «А неужели вы приехали из Ливана? Ах, как это далеко!» и «Это вы студентка Рэя Брассье?» Было забавно. А на афтерпати, один из присутствующих захотел узнать поподробнее каково это — работать с Брассье (все же думали что мне под тридцать), потому что кто-то ему рассказал что наш милейший завкафедрой совершенно упоротый злыдень (а он может, но, боже, как же его надо достать!).
источник
PhilosophyToday
Новости коротко

На «Сигме» перевели какой-то скандальный текст Бодрийяра от 2005 года про мигрантов и назвали его «Поимей свою мать!» Странные люди, что помешало перевести как положено?

Виталий Куренной продолжает свой кампф за Гумбольдта. Становится уже немного страшно.

Великий историк и фем-активистка Мэри Бирд отправила в издательство свою новую книгу. Она будет посвящена образам римских императоров в искусстве, начиная с ренессанса и позднее.

А мы пока ознакомим вас с наиболее интересными мероприятиями понедельника, 17 февраля.

В месте под названием «Все вместе» Александр Роговский расскажет об образе рая в стихах поезии Егора Летова. Егор Летов — человек, который испортил жизнь целому поколению молодых россиян.

В библиотеке Достоевского Александр Чернокульский выступит с докладом о том, что такое парниковый эффект. Экология — опиум 21 века.

Антиуниверситет и Татьяна Левина проведут в Российском государственном гуманитарном университете семинар Александра Маркова «Историчность эмоций и кризис „нового историзма“». Наконец-то делом занялся.

Во ВШЭ открывается конференция про Японию, Александр Мельников делает доклад про Шестова и запланирован студенческий семинар «Будущие вегетарианцы: как миллениалы трансформируют наши представления о питании (и не только)». А знаете, кто еще был вегетарианцем?

В Сахаровском центре соберутся антисоветчики Гудков, Рачинский, Хлевнюк и Морозов ругать товарища Сталина.

В к/ц «Дом» открывается девятнадцатый фестиваль работ Владимира Мартынова, мы его не любим.

В библиотеке Лермонтова начинается курс Алексея Рахманина об учениках Витгенштейна. Очень интересно.

По ящику (канал «Культура») в программе Дмитрия Володихина «Власть факта» покажут дискуссию с Михаилом Кромом. Историк Михаил Кром расскажет, что русское государство — нормальное государство. Прямо не верится.
источник
2020 February 17
PhilosophyToday
#currentissues на этой неделе будут краткие, потому что книгу мы в основном ругали, а я, к тому же, должна была как-то представлять ее перед аудиторией, так что устала от нее вдвойне (I have a lot of issues, заявила я в начале и повторяла это каждые три минуты). Читали мы следующее:
Tiziana Andina, An Ontology for Social Reality (2016).

Про автора, Тициану Андину в интернете не так много информации на английском. Как нам объяснили уже на семинаре, она ученица и последовательница известного итальянского философа Маурицио Феррариса, который активно критикует постмодернистский релятивизм и выступает за новый реализм. Проблема в том, что реализм приложенный к онтологии дает mind-independent реальность и essences, которые в социальном контексте вызывают много вопросов.

В монографии Андина делит все социальные онтологии на две категории: stipulative и essentialist. Первую она объясняет через Хьюма, вторую — через Гуссерля и Райнаха, что в моем представлении уже подозрительно: строить обширную модель, ссылаясь на одного-двух мыслителей, и утверждать, что она достаточно репрезентативна. К тому же, если верить присутствовавшим на семинаре специалистам по феноменологии, Гуссерля она заметно перевирает, да и Хьюма тоже.
Stipulative модель (как она ее представляет) — это про абсолютный конструктивизм; все что в социальном мире есть было создано в результате взаимодействия между людьми и не имеет никакой «предварительной» реальности.  Essentialist же модель, за которую и выступает Андина, гласит, что есть некая естественная реальность и все объекты в социальной реальности имеют сущность/essence, которая связывает из с этой естественной реальностью. Другими словами, в обществе ничего не изобретается, а только находится в природе и используется.

Что меня больше всего поразило в этой работе (в негативном смысле) — это упор на культурный универсализм и нормативность. Монография написана в 2016 году и автор вроде как заинтересована в актуальных проблемах общества, но при этом она называет эмпатию базовой эмоцией, без которой функционирование общества невозможно, и пишет — черным по белому — следующее: When — as happens with autistic people — one cannot attribute mental states to other individuals, leading a normal life becomes de facto impossible.
И дело не в том, что я не согласна с высказыванием. С сугубо прагматической точки зрения я его понимаю и, наверное, если пытаться быть честной с собой, в бытовых ситуациях я склонна оперировать им же. Но видеть такую безоговорочную прескрипцию в философском труде было, как минимум, странно. А как максимум — дико.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Мы пойдем в "Циолковский" к Алексею Цветкову
источник
PhilosophyToday
Мемуары Дианы Хамис о Рэе Брассье. Часть 8. Дыра

Я тут как-то писала про радикального нигилиста который приехал в Ливан читать здешним метафизику. Он полуфранцуз, полушотландец.

Шотландец ходит на работу в пиджаке с протертыми рукавами и дыркой на спине. Я люблю его пиджак как любят плюшевого мишку. Он тоже как-то так, по пиджаку это видно, и это ужасно мило, особенно когда он вдруг ни с того ни с сего улыбается мне, стоя в этом дырявом пиджаке.

Если я еще пару раз схожу на его лекции, я застряну там надолго просто потому, что даже сейчас временами у меня Аристотель с Хайдеггерром идут побоку — я слушаю не что, а как он говорит.

Я никогда не видела таких застенчивых радикальных нигилистов. (А каких видела?) Если человек доходит до того что перед лекцией снимает очки (вдаль) и ходит без очков уставившись в никуда — это высшая степень. Но как мил, а? А еще звезда…

А еще, сняв свои очки, это чудо ходит туда-сюда, ни на кого не глядя (это первые несколько минут), потирает подбородок, периодически хватается за голову (я умиляюсь так, что несказанно рада, что он без очков) и (почти) разговаривает сам с собой.

Потом машинка разогревается, мысли текут, текут, текут — да так, что мне стыдно его прерывать, чтобы спросить на какой черт что какому великому мыслителю сдалось.

Он мил.
источник
PhilosophyToday
Немного нового гуманизма вам. «Факты игнорируют идеологию? Что это, как не Идеология?» © Славой Жижек. Именно потому, что евгеника эффективна, ее и запрещают.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Нерусские люди Аника Мюллер и Александр Танк запустили краудфандинг на документальную короткометражку об Агнеш Хеллер, венгерском философе, пережившем Освенцим. Нужно собрать 15 тыс. евро, пока, с 24 января, собрана десятая часть.

А пока люди собирают средства, мы расскажем о наиболее интересных событиях вторника, 18 февраля.

На Философском факультете МГУ выступит Александр Сосланд с докладом «Неутолимая жажда Апокалипсиса».

В бывшем туалете «Китайский летчик Джао Да» состоится дискуссия «Нужен ли России материнский капитал?». Дискутируют троцкистска из РСД и либертарианец из ВШЭ. Короче, ЕГЖ.

Во ВШЭ состоятся семинар из цикла «Поколенческие разрывы в советской культуре 1950–1960-х годов и образовательные проекты эпохи „оттепели“»; XIII Спартакиада НИУ ВШЭ «Русский жим» и вебинар «Подготовка песков для бетонов».

В МВШСЭН заслушают доклад Виктора Каплуна на тему «„Оно — варварское“: Ханна Арендт о „Понятии политического“ Карла Шмитта». Куда смотрит А. Ф. Филиппов?

В РАНХиГС Лев Ганкин прочтет лекцию об эволюции поп-музыки в 80-е.

В библиотеке «Светловка», простите, выступит Анастасия Криман с докладом «Постчеловек за углом: бежать или радоваться?»

В Сахаровском центре пройдет дискуссия «Искусство быть смирным: самоцензура в российской жизни». Михаил Немцев, Катрин Ненашева, Татьяна Левина, Василий Жарков.

В Социальном клубе на Рубинштейна выступит Иван Суманеев на тему «Популизм в XXI веке: истоки, проблемы, влияние».
источник
2020 February 18
PhilosophyToday
«Стасис» про марксизм в консервативной закваске: Альтюссер, Сорель, Штирнер и даже Макьявелли. Магун, Симакова, Кучинов, Преображенский.
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник
PhilosophyToday
Маркса мы постить не бросим
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Как сообщает издание «Афиша. Дейли», известный румынский режиссер Кристи Пую снял ленту по мотивам «Трех разговоров» великого русского философа Владимира Соловьева. Фильм называется «Малмкрог», его премьера состоится на Берлинском кинофестивале. В сети опубликован трейлер фильма. Кристи Пую известен благодаря фильму «Смерть господина Лазареску», который невозможно смотреть.
источник
PhilosophyToday
Наши трупы поедают разжиревшие жуки, после смерти наступает жизнь что надо, мужики! В Ленинграде открывается выставка великого русского режиссера Евгения Юфита «Некрореализм с человеческим лицом». Всем туда обязательно!

А еще завтра, в среду, 19 февраля, состоится вот что:

На Философском факультете МГУ прозвучат два доклада: Н. Соловьева «Квантовая нейрофилософия: сознание и свобода» и Антона Кузнецова «Как понимать свободу воли?»

В месте под названием «Все вместе» обсуждают фильм «Два папы».

В РГГУ запланирована лекция Светланы Коначевой «Бог после бога. Как возможно мышление о боге в эпоху метамодернизма». Ну, как, как… спросите у Регева или Куртова. Но вместо них будут Александр Марков и Евгения Вежлян.

На ЗиЛе состоится дискуссия «Нелиберальная демократия на марше: как лидеры заменяют институты».

В ПСТГУ проходит конференция «Гомэр сквозь века» и лекция Алексея Любжина «Из XVIII в. XXI?! Старинный перевод сделает гомеровский эпос ближе?..»

В Ельцин-центре встречей с Кириллом Кобриным открывается конференция «Время смысла: свое, чужое, наше время».
источник
2020 February 19
PhilosophyToday
Кооооотяяя! Скучале?
источник
PhilosophyToday
Разное

В «Гараж» на постоянную работу требуется пиарщик просветительских, исследовательских, инклюзивных и академических программ с опытом работы.

В Тюмени в SAS нужен человек-помощник, увлекающийся всякой ерундой и в совершенстве знающий английский. Жить надо тоже в Тюмени.

По ящику «Культура» покажут передачу о том, что творится с детством в начале 21 века. Виталий Третьяков, назло феминистками и лично Татьяне Левиной, окружит себя сплошь женщинами. В выпуске «Что делать?» засветились Лариса Ретюнских, Анна Савчук, Анастасия Орлова, Александра Долгих и Вера Нилова. Эфир сегодня в 18:30.

Специально для Яна Сурмана, издания ДОХА и Виталия Куренного: вышел в свет 21 номер альманаха Essays in Philosophy за первое полугодие 2020 года, полностью посвященный проблеме соотношения философии, академии и активизма. Основной тезис: философы могут быть хорошими и плохими активистами, бороться за все хорошее или вредить. Но - не обязаны активистами быть.
источник