Если экзамен будет честным, будет ли справедливым общество?Всё, что будет написано ниже - не мои суждения, а вольный пересказ статьи 오준호, автора книги «평등: 헤아리는 마음의 이름» 2019 года, секретаря национального собрания. Допустим, вы попали в племенное общество. Все мальчики должны сдать экзамен, чтоб стать воинами. Воин - должность почётная. Примерно половину всего бюджета племени уходит воинам. А экзамен - очень и очень сложный, многие умирают пытаясь пройти его.
Интересная ситуация, воины - явно привилегированный класс, но экзамен ведь честный! Те, кто становятся воинами - положили свою жизнь на то, чтоб получить эти привилегии, они действительно заслужили их. А ещё воины очень важны для племени: они защищают племя от агрессоров, регулируют власть, порядок, соблюдение законов. Но в чем же проблема?
Мы могли заметить, что экзамен проходят только мальчики, но ошибочно полагать - что это корень проблемы. Даже, если мы позволим его проходить девочкам - они всё равно его не пройдут, это станет нецелесообразными усилиями и большинство просто проигнорируют возможность. Выходит, равенство - не ключ к успеху? Не совсем так, просто ключа два:
1. эгалитаризм - это равенство, мы должны ко всем относится одинаково, без дискриминации.
2. пропорциональность - каждый должен получать столько, сколько вложил.
Проблема в том, что эгалитаризм и пропорциональность зависят от точки зрения. Одни скажут, что один класс угнетает другой, другие заметят, что один класс менее полезен, чем другой, верно и обратное.
Так, о чём это всё? Помните,
врачи всей Кореи вышли на забастовку? Правительство, ведь так и не решило этот вопрос. Проблема "непостоянных работников" - это острый конфликт в современной Южной Корее. Кто более прав? Тот, кто сдал экзамены после 10 лет учёбы и усердного труда? Или тот, кто 10 лет работал в поле, не получив при этом должного образования? Современное правительство пытается уровнять и тех и других, но социальный конфликт лежит куда глубже в умах корейцев.
"Почему он получает тоже, что и я, если я приложил больше усилий?" Ответ зависит от жизненного опыта смотрящего.