И еще о Линче и о специальной олимпиаде, в которую зачем-то ввязываются вполне уважаемые мной люди, доказывая, что “я правильно понял “Твин Пикс”, а ты неправильно, потому что лох”.
Видите ли, настоящее искусство не показывает, оно указывает, куда смотреть, а смотрим мы сами. Оно легонько касается каких-то отделов в нашем мозгу, запуская ассоциативные цепочки, заставляя их бегать наперегонки, сталкиваться и перебивать одна другую.
Это сравнительно нетрудно достигается литературой- потому что люфт между словом и образом достаточно большой, и автор сам может его регулировать. Я говорю “зеленый автомобиль”, и каждый представляет себе свою версию этого автомобиля.
В кино того же эффекта достичь очень трудно- потому что автомобиль придется показать определенной модели и года выпуска. И кстати, все недовольство зрителей экранизациями известных книг в 90% случаев происходит именно оттого, что визуализация режиссером зеленого автомобиля не совпадает с вашей собственной.
Так вот, я утверждаю, что Линч величайший режиссер, потому что он умеет это, как никто. Совы- не то, чем кажутся. И ничего- не то, чем кажется, потому что у Линча зеленый автомобиль- это только повод обратиться к вашему чувственному опыту, вытащить из глубин вашего сознания и подсознания какие-то важные ЛИЧНО ДЛЯ ВАС переживания и идеи. В следующей сцене автомобиль может стать красным, или превратиться в самолет, или вообще исчезнуть.
Все споры о том, как правильно толковать Линча, происходят из дурацкого представления, что художник своим произведением должен передать вам некий закодированный месседж, а вам необходимо правильно его принять- иначе время потрачено впустую.
Хотите, я докажу вам, что знаменитая восьмая серия третьего сезона- она про миграционный кризис? Я могу. Поверьте, это очень легко и складно получается, если представить себе, что черномордые мужики, появившиеся невесть откуда- беженцы, склизкая тварь, заползшая в рот спящей девочке- либеральная пропаганда, а сама девочка- Хилари Клинтон. Вот такие ассоциативные цепочки включились в моем мозгу, а теперь и в вашем. Любое понимание- верное, ни одно из них не исключает другого.
Вам интересно, кто такая Джуди? Вы считаете, что каждый фильм Линча- это квест, который необходимо разгадать? Отлично, значит, “Твин Пикс” покатает вас по этой ветке своего метрополитена. Мне там было важно другое- поэтому я поехал по другой. Вы хотите поспорить со мной, чья ветка лучше? А зачем, простите?
Их, этих веток, там много- хватит на всех, и каждому- как минимум на десять просмотров. Собственно, количеством веток искусство и отличается от неискусства.