Расскажу вам одну печальную историю.
Был у меня товарищ- из тех, чьему международному, дипломатически-элитарному детству я всегда завидовал. Из тех, о ком говорят - у него Папа, - и заглавная буква слышится в придыхании говорящего. Папа был важным функицонером немецкой культурки- из тех, кто сидит "на раздаче".
Сын же был режиссёром, как нередко случается среди таких детей. Но, и это уже редкость- режиссером талантливым. Въедливым. Свое кино он никогда не снимал на цифру- только на пленку, сам же проявлял и сам печатал, чтобы добиться нужной картинки- он самовыражался цветами и композицией.
До гения ему не хватало всего ничего- связной истории, которую он мог бы рассказать своими идеальными кадрами. Никак он не мог ее найти, свою историю- и пока не находил, жил, несмотря на Папу, так, как жили все мы: от заказа к заказу, нередко занимал денег, брался за случайные работы, пил в угрюмых кабаках, переживая расставание с очередной подругой.
И вот, в рамках какого-то заказа ему пришлось поработать с виртуальной реальностью. Он увлекся, вместе с другим моим товарищем они зарегистрировали компанию, и она вдруг резко, как горячий аэростат, пошла вверх. Я с интересом наблюдал, как наш режиссер сначала неожиданно и обидно выкинул своего партнера из бизнеса и поставил на его место свою новую девушку, потом стал ездить в Калифорнию и постить фоточки с людьми уровня Тима Кука.
Мне было интересно- на что он променял свою пленку, свои гениальные кадры, своего друга, у которого занимал деньги и которому плакался в жилетку в темных барах, когда уходила очередная девушка.
Пару дней назад на странице его компании наконец-то появилась реклама продукта. Это документальный фильм, с помощью виртуальной реальности помогающий почувствовать себя в шкуре негра из Ганы. Фильм снят на деньги некоммерческих фондов- тех самых, билбордами которых "пожертвуй 1 евро на Африку" заклеен весь Берлин. Тех, в трюмах чьих кораблей эти самые негры попадают в Италию, и шагают дальше по Европе.
Вот, собственно, и весь рассказ про парня, который наконец-то нашел свою историю. Я не осуждаю ни его, ни его папу, без которого сын, конечно, не подключился бы к благотворительной сиське- самому бездонному денежному мешку нынешнего Евросоюза. Каждый продает свой талант как хочет и кому хочет, каждый по своей продаже потом в одиночку отчитывается на аудите у Всевышнего.
У Генриха Белля в "Бильярде в 11 часов" описывается немецкая семья архитекторов: дед в начале века строил собор, сын при нацистах взрывал, внук- восстанавливал. Ты, мой товарищ, будешь тем, кто взрывал- тоже работа, которую кому-то надо делать.
Мне грустно, потому что когда я смотрел твои пленки, изящно стилизованные под двадцатые, под тридцатые, под пятидесятые, с женщинами в вуалях и мужчинами в узких галстуках- я думал, что в этой войне ты все же займешь нашу сторону. Я ошибся- но это, конечно, всецело моя проблема.