Когда-то давным-давно я был знаком с одной немецкой журналисткой-международницей, бывшей студенткой моей мамы. Она была такой бодрой "вечной девчонкой", легкой на подъем, остроумной, и очень смешно материлась по-русски. И конечно, придерживалась она приличных для западного интеллектуала левых убеждений.
Она сделала неплохую карьеру, переходя из газеты в газету- от мелких к крупным, и потом логичным образом стала московским корреспондентом нескольких самых главных немецких изданий.
Этот ее карьерный пик совпал с присоединением Крыма- и в ее репортажах сразу же замелькали знакомые фразы о "невозможности диалога РФ с цивилизованным миром", о "пугающем подъеме ура-патриотизма" и прочем подобном, о чем прилично писать в ведущих немецких изданиях.
Я не знаю точно, отчего она уехала из Москвы. Может, ура-патриотизм замучал, может, отношения с немецким руководством не сложились. А может, личное. Одно знаю наверняка- кровавый Путин ее не высылал.
В Германии она устроилась работать в новостном агенстве в провинциальном промышленном городке, и совсем недавно очень, очень жаловалась на свою судьбу. На то, что город ее- дыра. На то, что она, журналист-международник, работает в этой дыре, по сути, копипастером, склеивающим информационные ленты из заголовков. На то, что ее, побывавшую на двух войнах, теперь гонобит начальник, который засекает по секундомеру, сколько она разговаривает по телефону и сколько курит в перерывах. На то, что ее дочь, выросшая в Москве, хочет обратно.
Я пишу это без тени злорадства. Она имеет право на свои убеждения, своими статьями о Крыме она никого не предавала, а быть другом русских тем более никому не обещала. Россия- свободная страна, и по мне- пусть бы и дальше писала, а вечером зависала бы в каком-нибудь "Жан-Жаке", или где там нынче тусуется цвет либеральной журналистики, со смешным своим акцентом и ко всеобщему восторгу матеря Путина под вискарик.
Но жизнь- не вискарик, жизнь тверже и забористей. Жизнь меняется, и следом за ней меняются тренды. И есть абсолютно железная логика в том, что человек, вчера самоуверенно писавший о невозможности диалога России и "западного мира", сегодня едет из русской столицы в немецкую провинцию. Есть логика в том, что разрушающие памятники беснующиеся твари теряют человеческий облик, все больше напоминая ИГИЛовцев. Рыдающие фанаты Хиллари, радужные мультикультуралисты, свитероносные правозащитники, марксобородые justice warriors, любители искать русских хакеров в темных комнатах- все уйдут, все откатятся на периферию. Потому что русское будущее требует места. Потому что будущее- придет.