Проблемы в ЕАЭС нарастают?
Евросоюз рассматривает новый пакет санкций в отношении Беларусь за инцидент с принудительной посадкой пассажирского самолета авиакомпании Ryanair. Прогнозируется, что санкции будут носить секторальный характер и будут предусматривать запрет на импорт целого нефтепродуктов, калийных удобрений и продукции машиностроения и других отраслей, фактически составляющих основу экспортных доходов Беларуси. Учитывая значительный внешний долг и отсутствие запаса прочности беларуской экономики, все ограничения будут иметь если не разрушительный, то крайне болезненный эффект.
Очевидно, что Россия в данной ситуации будет вынуждена оказывать существенную экономическую помощь, в том числе, через вынужденный закуп продукции, что позволит сохранить какую-то часть рабочих мест. Но не в общемировых объемах и не по экспортным ценам, а учитывая, что беларуские нефтепродукты и вовсе производятся из российской нефти, то целесообразность их импорта в Россию и вовсе становится сомнительной. И главным образом, вряд ли помощь будет осуществляться на альтруистических началах, логичнее предположить, что условием спасения предприятий станет вхождение в них российского капитала. И высока вероятность, что в краткосрочной перспективе львиная доля значимых секторов беларуской экономики окажется под контролем России.
В свою очередь в Армении победу на выборах одержала партия Николы Пашиняна. Это определенно должно стать разочарованием для Кремля, делавшего ставку на блок его противника Роберта Качаряна. Очевидно, что и прежде не испытывавший особой лояльности Кремлю и разочарованный после поражения в сорокадневной войне в ОДКБ Пашинян вряд ли будет заинтересован в развитии интеграционных процессов. Скорее, эта победа на выборах должна развязать ему руки в поиске союзников на Западе и переориентировании на сближение с ЕС.
В свою очередь, Кыргызстан, не получивший поддержки Москвы в сложный момент столкновения с Таджикистаном наверняка также имеет повод быть разочарованным в интеграционном процессе. И, даже не демонстрируя этого публично, кыргызское руководство сейчас наверняка не будет склонным поддерживать идею введения коллективных санкций Западу или же перехода на единую евразийскую валюту.
Да и сама Россия, после прошедших переговоров Путина с Байденом и возникновения, пусть и минимальных, но шансов на нормализацию отношений, вряд ли будет склонна к дальнейшему наращиванию противостояния и поддержку идеи Минска о введении «ответных санкций» со стороны ЕАЭС. Которые ожидаемо были бы несущественны для Запада, но самоубийственны для совокупной экономики самого Союза.