#мысли_вслух
Помимо смыслового наполнения, каждое слово несёт свой фонетический заряд, мы оцениваем его звучание само по себе.
Есть сладкие слова: лицезреть, куница, лепесток.
Есть горькие: клевета, рожь, клён.
Есть пресные: просо, компот, победа.
Есть солёные: слизь, Моздок.
Есть перчённые: вздор, прах, ирредента.
Как композиторы видели каждую ноту своим цветом, так и писателю полагается ловить вкус слова на основании языка. Прощупывать его, смаковать и самое наиважнейшее — компоновать из ингредиентов гармоничные блюда.
Произнесите фразу "лицезреть клевету": губы на момент разъезжаются в безрадостной улыбке, язык совершает рывок к нёбу, далее серия змеиных прищелкиваний, а завершается всё ритуальным выдохом: "тууу".
Посмотрите на себя в зеркало.
Вы только что произнесли некое таинственное заклинание в адрес бога Зла.
Это фонетически едкое словосочетание, абстрагируясь от его смысла, мы словно передаем заряд негативной энергии в лицемерно-ледяной оболочке. Сладость смешалась с горечью — очень подлый вкус. Мы ожидали наслаждения, а получили удар в спину.
Людей шокирует смешение несмешаемого — когда-то гениальной задумкой стало введение в фильмы ужасов мёртвых детей и котят, они страшат намного сильнее вурдалаков-мужчин.
Наверное, вам покажется это замечание излишне надуманным, но, согласно мнению ученых, мы до сих пор большую часть информации получаем невербально, то есть, обрабатывая сигналы извне не на уровне смыслов, а на животном чутье.
Лучший способ проверить это — съездить на остров обезьян. Смысла наших фраз они не улавливают, но невербалику фиксируют очень чутко. Известно, что харизматичного властного мужчину обезьяны никогда не тронут, даже если физически он выглядит не внушительно. А вот неуверенную девушку разграбят враз — отберут все бананы, залезут в сумку, при неповиновении укусят.
Приматы, как предыдущая версия нас, флюиды власти фиксируют безошибочно.
Возвращаясь к "лицезреть клевету". Разумеется, в какой-нибудь научной работе или тексте технической направленности человек не заметит внутреннюю магию звучания — это факт. Когда вовсю работает мозг, животное отступает.
Художественная литература — совсем иной плацдарм, здесь звучание значит очень многое.
Апогей же фонетического могущества наступает во время произнесения массовых речей.
Вы можете извергнуть мощную по наполнению тираду, но сгореть на какой-нибудь жалкой "лицезреть клевету". Людям резко станет понятно: вы дутый.
Ведь, наверняка, у вас бывало такое: слушаешь человека, слушаешь, а потом резко приходит понимание, что он плохой человек (врун, неприятный, пустой, бахвал) и желание слушать пропадает. Вполне возможно, что подножку оратору поставила тогда именно неумело использованная фонетика фразы.
В звучании некоторых слов люди давно подметили древнюю и могущественную силу. Иные из них при многократном повторении вводят в транс, другие вызывают праведную ярость, третьи обволакивают домашним уютом.
Аудио-канал для человека важнее зрения: согласно статистике, число самоубийств среди потерявших слух на порядок выше чем среди ослепших.
...Помните как начинается роман "Лолита" великого Набокова?
"Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя.
Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та"
Вполне возможно, назови он свою героиню какой-нибудь "Маргарэт" - и не было бы у романа такой славы.
Но Набоков никогда не допустил бы столь грубую ошибку.
Набоков был знатный гурмэ.
Ло - Ли- Та.
Кушать подано.