AviaComments
«Ведомости»: Россия может отказаться от создания самолета с Китаем
На самом деле Китай делает, что хочет. "Коммерсантъ" пересказывает сегодняшнюю статью "Ведомостей".
В конце 2018 года китайская корпорация COMAC предложила Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) разделить продажи совместно разрабатываемого самолета CR929, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на источники. По их словам, предложение о раздельных продажах для России лишает проект всякого смысла.
Как пояснили собеседники издания, Китай хочет самостоятельно продавать лайнер на китайском рынке, а России — продавать его у себя и на мировом рынке. Российская сторона рассчитывала разделить расходы на создание самолета, а также получить доступ на китайский рынок, что помогло бы обеспечить достаточный уровень продаж лайнера.
Близкий к ОАК источник газеты заявил, что президент корпорации Юрий Слюсарь и замглавы Минпромторга Олег Бочаров намерены обсудить вопрос разделения продаж с китайской стороной. Еще два собеседника «Ведомостей» рассказали, что ОАК может отказаться от паритетных партнерства и разделения расходов. В этом случае корпорация станет подрядчиком для СОМАС, продающим решения, технологии и комплектующие.
Помимо этого у сторон есть разногласия по тому, в какой стране будет получен сертификат типа на CR929. ОАК планировала, что держателем сертификата будет ее структура, зарегистрированная в России. Китай же хочет, чтобы сертификат получала китайская компания. Несмотря на отсутствие договоренностей по этим вопросам, инженерная работа над проектом с участием китайских специалистов продолжается, добавил источник в ОАК.
Представитель Минпромторга заявил «Ведомостям», что «с китайской стороной ведутся переговоры, в том числе по выработке модели кооперации». В ОАК утверждают, что российской корпорации «не известно ни о каком предложении по разделению продаж».
CR929 vs ШФДМСНепонятная возня про продажи совместного российско-китайского широкофюзеляжного самолёта никак не выходит у нас из головы.
@AviaComments понимает, что наш авиапром не может не делать большой самолёт, если руководством страны поставлена задача "быть авиационной сверхдержавой".
Сейчас такие самолёты делают либо европейцы (сообща), либо американцы (совместно с другими странами).
Нашей стране такое сейчас не потянуть, и если по технике мы ещё можем сделать "не сильно хуже" (лучше без какой-то принципиально новейшей мегафишки не сделаешь), то финансово мы такое не тянем. Тут и появляется Китай, у которого есть деньги, а самое главное - желание в это ввязываться.
И если в начале "восточная хитрость" была в том, что свои 50% Россия вкладывает в разработку (а тут может и не получиться создать продукт с большим спросом), то у Китая даже в худшем случае развития проекта оказывается новый авиазавод (это их 50% затрат на проект). Ну и полученный от нас опыт проектирования больших пассажирских самолётов.
Наши рассчитывали на большой спрос со стороны Китая (миллиард человек летают много), российский рынок меньше в 7-8 раз только из-за численности населения, которое к тому же мало летает. А на остальном мировом рынке надо отвоёвывать нишу у Airbus и Boeing.
Если одно сообщение с опровержением захвата китайского рынка китайской стороной без нас ОАК опровергнул и можно было бы считать это "вбросом", то в совокупности со другой новостью про первые заказы (
https://t.me/atojournal/1736 ) ситуация "недоговоренностей" подтверждается.
Странно выглядят слова нашего чиновника, что заказы будут только после первого полёта (и SSJ, и МС-21 имели заказы ещё до первого вылета, не говоря уж о А-380-ом, B-787-ом и A-350-ом.)
Вполне логичны слова китайца, что заказ может быть и раньше, чем в 2025 году. И не удивит, что это будут китайские заказчики. Абсолютно нормальная ситуация, все проекты самолётов сейчас так развиваются.
Отсутствие заказов тогда, когда готовый самолёт уже готов лететь - это плохой сигнал в то, что рынок совсем не верит в проект. Тут даже политически стараются такого не допускать (вспомните, как у нас "Аэрофлот" закупал и SSJ и МС-21, "добровольно и с радостью").
Резюмируем:
ОАК делает хорошую мину при плохой, скорей всего, игре. Но признаться, что восточный партнёр нас, похоже, использовал, нашим чиновникам страшно. Да и вдруг к 2025 году проблема "рассосётся"? Наши чиновники сейчас дальше 2024 года стараются не смотреть...