Самая странная (в XXI веке) сторона авторского права: о конкретном авторском праве никто ничего не знает кроме автора и того, кому он права передает, например, для издания книги. Или вообще никому ничего не передает, и тогда о том, что автор что-то там создал, никто ничего не знает. Закон-то, конечно, охраняет права автора, просто по факту создания произведения. Но никто об этом факте, кроме самого автора, понятно, не в курсе. Отсюда и все проблемы с
сиротскими произведениями, которые вроде бы как охраняются законом аж до 70 лет после смерти автора, но если автора невозможно найти и спросить о том, что он со своей книгой хочет делать, то с таким — вполне охраняемым — произведением ничего нельзя сделать. Разве что поискать в библиотеках и почитать в читальном зале. Переиздать нельзя. перевести нельзя. Написать по мотивам пьесу нельзя. Почти ничего нельзя.
Но не везде и не всегда было так. В США, например, долгое время требовалась
регистрация произведения, причем на определенный срок. Срок кончился, автор не продлил регистрацию — произведение переходит в общественное достояние. Автор не зарегистрировал произведение, издатель не поставил знак охраны — прошло нужное время, и произведение переходитв общественное достояние. А зарегистрировано ли произведение — можно было узнать, обратившись в Copyright Office, подразделение библиотеки Конгресса, которое когда-то и вело эти самые записи о регистрации. Правда, конечно, на бумаге. Дело-то было в 1923–1964 гг. И вот только теперь Нью-йоркская публичная библиотека и Digital Content Lab начали оцифровывать все эти записи.
https://www.dclab.com/resources/press-releases/dcl-and-nypl-expand-access-to-copyright-recordsПотом, правда, обязательную регистрацию в США отменили, поскольку она «ущемляет права авторов». И только когда поиск информации стал рутинным занятием для сотен миллионов пользователей, стало заметно, что, может, идеологически оно и правильно — считать, что авторские права возникают в момент создания произведения, — но очень непрактично. И что с авторским правом что-то не так, если об авторских правах конкретных авторах на конкретные книги для подавляющего большинства (по подсчетам экспертов в США — для 60% произведений, в России — для 85%) книг ничего неизвестно. Может, пора вернуться к регистрации — хотя бы для коммерческого использования.