Про Александра Невского мы знаем постыдно мало
(Сергей Зацаринный специально для
газеты ВЗГЛЯД)
В этом году Россия отмечает 800-летие князя Александра Невского. Это событие ожидаемо сопровождалось множеством торжественных мероприятий самого высокого уровня. С участием президента и патриарха. Это одна из исторических личностей, прошедших проверку временем и прочно утвердившаяся в общественном сознании на одном из первых мест.
Причём, Александр Невский одинаково популярен у народа и у власть предержащих. Один из ярких показателей – орден его имени. Был в Российской империи, был в СССР, есть в Российской Федерации.
Казалось бы, что нового можно сказать об этой фигуре, о которой написаны целые книжные полки? Можно. Очень многое можно. Для миллионов россиян князь, прежде всего, полководец. Таким мы его помним по фильмам, картинам, школьным учебникам. А его деятельность в бытность великим князем сводится к противостоянию экспансии Запада и защите православия.
Выбрал подчинение монголам порабощению католичеством. Из двух зол меньшее. Эта версия господствует и по сей день. Но там было все настолько сложнее, что не уложишь в формат колонки.
Настоящая политическая биография Александра Ярославича началась только в 1247 году. После смерти его отца. А мы ведь как привыкли? 1240 год – Невская битва, прозвище Невский. Потом 1242-й – Ледовое побоище. «Кто к нам с мечом придёт»… Остальное впридачу. Скороговоркой. Да и та скороговорка какая-то невнятная. Чуть ли не в пособники ига записывали. А что это было за время?
Мы привыкли всё мазать одним маслом. Запад, монголы, ислам, христианство. А на Западе шло жесточайшее противостояние между папой и императором Священной Римской империи, среди православных – между сторонниками папы и противниками, у мусульман – между шиитами и суннитами. А уж какая грызня шла среди монголов! И у каждого были свои планы, свои союзники.
В 1245 году состоялся Лионский собор. На котором отлучили германского императора, объявили крестовый поход в Египет, а заодно решили продолжать линию на подчинение православия. Александр бывал В Золотой Орде неоднократно, постоянно лавировал, действовал то мягко, то жестко – вплоть до расправы над монгольскими сборщиками дани, и в результате – выиграл.
Пришла пора рассказать обо всё этом уже не в работах профессиональных историков. Просится сериал. Благо интриг и сюжетных поворотов хватает. А то мы так и останемся вместе с Эйзенштейном у Ледового побоища. Которое произошло за пять лет до того, как Александр Ярославич стал великим князем.