
(Геворг Мирзаян специально для газеты ВЗГЛЯД)
Новый госсекретарь США Энтони Блинкен поставил перед Америкой крайне непростую цель. По его мнению, для Путина и россиян главным показателем российской мощи является внешнеполитическая активность. Поэтому, утверждает Блинкен, Штаты должны сосредоточиться на сдерживании России по всем фронтам и направлениям. Но проблема в том, что это в нынешних условиях противоречит второй важнейшей цели администрации Байдена – налаживанию отношений с союзниками. Престарелый избранный президент, видимо, живет в прошлом и искренне верит в то, что те же европейские союзники с радостью поддержат агрессивные действия США на российском направлении. Однако с тех пор ситуация изменилась.
В Западной Европе проснулась рациональность – они поняли, что многолетняя попытка изолировать Москву провалилась, и что у них нет инструментов для того, чтобы вернуть Кремль в позицию «чего изволите», которую РФ занимала в 90-е годы. Кроме того, перед Европой появились реальные враги – исламизм и Эрдоган, и далеко не все хотят тратить ресурсы на сдерживание противника, который вреда Европе не желает. Куда больше вреда, по мнению ряда европейцев, Старому Свету наносят агрессивные действия США: например, выход Вашингтона из договоров о РСМД и об открытом небе, а также отказ продлевать соглашение об СНВ.
Байден, конечно, может их продавливать и шантажировать, как делал Трамп – однако в этом случае он рискует разбудить в нынешних пони мустангов. Чем больше США шантажируют ЕС, тем больше принуждают рафинированных европейских лидеров вспомнить о том, что те когда-то были суверенными государствами и проводили независимую политику. Поэтому у Вашингтона есть лишь один способ безопасно вернуть европейских пони в загон – доказать им агрессивность России. Убедить, что Москва представляет реальный вызов европейской безопасности. И что может быть лучше для этого, чем тиражирование громких угроз российских чиновников и генералов из-за «обычных легитимных военных учений» стран-членов НАТО?
К счастью, в Кремле игру американцев понимают. И облегчать жизнь администрации Байдена не намерены. В конце концов, мы не для того годами мечтали о расколе в трансатлантических отношениях, чтобы сейчас помогать американцам эти отношения сшивать. Тем более сшивать против России.