Белоруссия ведет себя с Россией так, как Польша с ЕС
(Олег Хавич специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Польша и внезапно присоединившаяся к ней Венгрия наложили вето на бюджет ЕС на 2021-2027 годы (1,07 триллиона евро). Заблокирован был также пакет антикризисных субсидий и кредитов, предназначенный на поддержку экономики стран блока, пострадавшей от пандемии COVID-19 (750 миллиардов евро). Это произошло на заседании Комитета постоянных представителей стран-членов ЕС в Брюсселе (COREPER). Что же не устроило Варшаву? «Всего лишь» требование коллег по ЕС придерживаться принципа верховенства права, который является основополагающим для блока.
Казалось бы, каким образом разногласия в ЕС и вызванные ими финансовые проблемы касаются России? Всё дело в том, что РФ также входит в союз (Союзное государство России и Белоруссии), один из членов которого, мягко говоря, нарушает общепринятые нормы – но при этом требует регулярного финансирования.
Россия – крупнейший кредитор Белоруссии. На конец марта 2020 года объем кредитов, предоставленных Минску Москвой, достиг почти 8 миллиардов долларов, и в последние месяцы, как упоминалось выше, сумма лишь возросла. Таким образом, с 2011 года долг перед Россией, по данным платежного баланса Союзного государства, вырос в три с лишним раза. Для сравнения: объем кредитов белорусской экономике со стороны Китая –3,3 миллиарда долларов. Объём прямых инвестиций со стороны России в Белоруссию с 2001 по 2018 годы составил 11,9 миллиарда долларов, почти половина из этой суммы приходится на приобретение «Газпромом» трубопроводной компании «Белтрансгаз».
25-26 ноября должен состояться визит в Минск главы МИД РФ Сергея Лаврова, который не только проведёт переговоры с Владимиром Макеем и примет вместе с ним участие в совместном заседания коллегий МИД России и Белоруссии, но также встретится с президентом Александром Лукашенко. «Планируется обсудить ситуацию в республике и ключевые вопросы двухсторонней повестки дня», – сообщила спикер МИД РФ Мария Захарова. Интересно, повторит ли Лукашенко фразу «платите деньги, а мы потом будем смотреть»?