Либеральному миропорядку подрезали крылья
(Тимофей Бордачёв специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Договор по открытому небу – это действительно символ уходящей теперь, кажется окончательно, эпохи, когда державы хотя бы для видимости стремились создать атмосферу взаимного доверия и создавали для этого специальные механизмы. Его функциональное значение – возможность визуально контролировать часть наступательного потенциала друг друга.
За те годы, что действовал Договор, страны Запада успели расширить вплоть до российских границ НАТО и Европейский союз, создать на территории новых стран-членов военные базы и инфраструктуру. Они планомерно решали свои стратегические задачи – сделать так, чтобы в случае неизбежного будущего конфликта Россия была более беззащитной. Под сенью ДОН был выстроен новый европейский порядок, не включающий в себя Россию. Теперь Договор стал не нужен США и их союзникам. Хотя европейские державы, конечно, говорят о необходимости его сохранения. Для них это, по-прежнему, символ либерального мирового порядка, главным получателем выгод от которого была именно Европа.
В силу своих масштабов, стратегической глубины и обеспеченности ресурсами, Россия вообще гораздо меньше, чем многие нуждается в каком-либо международном порядке. Москве, в отличие от Пекина, не нужно обеспечивать рост качества жизни для почти миллиардов. И поэтому Россия не участвует в глобальной конкуренции за рынки и ресурсы так, как это делают США и Китай, пытаются делать европейцы. Это позволяет России гораздо чаще других выступать с позиций морального лидерства и поиска справедливости для всех.
Но справедливость должна иметь документальное выражение. Поэтому намного важнее не судьба конкретного договора, а сама традиция создания таких инструментов международной политики. Вся современная система соглашений в сфере безопасности была создана в эпоху силового лидерства Запада. Эти соглашения, и ДОН здесь не исключение, создавались по инициативе США, в редких случаях – Европы, и были плодом их интеллектуальных усилий. Теперь Запад эти соглашения последовательно разрушает. Даже если новый президент США сохранит на время СНВ – 3 общей картины это не изменит. А Россия и Китай, несмотря на свои уверенные позиции в международных делах, а также другие новые центры силы, пока не показали способности создавать собственные правила игры, которым могло бы следовать большинство стран мира.
Это значит, что Запад все еще волен создавать и разрушать по своему усмотрению. Ни один международный договор не возникает как результат доброй воли, даже уходящий ДОН был следствием успеха США и союзников в холодной войне. Договоры в международной политике – это всегда способ зафиксировать чье-то преимущество и создать условия для его увеличения. За счет другой стороны, исключений не бывает. До тех пор, пока Россия и Китай, с участием тех, кто пожелает, не будут сами создавать обязательства, к которым затем пригласят присоединяться других, большая геополитическая игра продолжится на их стороне глобальной шахматной доски.