Набирающий обороты как в Европе, так и США тренд гендерно-нейтрального воспитания имеет способность вселять ужас в представителей российского общества и становится поводом для массового осуждения иностранных «извращенцев». Однако, вполне органично вписываясь в образовательные программы Швеции и США, гендерно-нейтральное воспитание старается вырваться из оков гендерных стереотипов. Чтобы понять, почему западное общество намерено отказаться от резкого разделения мужчин и женщин по половому признаку, необходимо разобраться как в теории, так и в практике.
Первый шок от практического применения гендерно-нейтральных принципов в воспитании детей возник после открытия прогрессивными шведами детских садов, в которых отсутствуют техники обучения детей на основе «ты же девочка» или «ты же мальчик». В таких муниципальных учреждениях поддерживается атмосфера равенства всеми доступными способами: использование гендерно-нейтрального языка (никаких «он» или «она», шведы используют личное местоимение третьего лица), не существует гендерно «верных» игрушек или коллективных игр, а проявление индивидуальных решений у каждого ребенка активно поощряется. Такая подготовка детей к будущей жизни, должна научить их расценивать каждого человека как личность, в которой биологический пол не является основой.
Однако миролюбивая концепция всеобщего равенства начиная с младых ногтей вызвала и шквал критики. Если рассматривать российские медиа, то можно подумать, что апокалипсис может начаться именно из-за гендерно-нейтральной практики воспитания, что приведет к всеобщему хаосу: мужчины перестанут быть мужчинами (а их и так немного), женщины вообще озвереют и забудут как размножаться.
Ученые, занимающиеся гендерной социологий и теорией социального конструктивизма, разделяют понятия биологического пола (лат. sexus) и гендера (лат. gender).
Американский философ Джудит Батлер, в свою очередь, считает, что увеличение разнообразия гендеров наоборот усложняет ситуацию с пониманием гендерных различий и предлагает обратить внимание на понятие нормы, которое непосредственно влияет на создание гендера, а также ее взаимодействие с властью и регулятивными практиками. Популярность гендерно-нейтрального воспитания также можно связать с работой Джудит Батлер «Уничтоженный гендер» (Undoing gender, 2004), в которой она анализирует случай, произошедший с Дэвидом Реймером.
Рожденный мальчиком и названный Брюсом, в возрасте 8 месяцев Дэвид лишился пениса из-за неудачно прошедшей операции. Пообщавшись с врачами, родители Брюса решили обеспечить ребенку «нормальную» жизнь и воспитывать его как девочку, переименовав его в Бренду. Несмотря на обещанную феминность, Бренда вела себя как мальчик и отказалась от заключительной операции по созданию искусственной вагины. После этого случая родители все-таки раскрыли секрет его биологического пола и спустя три попытки суицида покалеченный ребенок решил стать Дэвидом Рэймером — провел соответствующую гормональную терапию, женился и усыновил троих детей.
К сожалению, многострадальный человек мальчик/девочка/мальчик покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет. Эта жуткая история показывает, что биологическое начало и социальные нормы действуют в связке, и не всегда можно успешно заменить рычаги природы с помощью гормональной терапии, если человек изначально осознает свою гендерную идентичность. Но исходя из этой же истории, получается, что гендерной нейтральности в детстве может и не быть, и возникает вопрос: что же такое гендерно-нейтральное воспитание и в чем его смысл?
http://vorchun.media/palka-palka-ogurechik/