Size: a a a

Кое-что о Вене

2020 May 26
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
Дублирую тут тоже свой небольшой рассказ о классном природном парке недалеко от Вены :)
источник
Кое-что о Вене
Завтра из карантина выходят сразу два музейных гиганта: у Альбертины долгожданное открытие нового здания и коллекции современного австрийского искусства, а в основном здании фотовыставка Михаэля Хоровитца и ретроспектива Вильгельма Лайбля. Жутко обидно, что выставка из частных швейцарских коллекций закончилась, не успев начаться. Продлилась она в итоге, кажется, меньше двух недель... Я одним глазом ее успела захватить на открытии, но была толпа, жара... внимательный просмотр оставила на потом... ага, это один из главных уроков карантина, кстати, ничего не откладывать.

Завтра же откроется и Леопольд. У них временные выставки продлить получилось, поэтому почти закрывшийся немецкий экспрессионизм будет висеть аж до конца августа, а новую выставку Хундертвассер - Шиле, тоже открывшуюся незадолго до карантина, продлевают до зимы.

Кстати, первым 100 посетителям в Леопольде завтра бесплатный вход и даже какой-то подарок.

Правила в музеях уже привычные: маски, дистанция, не ходить в группах, мыть руки. Леопольд здорово обыграл все эти правила в сториз с помощью работ Шиле.
источник
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
источник
Кое-что о Вене
источник
2020 May 27
Кое-что о Вене
Сейчас немного о грустном культурном.

За несколько дней до объявления карантина мне по почте пришел каталог фестиваля Wiener Festwochen, я уже два года подряд беру билет на что-то из его программы и не попадаю. В этом году я была настроена серьезно и собиралась внимательно изучать каталог в обеденные перерывы на работе, чтобы выбрать лучшее. Но...

Wiener Festwochen "идёт" прямо сейчас. Для усиления или создания меланхоличного настроения можно просто зайти в их инстаграм. Каждый день там появляются анонсы в духе  "сегодня должны были начаться мастерклассы такого-то режиссера/хореографа/художника/подставить нужное, но их не будет, режиссер/хореограф/художник записал для вас видеообращение, смотрите на сайте". Фестиваль пишет историю фестиваля, который не состоялся. Это, наверное, тоже вполне себе искусство, почти как знаменитая 4'33", но от этого легче не становится.

Конечно, есть и какая-то онлайн программа, те же мастерклассы, но все самое важное и интересное перенесено на следующий год или отменено. С 1го июня какие-то отголоски фестиваля появятся в общественных пространствах и позволят взглянуть на то, каким фестиваль мог бы быть.

Перед открытием фестиваль немного поигрался с постерами: он выбрал три картинки для плакатов с особыми значениями, символизирующими прошлое, настоящее и будущее, три пейзажа, которые отсылают к человеку и одновременно к его отсутствию. Простая картинка из игры Майнкрафт, где мир создается из кубиков: пиксельность мира отсылает к прошлому, его виртуальность к настоящему и задает вопросы о будущем. Вторая картинка — апокалиптический пейзаж мира, оставленного человеком, в виде стульев так и не запустившегося кинотеатра в египетской пустыне. Третья картинка — символ влияния и вмешательства человека в природу, одна из самых больших "ям" в мире, шахта по добыче бриллиантов "Мир" недалеко от Мирного.

Эти плакаты друзья и участники фестивали (а потом и "зрители") развесили и разложили у себя дома, создав галерею домашних плакатов фестиваля.

Апофеозом всего этого стал перформанс танцора и хореографа Олега Сулименко, в котором он пытается пристроить плакат фестиваля в разных местах почти пустого города. Перформанс отличный и вроде даже немного ироничный, но у меня прямо сердце разрывается, больше смотреть не буду.
источник
2020 May 28
Кое-что о Вене
Наткнулась на отрывок из воспоминаний Александра Бенуа, где он пишет о дедушке, сходившем на кладбище в разгар "черной оспы", и печальном итоге этого похода. И мне вспомнилась одна венская городская легенда, которую я, кажется, еще вам не рассказывала.

У Марии Терезии, австрийской императрицы, было 16 детей. Трое умерли в младенчестве, трое в юном возрасте умерли от оспы.

По легенде, Мария Терезия очень прагматично подходила к воспитанию детей и считала их важным инструментом в политических играх, планировав династические браки с их младенчества (в целом все почти так и было, но детей она своих все-таки любила и верила, что эти браки им тоже будут полезны, даже если они не будут в них счастливы).

Так вот, Мария Терезия договорилась с испанским королем, Карлом III, что одна из дочерей, Мария Амалия, и сын Карла Фердинанд поженятся. Карл сначала согласился, но потом, сказал, что невеста старовата старше жениха и что лучше бы нам другую. Передоговорились на всеобщую любимицу Марию Йоанну, которая была всего на год старше Фердинанда, но Мария Йоанна умерла в 12 лет от оспы. Тогда в невесты Фердинанду выбрали любимую сестру Марии Йоанны Марию Йозефу. Но брак тоже не состоялся, потому что Мария Йозефа тоже умерла от оспы прямо перед отъездом к жениху (через 5 лет после сестры). Кстати, замуж за Фердинанда она очень не хотела, страдала по умершей сестре, мать тоже страдала, но писала, что она (т.е. императрица) была бы полностью удовлетворена, если бы ее дочери "исполняли бы свой долг перед Богом и супругом даже если они будут несчастны".

В итоге к Фердинанду отправили следующую сестру Марию Каролину, тут уже наконец все сложилось и у них в браке было тоже 16 детей, как и у мамы.

Существует предположение (из которого потом и родилась вся легенда), что вторая дочь умерла по вине матери. Мария Терезия отправила ее помолиться в гробницу к сестре, и там она заразилась оспой. Но все же, скорее всего, заразилась она еще раньше, в Вене в те времена оспа была очень распространена: из 10 умиравших детей 9 умирало именно от оспы.

В итоге вся эта история трансформировалась в следующую легенду:
Мария Терезия зовет Марию Йоанну к себе, радостно сообщает ей, что нашла жениха, и отправляет ее молиться на радостях в собор Святого Штефана. В середине 18 века вокруг него все еще хоронили людей, поэтому она заражается там оспой, от которой многие умирали, и умирает (на самом деле, я так и не нашла информацию, где заразилась Йоанна). Мария Терезия не долго горюет, сватает вторую дочь, тоже отправляет ее молиться, теперь в гробницу к сестре (не знаю, кстати, куда именно, ибо сестра, как и многие Габсбурги, похоронена сразу в трех местах), та немного боится и не хочет идти, но не может ослушаться мать, тоже заражается и умирает. Эта часть почти правда, только между смертями прошло почти 5 лет. Мария Терезия все-таки не зря нарожала столько детей и сразу находит замену в лице Марии Каролины. Тоже пытается отправить ее молиться (ничему жизнь не учит), но та дает отпор, говоря "мать, я жить хочу". Благодаря чему династический брак в итоге и состоялся.

Вообще я с удивлением прочитала, что после смерти второго ребенка от оспы (и первой дочери), Мария Терезия начала активно искать способ побороть оспу и чуть позже (после смерти второй дочери) провакцинировала всех оставшихся детей от оспы и открыла вакцинационный дом на Реннвеге, где желающие тоже могли сделать прививку детям.

Кстати, у Марии Терезии была еще одна очень крутая дочь, Мария Кристина, которая умудрилась выйти замуж за человека, которого любила. Когда умер ее отец, император Франц I, Марии Терезии было вообще не до дочерей и она не углядела, как одна из старших дочерей выскочила замуж за недостаточно знатного Альберта Саксен-Тешенского, благодаря которому у нас теперь есть Альбертина.

Берегите себя!

#городские_легенды #история_австрии
Telegram
Мистер Дарси и бал
Скончался дедушка от того повального недуга, который в 1822 году косил сотнями и тысячами жителей Петербурга, и скончался он благодаря собственной неосторожности. Прослышав, что все подступы к Смоленскому кладбищу завалены гробами, он полюбопытствовал взглянуть на столь удивительное зрелище и отправился туда верхом вместе с мужем старшей дочери Огюстом Робер. Прибыв на место, им захотелось взглянуть, действительно ли мертвецы, ставшие жертвами ужасной болезни, мгновенно после смерти чернеют (откуда и название «черной оспы»). Убедились ли они в этом или нет, я не знаю, но через день или два у обоих, и у тестя и у зятя, обнаружились признаки недуга, а еще через несколько дней оба они уже лежали рядышком в земле, но не на Смоленском кладбище, а на Волковом.

Александр Бенуа, «Мои воспоминания»

Вот уж, воистину, любопытной Варваре. Будьте здоровы и соблюдайте дистанцию.
источник
Кое-что о Вене
UPD. Люблю, когда посты вызывают отклик и комментарии и заставляют погрузиться глубже в тему.

Сильно глубоко я не погрузилась, но тем не менее хочу дать небольшое пояснение про вакцину в то время. Прививка от оспы в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, была изобретена уже после смерти Марии Терезии: первые задокументированные исследования в 1798 году, массовое применение с начала 19го века. Мария Терезия для своих детей использовала вариоляцию, метод, который англичане переняли из восточных медицинских традиций. (В Индии он известен аж с 8 века, а в Китае с 10го).

В англоязычной литературе он называется Inoculation (или Variolation), что по сути синонимично вакцинации, но традиционно используется именно для этого первого метода. Брался материал больного оспой и вводился или втирался в царапины на коже или в организм. В результате у человека могли проявиться признаки оспы, но в менее тяжелой форме, и развивался иммунитет. Летальные случаи были, но в меньшем количестве, чем в случае обычного заражения оспой (0.5-3% против примерно 10-30%).

Жена посла в Константинополе, Леди Мэри Уортли Монтагу успешно опробовала этот метод на собственной дочери в 1721 году во время эпидемии оспы в Англии. После чего он был опробован на нескольких приговоренных к смерти (в обмен на свободу). Все выжили, а принц Уэльский попросил инокулировать/вариолировать и собственных дочерей  (а кто-то знает, как это по-русски правильно?).

Вакцинация же от оспы предлагала вводить вирус коровьей оспы, который менее опасен для человека и вырабатывает иммунитет и от обычной оспы.
источник
2020 May 29
Кое-что о Вене
Друзья, простите, но я снова с историей про детей Марии Терезии:) спасибо вам, что добавляете.

Мария Кристина, которая вышла замуж по любви за Альберта, страдала от болезни желудка. По мнению некоторых источников, болезнь была спровоцирована грязной венской водой.

Мария Кристина планировала построить систему питьевой воды для города, но не успела. Любимый муж исполнил ее волю уже после ее смерти, за что ему большое спасибо. Помимо этого, по ее воле, он также профинансировал дом для слепых и ирригационный канал в Венгрии.

Мария Кристина похоронена раздельно в трёх местах, а муж в ее честь заказал скульптору Антонио Канова очень красивый ценотаф (Кенотаф), пустую могилу в Августинеркирхе.

Про неё мой добрый знакомый Андрей Золотов снял небольшое видео об этом цетонафе.

P.S. Если кто-то знает интересную книгу про Марии Терезию и ее детей, посоветуйте, плиз
источник
2020 June 01
Кое-что о Вене
Меня в бота несколько раз уже спросили, не веду ли я Инстаграм параллельно с каналом.

Увы, вынуждена расстроить, мой Инстаграм скорее для друзей и пока таким и останется. Но зато я могу порекомендовать вам отличный венский инстаграм профиль @mind.heist

Маша в сториз очень эстетично показывает Вену и венские будни, делится полезностями и наблюдениями. Плюс в ее инстаграме можно найти много полезной информации для поступления в Венский университет и вообще в университеты Австрии, тонкостей обучения, венские и не только рекомендации. Для любителей визуального контента Машин инстаграм прям находка: красиво и полезно.
источник
2020 June 03
Кое-что о Вене
На этой неделе начинаются уже и некоторые концерты. Я пока видела только анонсы классических концертов в Музикферайне и Концертхаусе, но наверняка концерты начинаются и в других местах.

Правила рассадки строгие, поэтому билеты в Концертхаус нельзя купить онлайн, надо или звонить, или писать. В Музикферайне, наоборот, только онлайн, но кажется, уже бОльшая часть раскуплена. Концерты будут идти без перерывов 50-70 минут, пока не сели на свое место, надо быть в маске. Все билеты на одно представление продаются по одной цене. В Музикферайне от 18 до 60 в зависимости от концерта, в Концертхаусе все по 48 евро.

Вот, например, план рассадки в большом зале Музикферайна. Красным места, на которых можно будет сидеть. В Концертхаусе рассадку контролируют изнутри, потому что они разрешают сидеть рядом больше одного человека, если пришли на концерт вместе (до 4х), но при этом каждый второй ряд пустой, а между купленными билетами должно быть минимум одно пустое место
источник
Кое-что о Вене
Пока я писала про концерты, вон какие новости пришли! Границы в соседние страны, кроме Италии, открываются.
источник
Кое-что о Вене
⚠️Внимание!

❗️С 4 июня Австрия открывает свои границы со всеми соседними странами, кроме Италии.

❗️В отношении Германии, Лихтенштейна, Швейцарии, Словакии, Словении, Чехии и Венгрии отменяются пограничный контроль, прекращается проведение тестов на наличие коронавируса, лица, приезжающие из этих стран, больше не должны находиться в двухнедельном карантине по прибытии в Австрию.
источник
2020 June 04
Кое-что о Вене
Вся правда о том, почему я на самом деле оказалась в Вене (нет).

До переезда в Вену я тут была 4 раза. В далеком 2011 году я жила в Берлине, а ныне не существующая авиакомпания airberlin устраивала акцию вроде в честь своего юбилея, когда за 222 (кажется) евро можно было купить 5 билетов. Тогда лоукостеров было сильно меньше, чем сейчас и это было очень крутое предложение. Так мы с подругой слетали в Копенгаген, а потом у меня был сложный маршрут Тиват-Нюрнберг-Вена-Берлин (в Тиват я попала из Москвы).

И эта поездка в Вену в августе была абсолютно чудесной, и вроде даже было не очень жарко. Я жила в небольшом отеле в центре, бродила по музеям, как будто впервые открывала для себя маленькие, немного спрятанные улочки первого района.

У меня тогда были шикарные белые джинсы, которые сидели на мне просто идеально.
И вот каким-то образом я умудрилась эти любимые джинсы забыть/потерять в Вене. Скорее всего, я их положила на кровать, когда собирала чемодан, и они слились с белым постельным бельём. Но больше я этих джинс не видела. Отель ответил, что они их не находили. А с тех пор на фейсбуке остался пост-вопрос, не летит ли кто в Вену, очень хотела, чтоб кто-то поискал мои джинсы на месте🙈 Он выскакивает раз в год и каждый раз вызывает у меня улыбку умиления.

Вот и не верь после этого приметам😅
источник