#институты #Лукашенко
КГБ
Единственная спецслужба на постсоветском пространстве, сохранившая советское название, КГБ Республики Беларусь, до сих пор исполняет прежние функции политической полиции, но со своими особенностями.
История самой аутентичной постсоветской спецслужбы началась самым нетипичным и непредставимым даже в России начала 90-х образом: КГБ уже бывшей БССР, согласно закону от 23 октября 1991 был подчинен Верховному Совету республики. Ситуация парламентского контроля, однако, продолжалась недолго: уже в первой конституции 1994-го право назначать главу КГБ перешло президенту.
За 26 лет правления Лукашенко ротация руководителей спецслужбы происходила со «сталинской» скоростью — с 1994-го сменилось 8 руководителей комитета (за это же время в России, к слову, на посту побывали 6 директоров ФСБ, и из них за последние 20 лет — только 2). Нынешний председатель КГБ
Валерий Вакульчик занимает свою должность с 2012 года — по случайному (или нет) совпадению, он занял свою должность через месяц после того, как Европейский Совет наложил на него
персональные санкции (в числе 232 других белорусов) из-за «систематического нарушения прав человека и причастности к репрессиям против белорусского гражданского общества и демократической оппозиции».
Законодательная основа работы советской даже по названию структуры с 1997-го почти не менялась. Так, по закону «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 КГБ имело по-советски широкий список задач: помимо привычных контрразведки, борьбы с преступностью и терроризмом, в его обязанности входило (и входит уже по
новому закону 2012-го «информирование Президента по вопросам состояния национальной безопасности» и «
разработка мер по оказанию содействия госорганам в осуществлении мер в области политического и социально-экономического развития».
Информация о численности сотрудников комитета засекречена, а сама структура подразумевает деление на Центральный аппарат и территориальные управления в каждой из 6 областей.
КГБ, таким образом, даже формально включена в вертикаль власти в полном объеме — влияние спецслужбы на принятие политических решений, в отличие от других постсоветских автократий, закреплено в самом законе.
Парадокс КГБМожет показаться, что с подобными обширными полномочиями именно КГБ сохраняет статус основной репрессивной структуры республики. Однако на практике роль комитета в известных политических процессах оказывается вторична.
Председатель правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий
отмечает, что «большую часть своих возможностей КГБ направляла на сдерживание активности гражданского общества». Хотя именно комитет
фабриковал дела против членов молодежных организаций (в частности, против «Молодого фронта» в 2006-2007) и
«боевиков» «Белого легиона» в 2017 (по которому были
арестованы члены спортивных клубов, и которое, впрочем, так и не дошло до суда), КГБ
не использовался для непосредственного устранения политических оппонентов. Инициируя громкие дела вроде недавнего «Дела вагнеровцев», комитет не оказался в центре скандала, связанного с, пожалуй, главной тайной эпохи Лукашенко.
Роль персонального «эскадрона смерти» и главного репрессивного ведомства в стране принадлежала и до сих принадлежит частям другого ведомства — МВД. О нём завтра (и в ваших новостях).