А вот про что бы я почитал - это про массовый книжный рынок начала девяностых.
Это же ад был какой-то на самом деле, причем очень такое эволюционное развитие ада. Вот 90 год, в "библиотеке Огонек" выходит Набоков - это понятно. В 91 году в издательстве АПН выходит многотомное собрание сочинений Агаты Кристи - тоже понятно, у нас ее любят, она классик. Надо уточнить еще, что это такой давний, чуть ли не со времен сталинизма, канал поступления книг к людям - подписные издания, когда из книжного магазина приходит открытка, что можно зайти за очередным томом. Потом, тоже в 91, выходит (не помню в каком издательстве, но уже в каком-то новом) тоже в очень большом количестве томов Чейз, и это как бы тоже вполне прилично - по нему еще при Брежневе у нас кино снимали, то есть какой-то достойный детективщик, и тоже все покупают и читают, и это тот же рефлекс, что и с трехтомником Набокова, и, в общем, не очень очевидно, что это даже не Агата Кристи, а прямо совсем трэш, которому стоит быть в мягких обложках.
А дальше у меня пауза на 92 год, потому что в книжных появились мебельные отделы, и я даже не знаю, выходили ли тогда книги - то есть выходили, конечно, но где-то оставались вне моего поля зрения. Весной 92 года мне родители купили первый том Большого энциклопедического словаря (из двух), второй надо было ждать с открыткой - разумеется, я его никогда не увидел и даже не знаю, вышел ли он в конце концов.
А 93 год помню - появились "кинороманы"; до сих пор не знаю, были ли это реальные первоисточники фильмов, или писались нашими авторами по мотивам кино. Единственное, в чем нет сомнений - что Маргарет Митчелл существовала на самом деле. А вот мы с мамой в начале 93 в Зеленоградске купили двухтомник "Возвращение в Эдем" - ну типа интересный был сериал, наверняка книга еще лучше, и в этой книге я впервые вычитал слово "клитор", контекст был такой, что там прямо были постельные сцены, причем так уныло и подробно описанные - "он снял трусы, она сняла трусы, блаблабла, клитор". Тем же летом я продал ваучер, выручил каких-то денег и среди прочего тоже купил "кинороман" - Омэн, и до сих пор не знаю, что это, трилогия трех разных авторов или советский пересказ (я и про фильм не понимаю - первый крутой, а второй и третий - левотня же какая-то? Другие люди снимали?), мне очень нравились три фильма Омэн в гнусавом переводе - Христа там называли "назаретец".
К лету 93 новые книги продавались уже не в магазинах, а в ларьках, и там были такие витрины, что можно было час стоять, рассматривая сто обложек с голыми бабами. Я помню, была серия "Антидевственница", и там на корешке был серийный знак, голая сиська в профиль. Боевики тоже были, конечно, но я их обложки не помню, сиськи их вытеснили.
"Интеллектуальная литература" продавалась где-то отдельно - помню, как в калининградском "Детском мире" я купил "Убийство Гапона", это был репринт какого-то эмигрантского издания, почему-то тогда было много репринтов про интимную жизнь царей и про Распутина.
Короче, несколько лет был прямо ад, а потом в 95 году появилось Эксмо, и через какое-то время, когда они уже много Марининой издали, в витринах ларьков появились эксмошные "Тени исчезают в полдень", "Судьба", "Ивушка неплакучая", "Цыган" и прочее, и реально было чувство, как будто немцев прогнали и снова наши в городе. Я тогда себе сильно подкосил литературный вкус.
Кстати, в Зеленоградске книжный все там же, прошлым летом мы туда заходили с семьей, там теперь много Пеуновой.