А вот сюжет для целого блокбастера на модную постколониальную тематику.
Это судьба Тасяна Теина - первого в мире (возможно и последнего) эскимосского кандидата наук, археолога, этнографа, поэта и писателя.
Теин родился в 1938 году в Наукане. Наукан на тот момент был самым восточным поселением в Азии, эскимосский поселок располагался на самом носу мыса Дежнева. Через год после рождения Теина мыс Дежнева включили в состав треста Дальстрой - лагерно-промышленной империи НКВД на Северо-Востоке.
Теин, как и поколения его предков, занялся зверобойным промыслом. Но с 1954 года власти начали выселение древнего Наукана, википедия пишет, что это было связано со стратегическими планами в связи с реальностью Третьей Мировой (из Наукана до Аляски буквально рукой подать).
Это сильно ударило по бывшим науканцам, которых раскидали по всей Чукотке, но Теин не спился, а поступил в Анадырское педучилище, однако в нем преподавали только другой, не науканский эскимосский диалект, а потом и его перестали, остались лишь русский и чукотский.
Уже став учителем Теин принялся бороться за сохранение языка и культуры науканских эскимосов. Из-за этого Теину дали по шапке как эскимосскому националисту и он, чтобы уже с авторитетной позиции бороться за эскимосское наследие, поступил в Магаданский педуниверситет.
После университета Теин работал учителем на острове Врангеля, участвовал во множестве археологических экспедиций, выпустил несколько книг, даже вальсы писал.
И постоянно пытался возрождать интерес к эскимосской культуре, например реанимировал национальные праздники, но для соплеменников это было чистой экзотикой и долбославием.
А кандидатскую Теин защитил только в 1991 году уже когда работал в Северо-Восточном комплексном НИИ, крупнейшем научном учреждении на Северо-Востоке. Туда его привлек легендарный магаданский археолог Диков, но пишут, что Диков не очень относился к Теину и интересовался лишь наличием в штате НИИ живого эскимоса, потому и защитился он так поздно.
Теин даже стал прототипом одного из героев Рытхэу, знаменитого чукотского писателя. Но персонаж был комический, Рытхэу считал, что северянин не может быть этнографом, мол он отделяется от корней и перестает быть своим для соплеменников. Рытхэу был чукотский почвенник.
А может дело и в чукотском субимпериализме. Пока не пришли русские и не споили всех одинаково - чукчи были пруссаками северо-восточной Азии и гоняли эскимосов в хвост и гриву.
Единственная внятная биография Теина (я, в основном на ее основе и пишу этот пост) вышла в малоизвестном литературно-художественном журнале "Мир Севера", ее написал главред "Литературной России" Вячеслав Огрызко, который был знаком с Теиным.
Но даже там не сказано когда именно умер Теин (а он умер, на сайте СВКНИИ его имя есть в списке умерших сотрудников).
Последние годы жизни Теин провел, судя по всему, в магаданской психбольнице. Почему он там оказался я не знаю.