НЕТЭКОНОМИКИ И ТРАНСПОРТ
Как я уже написал, у неолибералов (далее НЛ) и рыночных парвоконсерваторов (РПК) арсенал мер ограничивается только "оптимизацией", которая превращается в нисходящую спираль самосбывающихся прогнозов: плохо -- "оптимизируем" -- становится ещё хуже -- ещё "оптимизируем". А деньги они готовы давать только на "прорывные" проекты вроде технопарков или транспорта в крупных городах.
На вопрос, почему посёлок они считают бесперспективным (если откинуть визуальные впечатления), отвечают, что там "нет экономики". Под этим подразумевается, что денежный оборот в нём складывается из а) зарплат бюджетников администрации и школы б) отходников в) родственников, присылающих деньги. А все местные бизнесы работают на обслуживание их и привоз потребительских товаров.
Считается, что "есть экономика" -- когда есть предприятие, продающее что-то вовне.
У меня нет данных, однако скорее всего нетэкономики сейчас в большинстве населённых пунктов, и даже любой спальник в крупном городе -- тоже в таком же состоянии. Но спальник, хотя и требует серьёзных расходов (коммунальные сети, дороги), не считают зоной бедствия, а если и обращают внимание на проблемы -- то только на транспорт, благоустройство или преступность.
Однако с точки зрения экономики -- доходов и деятельности -- спальник отличается от депрессивного ПГТ Мишелёвка только тем, что жители спальника сильно вовлечены в экономику большого города, а в ПГТ -- очень слабо.
Но Мишелёвка находится недалеко от городов -- до Усолья-Сибирского 45 минут на машине, до Ангарска час, до Иркутса -- два. До ближайшей станции ЖД вообще 20 минут, только по плохой дороге.
Поэтому напрашивается довольно простое и дешёвое решение, как вовлечь больше людей в "большую" экономику -- улучшить транспортную связность. Для этого не надо стрить автобан, достаточно отремонтировать 14 километров дороги и положить асфальт -- это будет стоить менее миллиарда (судя по тендерам на ремонты дорог в области), а лет 20 будет служить. В расчёте на жителя ПГТ и соседних сёл это 5500-7000 рублей на человека в год.
И вторая вещь, которая требуется -- это автобус. Рейсовый автобус до Усолья-Сибирского с интервалом в 1-2 часа будет стоить 40-60 млн рублей в год, при этом обслуживая не только жителей посёлка, но и других, по пути (Средний, Мальта, Тайтурка). Даже если жителям Мишелёвки раздать проездные бесплатно, отчасти автобус сможет окупаться. Это ещё 6-10 тыс. рублей на человека, не считая выручки автобуса.
Итого получается порядка 15 тыс. рублей на человека в год. Много ли это? Бюджет Иркутской области тратит около 86 тыс рублей на одного человека.
Причём эти деньги будут работать на самых активных, которым правые стараются помогать: проще будет мелким предпринимателям и отходникам. А также проще станет приехать к родственникам тем, кто переехал в райцентр или в город.