Size: a a a

2020 January 04
Urban Geek
МУРИНО И ИЖЕ С НИМ:
ГЕТТО ИЛИ НЕТ?

Когда Вкусвилл начал свою экспансию на петербургский рынок, первые магазины он открыл именно в так называемых гетто. Которые формально даже не Петербург. Тогда я обратил на это внимание, удивился и запомнил. Но даже не думал, что кто-то кроме меня этот любопытный факт отметил.

Уточню, что Вкусвилл для неизбалованного Петербурга не какая-то там сетевая Пятерочка, а практически престижная Азбука вкуса. Такой магазин крепкого среднего класса. И появление его первым делом в Мурино — в петербургских реалиях практически признание компанией Вкусвилл престижности района! Сейчас в Мурино три магазина Вкусвилл, на Парнасе два, на спально-муравейном Комендантском аж 9 штук, есть магазины в Кудрово и, прости господи, в Новой Охте.

Я надеюсь, вы понимаете, что называя какой-то район гетто, это слово не употребляют всерьёз. Оно всегда в не обозначенных кавычках. Всерьёз можно максимум сказать «потенциальное гетто». Но, зная, какие условия жизни в России, у нас таким «потенциальным гетто» является практически вся страна. И речь сейчас идёт не об этажности домов.

Так что же теперь, если Мурино не гетто, то оно — хорошо? Нет. С точки зрения градостроительства ничего хорошего тут нет. Такие районы являются градостроительной ошибкой, грубым нарушением базовых принципов пространственного развития города, что для современного городского планирования, проектирования и строительства не допустимо. К сожалению, несмотря на крики о любви к городу, ревностное желание сохранить наследие и строить в несуществующем «петербургском стиле», Петербургу эти принципы неведомы.

Запомните. Градостроительная ошибка это не БЦ Ренессанс Холл и не новая сценка Мариинки. Это даже не памятник Петру и не Москва-сити. Градостроительная ошибка — это безосновательное раздувание города вширь: намывные территории на Ваське, Парнас и другие новые спальные районы по периметру города. Так что в Петербурге из года в год мусолят и хейтят, я бы сказал, мнимые градошибки, а реальные почему-то замалчивают, только лишь отплёвываются в их сторону: «гетто». Лучше бы вместо этого вспомнили о том, что город должен расти внутрь, тем более когда его потенциал не реализован. Больше пользы будет.
источник
2020 January 05
Urban Geek
Ты! Да, именно ты!

Тюленишь после новогодних праздников? Помоги (лже)науке! Тем более это не очередной скучный опросник, а быстрая игра в ассоциации. Сплошное веселье!

Правила просты: я называю архитектурный стиль - вы называете здание в Петербурге, с которым он у вас ассоциируется. Здесь важно отключить голову, не рефлексироваровать, не пытаться быть оригинальным, а назвать именно то, что первым приходит в голову. Правильных ответов нет - есть паттерны, которые хочется выявить.

Какие из этого можно будет сделать выводы? Самые далеко идущие, вот увидите! Но для этого, как полагается,
нужна большая выборка - поэтому прошу репоста (молю, требую, заклинаю)!

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSekyd0wVlNxvwqK_hTZmlwWFRPhpQ-3o40c0Wz7zmXdtnXakw/viewform
источник
Urban Geek
Если что, тут Гавр Малышев ворвался 👆🏻 Все вопросы к нему.

Ваш Urban Geek.

UPD. Подписи к постам настроены)
источник
2020 January 07
Urban Geek
20.12 Аргун, Гудермес, Нихалой, Ушкалой
#путевыезаметки

Чечня - это балаговская Дылда. Обязательно посмотрите этот фильм перед поездкой. Без спойлеров - он про послевоенные травмы, сложности перехода к мирной жизни, и очень помогает настроиться на нужный лад - не воспринимать и тем более не оценивать происходящее базируясь на собственном опыте. То, что для вас - китч, треш и безвкусица, для местных может быть выстраданным символом мира, постулатом благополучия, ещё не достигнутого, но такого желанного.

Итак, что же такое чеченский город. Во первых, он расположен на равнине. Да, в этой горной стране нет ни одного горного города - намеренная политика Российской Империи, вызванная, с одной стороны, соображениями логистики, с другой - удобством контроля за населением. "Горцы непобедимы в горах, но на равнине, если что, можно будет просто разбомбить все в каменный век" - примерно такая была логика, чисто колониальная. Всего городов в Чечне пять, мы постелили четыре из них.

Въезды в город всегда оформлены арками-стеллами в виде чеченских сторожевых башен, с портретами вождей и каким нибудь лозунгом. Состоит город из следующих частей - частный сектор, Беркат и Сити. Да, кое-где могут попадаться микрорайоны, но сколько нибудь значимое их количество только в столице. Давайте по порядку.

Сити - типичнейший пример карго-культа, жемчужина капрома, витрина кадыровского режима, главный объект гордости местных и то, что делает города Чечни непохожими на другие (и друг на друга). Это комплекс высоток (которые хочется назвать небоскребами, хотя до неба там далеко, конечно - обычно самая высокая башня этажей 20). В Сити обязательно присутствие главной городской мечети, которая как правило выполнена в псевдовизантийском стиле, под Турцию. Исключение - Аргун, мечеть в нем футуристическая, с тремя минаретами (не по канону!), и вообще очень крутая, православной архитектуре недостает такой смелости. В самих же "небоскребах" - офисы, гостиницы, арендное жилье, рестораны и прочие радости городской жизни. Высотки каждого города уникальны и формируют полноценный ансамбль, работая именно в сочетании. Ночью Сити подсвечивают так, что глаз начинает дёргаться за несколько километров. Сити кричит нам: "мы - мирный преуспевающий регион, и вообще почти Штаты!" Дылда.

Беркат (с чеченского "изобилие") - это рынок. Здесь же расположен, как правило, автовокзал. Рынки Чечни гораздо более упорядочены, чем в Дагестане, однако и тут можно купить все, что угодно.  На Беркате также присутствуют дешёвые едальни. Сюда ходят обсудить новости, покушать, потусить и только потом купить что-то. Очень движовое место.

Частный сектор - то, что занимает абсолютное большинство городской площади. Как я уже писал, это интересные типологически дома-каре, выходящие на улицу глухим кирпичным забором и формирующие внутренний двор. Дома добротные, кирпичные, похожие один на другой. Единственное, что может отличаться - ворота, их здесь любят так же, как в Дагестане.

Чеченский город в целом чист, ухожен и спокоен, и в этом похож на города Беларуси (а ещё количеством портретов вождя, только, в отличии от Беларуси, чеченский вождь триедин: Отец-Ахмат, Сын-Рамзан и Святой Дух-понятно кто). Вот только полное отсутствие в этом городе политической жизни, отсутствие у горожан рычагов воздействия на власть - делают этот город сейчас декоративным, превращают его в большой апарт-отель. Мы пускаем вас пожить тут, но за самовольную перестановку мебели грозит штраф. По-сути, сейчас чеченский город - не предмет коллективного взаимодействия, а продукт одного человека. Ничего, я уже вижу, как тиски разжимаются, и горожане забирают город себе. Ох и интересно, что же тогда будет.

Но, посмотрев Гудермес, Аргун и чуть-чуть Грозный, мы наутро отправляемся в Чечню исконную - в горы. Сперва - Нихалойские водопады. Ожидая приятную прогулку в единении с дикой природой, мы оказываемся шокированы чеченской хозяйственностью: вход 100 рублей, отменная туристическая инфраструктура: туалеты, дорожки на металлических настилах, люди. Это не умаляет красоту водопадов самих по себе, но полностью убивает
источник
Urban Geek
тот опыт приключения, выпадения из реальности, за которым мы пришли. Приходится взламывать - находим сломанную лестницу и спускаемся по обледеневшим остаткам ступней в потрясающей красоты каньон, преодоление обостряет восприятие.

Затем - Ушкалойское ущелье. Здесь нас ждут две сторожевые башни-близнецы, вмонтированные прямо в скалу. Зрелище, которое в Дагестане заставило бы меня писать кипятком, здесь омрачается наличием нового модного отеля, мостика со стеклянным полом, смотровой площадкой с качелями, людьми. Взломать туристический загон тут не выходит, и мы едем дальше. Я корю себя за эгоизм, но ничего не могу с собой поделать, туристифицированность Чечни меня удручает. Вот это челлендж для проектировщика - сохранить при создании инфраструктуры место для индивидуального, интимного опыта.

По плану дальше - Цой-Педе, город склепов, гигантское средневековое кладбище. Но ночь слишком быстро накрывает горы, и мы решаем заночевать по дороге в Итум-Кали. Робкие попытки хуцпы ни к чему не приводят, и мы находим гостевой дом в трёх километрах, где за 1000 рублей с человека будет и душ, и чай, и отдых от изматывающих разговоров. Насчёт последнего мы ошибаемся, и слава богу.

Ну а пока мы идём до гостиницы, сотрясая ночные горы, звёздное небо и шакалов в кустах песнями Муцураева из колонок.
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
2020 January 08
Urban Geek
ТЕМЫ И ПЕРСОНЫ 2019 ГОДА

Помимо интереса к Татарстану, Алвару Аалто и Нарве – Ивангороду, для меня в ушедшем году было несколько главных урбан-тем и связанных с ними персон.

Соучаствующее проектирование в Петербурге

Наконец-то в городе реализовано соучаствующее проектирование, не просто его отдельные фрагменты, а полностью весь процесс от и до, включая реализацию проекта (набережная Карповки). Все как по учебнику Генри Саноффа (советую кстати прочитать его книгу, переведённую и изданную Проектной группой 8, если ещё не прочли).

После была работа над формированием запроса горожан для концепции парка Тучков буян. И пусть здесь я подозреваю имитацию демократии и игру в соучастие, в которую нам позволили поиграть, это все равно хорошая возможность взглянуть на город с уникальных ракурсов. Ну и помечтать, что когда-нибудь такая демократическая процедура, как сочувствующее проектирование, будет применяться в России повсеместно и всерьёз.

Эта тема, пожалуй, самая глобальная, и с ней связана первая персона 2019 года — Оля Мнишко, координатор инициативной группы «Друзья Карповки» и встреч по парку Тучков буян. Она занимается вовлечением горожан. Я знаю, что там работала и работает целая команда, но Оля является её лицом. Она стоически проводила встречу за встречей и исключительно положительно реагировала на весь негатив, с которым ей пришлось столкнуться. Её имя для меня сейчас синоним соучаствующего проектирования в Петербурге. Слышишь «соучаствующее» — отвечаешь «Оля», слышишь «проектирование» — говоришь «Мнишко».

Парк Тучков буян

Это следующая тема, которая вытекает из предыдущей. В Петербурге появится парк Тучков буян, в очень важной для города локации, и крайне важно с этим не налажать. Поэтому здесь снова применяется соучаствующее проектирование, и снова здесь на передовой Оля Мнишко и её команда. Тема получит развитие в наступившем году.

Угроза сноса СКК

Подготовка в демонтажу выдающегося примера советского модернизма последовательно продолжается, без всяких разрешений и несмотря на протесты. Официально там ремонтировали кровлю до 01.12.2019, а фактически уже уничтожили всю внутреннюю отделку здания и часть внешней. Сейчас инстанции футболят обращения и пишут отписки, уже даже не выдумывая какие-либо оправдания. Были опасения, что в новогодние праздники СКК под шумок сравняют с землёй, но здание пока стоит.

К сожалению, ситуация с СКК замалчивается. Чтобы добиться огласки, я и другие люди обращались куда только можно. Полноценно отреагировал только The Village, подготовив и выпустив хороший материал. Некоторые другие в той или иной форме упомянули о проблеме. До Варламова не достучаться, а сильные локальные сообщества или не реагируют, фактически поддерживая снос, или заняты своими делами и не могут / не хотят повлиять на ситуацию.  

Капиталистический романтизм / лужковская архитектура

Однозначно одна из самых горячих тем года, которая началась чуть раньше, но развилась, не побоюсь сказать, до федерального масштаба, именно в 2019. Финальным аккордом стало ее активное обсуждение после ухода из жизни бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Но кашу заварили питерские ребята: подхватили московские начинания Даши Парамоновой и масштабировали их на Петербург, тем самым открыв страну для капрома, а капром для страны. Здесь я солидарен с Яном Гордеевым, автором телеграм-канала «Архитектурасы». Поэтому персоны года для меня, бесспорно, Александр Семенов, Даниил Веретенников и Гавриил Малышев — авторы термина «капиталистический романтизм». Признаюсь, я поклонник того, что творят эти трое. Парни, вперёд. В Питере скучно, задайте жару и в новом году.
источник
Urban Geek
СНОСИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ: КАПРОМ, ГРАДОШИБКИ И ПРЕЗУМПЦИЯ ЦЕННОСТИ

Шок-сенсация. Случилось кое- что невероятное. Архитектор эпохи капрома признал термин «капиталистический романтизм» и использует его! Слушайте первое в своём роде интервью на канале @klizmaromantizma. Избранные выдержки из него ниже.  

«Архитектура капиталистического романтизма — необходимый этап, который нужно было пройти».

«Никакого ленинградского (петербургского) стиля нет — это бред».

«В период капрома был прекрасный заказчик с точки зрения творчества. У здания два автора: заказчик и архитектор».

«В 90-х появилась индивидуальность. Можно было принимать решения».

«Архитектура должна отстояться 100 лет. Потомки решат, что с этим делать». Тут сравнивается Зингер и Ренессанс Холл. Очень сомнительно, что последний простоит столько и не развалится (чисто с точки зрения качества строительства), а вот Зингер другое дело: и сто лет, и ещё столько же.

И опять разговор зашёл о градостроительных ошибках, что накладывается на мой недавний пост. Настоящая градошибка — не постройка, облицованная керамогранитом и остеклённая зеркальным синим стеклом, а бесконтрольное разрастание города вширь, тогда как его имеющийся потенциал не реализован.

Итог интервью очевиден: сносить нельзя, помиловать. Каждое здание должно иметь право на презумпцию ценности (это уже я придумал).

P. S. В конце интервью любопытная деталь о новом петербургском стадионе: какое госведомство и почему повлияло на его проект.
источник
Urban Geek
Декабрь 2019-го.

Медведев: "Как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу вам сказать, что, конечно, по моим ощущениям, эти 10 км/ч - они очень часто на машине не "ловятся" даже самим водителем". По его мнению,  снижение нештрафуемого порога с 20 до 10 км/ч будет просто поводом для того, чтобы штрафовать большое количество людей в той ситуации, когда у них нет намерения нарушить правила дорожного движения. "Иногда на спидометре этого даже не видно, особенно когда речь идет о машинах не очень новых. Я на самом деле считаю, что вот эти 10 км/ч - непонятно, чуть-чуть нажал на педаль, и все".

Колокольцев: "В начале 2019 года МВД выразило свою позицию против снижения администрируемого порога с 20 км/ч до 10 км/ч".

Пресс-секретарь председателя правительства РФ: "Дмитрий Медведев действительно сомневается в целесообразности снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч, о чем председатель правительства РФ неоднократно говорил. Вряд ли в ближайшей перспективе решение о снижении нештрафуемого порога до 10 км/ч будет принято".

Турчак: "Единая Россия" провела широкую общественную дискуссию по этой теме. Большинство людей считают эту меру избыточной и не поддерживают ее. Поэтому "Единая Россия" не поддержит эту инициативу".

У граждан России, преимущественно Питера и Ленинградской области, прекрасно "ловится" превышение скорости на 10 км/ч с момента пересечения границы Евросоюза - Эстонии или Финляндии. Переезжая за пункт пропуска, они соблюдают даже не 90 и 60, а 80 и 50 км/ч и делают это лучше некоторых аборигенов.

Но стоит пересечь границу в обратном направлении, ограничение в 90 км/ч превращается в лучшем случае 109, а 60 - в 79. Или вообще без них.

Очень плохо "ловятся" на спидометре превышение на сложной дороге вдоль Сайменского канала (территория РФ, ограничение 60 км/ч). Послушные в Европе, по эту сторону границы граждане РФ "чуть-чуть нажимают на педаль". Ведь камер нет. И какая разница, что дорога узкая, извилистая и без освещения (регулярные дтп с легковыми и автобусами).

200 убийств за 365 дней, которые фиксируются в Питере в последние годы, - это уровень начала 1980-х, но без учета убитых на дорогах, где превышение скорости и выезд на встречку - основные причины.

Два школьника убиты вчера в Питере на пешеходном переходе автомобилем на повышенной скорости. По данным СМИ, у водителя в анамнезе 12 штрафов за превышение.

Но правительство РФ не видит необходимости наводить порядок со скоростным режимом на дорогах. Ведь граждане России неспособны "ловить" на спидометре превышение и контролировать правую ногу на педали акселератора.

Эстонцы способны, финны, даже русские по ту сторону. А у себя дома неспособны.

Регионы не могут менять локально административный кодекс. Но Законодательное собрание Питера, если его волнют не личные интересы спикера Макарова и лоббистов помельче, а благополучие народа, которым оно сформировано, должно предлагать не рюмочные и рекламу в кино ограничивать, а выступать с соответствующими с инициативами.

У 5,5 млн человек есть своя власть?

Но это же не стройка в Петроградском районе и не жизнь особых женщин.

http://T.me/mashmoyka/2256
источник
Urban Geek
Здесь не помогли ни шумовые полосы, ни жёлтые рамки, ни дублирование знаков на консолях, ни жёлтые мигалки. Всё это - бесполезный хлам, на который государство тратит огромные деньги, не интересуясь, даёт ли это какой-то эффект. При таких скоростях в принципе невозможно обеспечить безопасность движения, если это не автомагистраль, на которой люди могут находится только внутри автомобилей.

Но проблема в том, что пока в России остаются эти 60+20, городские улицы в принципе невозможно сделать безопасными. Известные меры по успокоению трафика рассчитаны на более низкие скорости движения и при таком скоростном режиме не работают. Мы можем заставить водителей не ехать быстрее 50 км/ч, рассчитывая дорогу именно на эту скорость, делая её физически непригодной для более быстрой езды, но если дорога рассчитана на 80 км/ч (именно на такую скорость в основном рассчитываются магистральные городские улицы), мы уже не сможем физически заставить их не ехать, скажем, 100 км/ч в свободном потоке, особенно при наличии нескольких полос. В этом диапазоне работают только камеры, но их невозможно повесить на каждом столбе, да и всегда найдутся те, кто на них просто не обращает внимания, собирая штрафы и не оплачивая их. Борьба с аварийностью на дорогах в России - не инженерная, а политическая задача. И мы к её решению совершенно не готовы.
#безопасность #скорость #транспортная_политика
источник
Urban Geek
Погибшие Миша и Настя жили неподалёку от места аварии: в соседних домах на проспекте Тореза.

Друзья говорят, что ребята были знакомы не так давно, около года — но очень близко дружили. Настя училась в 76-й школе и занималась тяжёлой атлетикой.

Видео аварии и последствий с нескольких ракурсов: удар был такой силы, что обломки машины сильно повредили проезжавшие мимо авто.

Тем временем водитель Киа задержан на 48 часов.
источник