Size: a a a

2019 December 29
Urban Geek
​​​​Нужны ли России новые города?

Тут DNS планирует построить новый город. Только зачем строить новый, если в России и так много городов уже существующих? Почему у нас принято не решать старые проблемы, а закрывать на них глаза и пытаться построить что-то новое? Ведь без опыта решения старых проблем, нет никаких гарантий, что уже в новом не будет повторения прошлых ошибок.

В этом конкретном случае, мы получим ещё один моногород, что никак не годится. И «дворы без машин, первые этажи с коммерческими площадями, лавочки с велодорожками» — это не лучшее, что есть в урбанистике. Лучшее, что есть в урбанистике — это люди, а не кирпичи. Город планируется в поле, и чтобы привлечь в это поле людей, нужно будет сильно постараться. У нас уже есть пример Сколково, где с этим привлечением очень сильно облажались.

Давайте не будем футуристами и максималистами, а будем реалистами с трезвой головой на плечах. У нас есть умирающие, страдающие, болеющие города, которые нуждаются в помощи и поддержке. Предлагаю не думать о поворотах сибирских рек, а заниматься реальными задачами.

Планируемый город на фото, подробности вот тут.
источник
Urban Geek
Очарование промышленных зон Москвы.

Территория Московского Электролампового завода. Попасть туда довольно сложно, несмотря на то, что там довольно много арендаторов. Цеха построены в 1916-1928 гг. и изначально проектировались для завода "Проводник". Многое упростили в процессе строительства, но архитектура и масштабы корпусов впечатляют

#моспромарт
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
ПОЧЕМУ В КАЗАНИ ЕСТЬ БЛАГОУСТРОЙСТВО, НО НЕТ «САПСАНА» ДО МОСКВЫ

Татарстан выглядит довольно прогрессивным регионом России. Тут обкатываются федеральные программы, множатся инновации, творится благоустройство. Но за всем этим скрывается очень консервативный и пропутинский регион. И местная молодёжь, которая читает фейсбук и смотрит оппозиционных блогеров, понимает это.

Поэтому Татарстан вынужден развиваться, и так, чтобы оставаться привлекательными для молодежи. Руководство республики старается показать себя современным, чтобы в Татарстане продолжали хотеть жить, а если и уедут за образованием — чтобы вернулись. На это направлена в том числе и масштабная кампания по благоустройству общественных пространств. Она как бы удерживает молодое поколение дома, в республике: не нужно вам в Москву, вот вам крутые парки и набережные, радуйтесь и не обращайте внимание на то, что живёте в регионе-единоросе. Это похоже на то, как в столице Собянин компенсирует свои градостроительные преступления благоустройством города. И снова Казань берет пример с Москвы, но на этот раз умело интерпретирует его в своих целях.

Вот почему Минниханову нужна Фишман. Молодая и современная, столичная и демократичная; не чиновница и не единороска; та, что даст отпор любой бюрократии и коррупции (видимо, это ей просто показательно «позволили») — в общем, то, что нужно молодому поколению. Она не просто создаёт что-то, из-за чего казанцам завидует вся страна. Она создаёт то, ради чего в Татарстане стоит оставаться. И при этом сама переехала сюда из Москвы и осталась. Москвичка играет за команду Казани, и это лучший пример для молодёжи, которые не знают, где быть в свои 25 лет. Так что, пока в Татарстане идёт программа благоустройства, единоросы у власти спокойны.

Но, казалось бы, как так — Казань, третья столица России, такой продвинутый город, и не соединён с Москвой «Сапсаном»? Не порядок, ведь это модно и современно. Ответ дала сама Фишман в своём интервью Forbes. И он удивительно совпал с моими мыслями.

«Если говорить про Татарстан, здесь люди живут у себя на земле, это в хорошем смысле nation state. Это люди, которые никуда не собираются уезжать, вне зависимости от того, сколько у них денег, где учатся их дети, — они хотят, чтобы это место оставалось их домом.
...
Я родом из Самары — и я как не понимала, почему я должна жить в этом городе (из которого я и уехала в 16 лет), так и не понимаю, зачем бы я вздумала туда возвращаться. А про Казань я понимаю, потому что люди, которые здесь живут, ощущают этот город своим домом. Для того, чтобы менялись российские города, там должны жить люди, которые хотят жить у себя дома. А для этого они должны чувствовать, что кто-то делает это пространство для них комфортным.

Наглядный пример — Нижний Новгород, прекрасный город, но оттуда поезд «Ласточка» ходит в Москву, поэтому огромное количество людей, у которых есть деньги и возможности, чтобы не жить в Нижнем Новгороде, в пятницу вечером садятся в поезд и оказываются в Москве, а утром в понедельник они едут работать в Нижний. И откуда у них мотивация сделать там хорошую медицину, хорошую школу, хороший магазин, если их жены с детьми все равно живут в Москве? Или дальше. И сейчас самая главная задача перед руководством таких городов — придумать, почему людям не нужно уезжать оттуда.

У нас часто по этому пути пытаются идти в истории нашей страны [перестают «поезда пускать»], но в долгосрочной перспективе это не работает. Нужно понять, в чем преимущество Нижнего Новгорода перед Москвой — и это самое сложное».

В общем, Казань боится, что при наличии более тесных транспортных связей с Москвой, доступных для молодёжи, эта молодёжь быстро и массово свалит в столицу, если не будет ощущать пропутинский Татарстан своим уютным домом. И здесь я вижу два варианта развития событий.
источник
Urban Geek
1. Т. к. «Сапсан» между Москвой и Казанью все ещё есть в задумках РЖД, и об этом то и дело заикается Путин, то Татарстан может рассчитывать на благоустройство и другие современные фишки как минимум до тех пор, пока «Сапсан» не будет запущен. То есть, благоустройство будет не всегда и однажды закончится; но молодёжь уже будет привязана к облагороженному дому и не уедет на скоростном поезде массово и безвозвратно в Москву.  
2. «Сапсан» Казань – Москва не будет запущен до тех пор, пока в Татарстане не благоустроят все, что можно, чтобы местные молодые люди навсегда забыли о возможном переезде из региона в столицу 😁 В этом случае благоустройство будет идти, а «Сапсан» не появится, пока статистика не покажет хороший результат не-уезда и возвращения молодежи.

В общем, в будущем нас ожидает окончание благоустройства Татарстана, каким мы его знаем. Скорее всего, это примерно совпадёт по времени с устойчивым отсутствием оттока молодых и возвращением уже уехавших, и, видимо, также с запуском «Сапсана» Москва – Казань (который лично я очень жду). Тогда будет комбо-победа Минниханова: одна молодёжь останется, другая вернётся; республика преобразится, и «Сапсан» появится; ну а власть в Татарстане останется в нужных руках.
источник
2019 December 30
Urban Geek
Смотрите, какая красота скрывается в совмодовском универмаге «Московский» на Комсомольской площади в Москве. Послезавтра наступит 2020 год, но в универмаге царит шалман 00-х. Удивительно, как среди этого сохранились оригинальные детали.
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
Вы могли видеть этот универмаг с платформ Казанского вокзала, особенно с тех, откуда идут поезда непосредственно в Казань. Он выглядывает своими брутальным объемами из-за красного кирпичного здания.
источник
Urban Geek
Когда десигнер нарисовал спички, а потом проектировщик посчитал сечение колонны 🤷‍♂️ Но плитку это не оправдывает.
источник
Urban Geek
Проект и реализация. Найдите отличия. ТПУ «Верхние Котлы» в Москве
источник
2019 December 31
Urban Geek
16.12 Махачкала.  #путевыезаметки

Вы когда нибудь пробовали чудУ? Мы - да, и утверждаем: на одном чуду два человека могут прожить целый день. Проверьте как нибудь.

Сегодня был день изучения постиндустриального города. Ну то-есть вообще-то не пост-, а вполне себе без-, сколько нибудь крупной промышленности здесь никогда не было.  Основа махачкалинской экономики - малый бизнес. Своя лавка, кафе, салон красоты - то, что кормит городских жителей Дагестана. С этим связано несколько занятных явлений:

1. Гаражная коммерция. Где взять торговую площадь, за которую не нужно платить? Присмотритесь повнимательнее, может быть вы живёте на первом этаже или у вас есть гараж. Это мы привыкли, что торговля должна располагаться на большом транзитном потоке, здесь, видимо, все работает иначе. Сложно объяснить, как выживают магазины в гаражах в глубине микрорайона, кто ходит на обед в пристройку к дворовому фасаду хрущевки, но этот формат тут процветает. Видимо, это все сила прочных социальных связей - ты заходишь не в случайный магазин, а к конкретному человеку. Торговля, кажется, покрывает город ровным слоем. Интересно построить карту плотности сервисов здесь.

2. Однако это вряд-ли возможно - есть стойкое ощущение, что большинство этих сервисов нелегальны. Главная улика - здесь не принимают карточки. То есть совсем нет. Это может быть вполне достойное заведение или "сетевой" супермаркет, но максимум, что вам предложат - скинуть переводом на Сбербанк. Не будьте лошками вроде нас, берите наличку, короче.

3. Детский труд. Малый бизнес - дело семейное, и родители не гнушаются привлекать своих кровинушек к работе. Работающих детей можно встретить и в ресторанах, и на стройках. Рассказывали, что зачастую это работает как вакцина от эмиграции из Дагестана - дети предпринимателей растятся как наследники семейного бизнеса, и их просто не отпускают в Москву за образованием, например. Сейчас все ещё идёт период первоначального накопления капитала, жутко интересно, во что выльется это через несколько поколений. Махачкала станет городом беспечных бюргеров?

Из других интересностей сегодняшнего дня - примеры уплотнения застройки. Махачкалу можно назвать уплотняющимся городом. Если вы видите какой-то пустырь - приезжайте через год, и вы его не найдете. Здесь цветут все цветы нового урбаниста: и инфиллы (заполнение пустот между зданиями), и всевозможные надстройки-пристройки, и уплотнение фронта). Идёшь такой по очередной капромовской улице, и тут понимаешь, что когда-то это был широкий зелёный бульвар, а за нагромождением новостроя прячется старый хрущевский фронт.

Кстати, о капроме - его тут так много, что ты перестаешь его замечать. Город по-сути создавался бесконтрольно в 90ые-10ые, он и есть целиком воплощение той эпохи, но. Но то, за что мы любим капром в Питере - смелость, дерзость, диалог с прошлым: здесь не читается. Ещё раз отмечаю для себя, как важен контекст - капромантичное здание из Махачкалы, будь оно перенесено в Питер, заставляло бы меня визжать от восторга, но на своем месте оно вполне органично, почти скучно. Здорово, однако, наблюдать за капиталистическим метаболизмом - чисто дагестанское явление, когда готового здания вдруг становится мало, и его начинают наращивать. Город живёт здесь и сейчас, пока ещё не думая о будущем, и уже забыв про прошлое.

Прошлое же, Порт-Петровск, дореволюционная Махачкала, встречается отдельными ошмётками и производит всегда впечатление неуместного артефакта - как ты тут оказалось?

Есть правда Шанхай - отдельная история. Несколько кварталов натуральных старинных трущоб, в самом центре, с улочками шириной в метр, все как положено. Власти давно хотят его снести, но боятся социального взрыва - люди не захотят переезжать из центра в многоэтажки: первый этаж, пусть и в трущобе - залог успеха их микробизнеса. Вот и что с этим делать? Условия жизни, вроде бы, ужасные, но оказывается у людей может быть своя шкала ценностей, отличная от модернистской.

Махачкала - фактически, единственный город-миллионник, и самый населенный город, где никогда не было трамвайного движения. Вообще, нормального обществен
источник
Urban Geek
ного транспорта, скажем прямо. Есть тут троллейбус, но подвижной состав устаревший, да и сеть маршрутов не очень. На улицах города безраздельно властвуют газельки, те самые, оранжевые, ми-ми-ми. За проезд передаём. Зато город оказался удивительно комфортным для велосипедистов!

Здесь нет ни одной велодорожки, но мы промчались через весь город без проблем - уж не знаю, в чем дело, но велосипедистов тут уважают. Нам ни разу никто не просигналил, даже самые дорогие машины не пытались нас подрезать, прижать к обочине. Были и неловкие моменты, когда мы собирали небольшую пробку, поскольку водитель не решался нас объехать. Может быть здесь действует этот голландский закон, что в аварии велосипеда с автомобилем всегда виноват второй? Или просто велосипедисты здесь - явление сверхредкое, люди не понимают, что это за существо и чего от него ожидать?

А ещё, купили Оле хиджаб, ассимилируемся ускоренными темпами (пап, я уже 6 лет как совершеннолетний дагестанец, м? Как там дом, строится?).

И из псевдонаблюдений - чем центробежнее регион, тем грандиозней в нем музей "Россия моя история".

Завтра в горы.
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник