16.12 Махачкала. #путевыезаметки
Вы когда нибудь пробовали чудУ? Мы - да, и утверждаем: на одном чуду два человека могут прожить целый день. Проверьте как нибудь.
Сегодня был день изучения постиндустриального города. Ну то-есть вообще-то не пост-, а вполне себе без-, сколько нибудь крупной промышленности здесь никогда не было. Основа махачкалинской экономики - малый бизнес. Своя лавка, кафе, салон красоты - то, что кормит городских жителей Дагестана. С этим связано несколько занятных явлений:
1. Гаражная коммерция. Где взять торговую площадь, за которую не нужно платить? Присмотритесь повнимательнее, может быть вы живёте на первом этаже или у вас есть гараж. Это мы привыкли, что торговля должна располагаться на большом транзитном потоке, здесь, видимо, все работает иначе. Сложно объяснить, как выживают магазины в гаражах в глубине микрорайона, кто ходит на обед в пристройку к дворовому фасаду хрущевки, но этот формат тут процветает. Видимо, это все сила прочных социальных связей - ты заходишь не в случайный магазин, а к конкретному человеку. Торговля, кажется, покрывает город ровным слоем. Интересно построить карту плотности сервисов здесь.
2. Однако это вряд-ли возможно - есть стойкое ощущение, что большинство этих сервисов нелегальны. Главная улика - здесь не принимают карточки. То есть совсем нет. Это может быть вполне достойное заведение или "сетевой" супермаркет, но максимум, что вам предложат - скинуть переводом на Сбербанк. Не будьте лошками вроде нас, берите наличку, короче.
3. Детский труд. Малый бизнес - дело семейное, и родители не гнушаются привлекать своих кровинушек к работе. Работающих детей можно встретить и в ресторанах, и на стройках. Рассказывали, что зачастую это работает как вакцина от эмиграции из Дагестана - дети предпринимателей растятся как наследники семейного бизнеса, и их просто не отпускают в Москву за образованием, например. Сейчас все ещё идёт период первоначального накопления капитала, жутко интересно, во что выльется это через несколько поколений. Махачкала станет городом беспечных бюргеров?
Из других интересностей сегодняшнего дня - примеры уплотнения застройки. Махачкалу можно назвать уплотняющимся городом. Если вы видите какой-то пустырь - приезжайте через год, и вы его не найдете. Здесь цветут все цветы нового урбаниста: и инфиллы (заполнение пустот между зданиями), и всевозможные надстройки-пристройки, и уплотнение фронта). Идёшь такой по очередной капромовской улице, и тут понимаешь, что когда-то это был широкий зелёный бульвар, а за нагромождением новостроя прячется старый хрущевский фронт.
Кстати, о капроме - его тут так много, что ты перестаешь его замечать. Город по-сути создавался бесконтрольно в 90ые-10ые, он и есть целиком воплощение той эпохи, но. Но то, за что мы любим капром в Питере - смелость, дерзость, диалог с прошлым: здесь не читается. Ещё раз отмечаю для себя, как важен контекст - капромантичное здание из Махачкалы, будь оно перенесено в Питер, заставляло бы меня визжать от восторга, но на своем месте оно вполне органично, почти скучно. Здорово, однако, наблюдать за капиталистическим метаболизмом - чисто дагестанское явление, когда готового здания вдруг становится мало, и его начинают наращивать. Город живёт здесь и сейчас, пока ещё не думая о будущем, и уже забыв про прошлое.
Прошлое же, Порт-Петровск, дореволюционная Махачкала, встречается отдельными ошмётками и производит всегда впечатление неуместного артефакта - как ты тут оказалось?
Есть правда Шанхай - отдельная история. Несколько кварталов натуральных старинных трущоб, в самом центре, с улочками шириной в метр, все как положено. Власти давно хотят его снести, но боятся социального взрыва - люди не захотят переезжать из центра в многоэтажки: первый этаж, пусть и в трущобе - залог успеха их микробизнеса. Вот и что с этим делать? Условия жизни, вроде бы, ужасные, но оказывается у людей может быть своя шкала ценностей, отличная от модернистской.
Махачкала - фактически, единственный город-миллионник, и самый населенный город, где никогда не было трамвайного движения. Вообще, нормального обществен