
Немного статистики по мессенджерам — с уклоном в доходность.
Line
Line Corp, владеющая мессенджером, торгуется на бирже, что удобно с точки зрения аналитики — компания обязана раскрывать свои показатели.
К концу 2015 года Line имела около 215 млн. MAU (monthly active users). Сейчас этот показатель в районе 220, так что будем считать, что оперируем практически актуальными данными.
Чтобы понять, как это бьется с общим числом зарегистрированных юзеров, копнем чуть в прошлое. В 4 квартале 2014 у Лайна было 560 млн. регистраций и 190 млн. MAU. При этом рост MAU за 2014 составил 40 млн. а регистраций — около 200 млн. Таким образом корелляция регистраций с активными юзерами — 1 к 5.
С различными поправками примем общее число зарегистрированных юзеров в Лайне на 2016 год в 1 миллиард.
За 4 квартала 2015 компания сгенерировала выручку примерно в $1.2 млрд. Это не помешало ей закончить год с убытком в $89 млн., но это нас мало интересует. А интересует нас то, что в среднем, с одного активного пользователя Line генерирует примерно 5,5 долларов выручки, с зарегистрированного — около 1.2 доллара.
WeChat / Weixin
Китайский WeChat имеет на второй квартал 2016 года около 800 млн. MAU. Год назад было около 600 млн.
Любопытно: в апреле 2016 была запущена профессиональная версия WeChat: Enterprise Weixin — для тех, кто не знал, Weixin это китайский бренд Вичата.
Ближе к цифрам. За 2015 год Tencent (владелец WeChat) заработал около $9 млрд. долларов на покупках внутри WeChat и QQ (это китайская социальная сеть, которая тоже есть на мобильных, но она идет вторым номером — ситуация примерно как у ВК/ОК в рамках Mail.ru). Учтем два момента: соотношение аудитории QQ/WeChat около 1 к 1,5 в пользу второго, однако цифра выручки включает в себя desktop-based игры, интегрированные в QQ, что сильно перекашивает структуру выручки в их пользу.
В результате, осторожно предположу, что WeChat заработал за 2015 год около $4 млрд. внутри приложения (in-app purchases).
Соотнеся это с MAU в районе 600 млн. (среднее за 2015 год), получим цифру доходности с 1 активного пользователя равную 6,6 долларов. Это немного выше, чем у Line, но хорошо вписывается в общую картину.
Любопытно: на performance-based рекламе в фиде (новостной ленте) WeChat заработал за 2015 год около $1,5 млрд. — это примерно половина от всего рекламного дохода Tencent.
Резюмируя. Если мы будем брать нижнюю границу заработка с одного зарегистрированного пользователя мессенджера в районе 1 доллара и с активного пользователя в районе 4 долларов, можно предположить, что когда монетизацию активно начнут Telegram и Whatsapp, их выручка может достигнуть примерно таких значений:
WhatsApp: около 1 млрд. MAU — около $4 млрд. годовой выручки при активной монетизации.
Telegram: в 2015 году у Телеграма было около 60 млн. MAU, учитывая динамику, на данный момент может быть около 90 миллионов. Соответственно, внедри Телеграм монетизацию, его годовая выручка могла бы составлять до $360 млн.
Но, конечно, это все деньги, которых пока нет. Более реальные цифры — попробовать оценить рекламный рынок в мессенджерах.
Если мы возьмем заработок WeChat на рекламе в фиде ($1,5 млрд.) и разделим его на MAU, получим цифру в 2,5 доллара рекламных доходов.
Учитывая наличие фида и нативных форматов в WeChat, можно предположить, что при схожем количестве рекламы в Телеграм, можно было бы ориентироваться примерно на 1,5 доллара с человека worldwide. Но Телеграм у нас лидирует в довольно бедных Узбекистане и Иране, так что сбросим до 1 доллара.
Итак, теперь самое вкусное.
В России Телеграм имеет около 2,5 млн. MAU. Соответственно, потенциальный годовой объем рекламного рынка в российском сегменте потенциально равняется $2,5 млн. — 162 млн. рублей. Это если бы мы заполнили рекламой все и вся. Но цимес в том, что достижимы сейчас примерно 5% этой аудитории, использующие ботов и каналы. То есть от 162 миллионов в год мы берем 5 процентов — получается 8.1 миллиона рублей в год или 675 тысяч рублей в месяц.