Конечно, автор статьи в Forbes несколько утрирует, говоря о том что Приказ Минобрнауки о регламентации контактов российских ученых с иностранцами может подорвать реализацию программы "5-100", но дело не в частностях.
Невозможно не заметить, что дискуссия вокруг приказа не затихает - она приобретает новые оттенки и звучания, переходит границы коридоров университетов и академических институтов и смело шагает по редакциям авторитетных зарубежных и российских СМИ.
Я лично разговаривал по данному вопросу более чем с 30 ведущими российскими и зарубежными исследователями: среди них есть и те, кого руководство России давно признало "классиками" от образования и науки.
Можно однозначно констатировать, что проблема существует, и пока еще не удалось выработать для неё эффективного решения.
Возможно, было бы правильным организовать панельную дискуссию (в рамках одного из больших форумов), на которую пригласить как сторонников формулировок приказа, так и противников: представителей учредителя научных/образовательных организаций, ученых и исследователей, представителей университетов, экспертов (в том числе зарубежных), журналистов.
Как минимум - честный разговор позволит обеим сторонам лучше услышать друг-друга.
Потому что правда, что нормы приказа довольно давно применяются в диалоге российских учёных с иностранцами, и соблюдение этих норм является требованием не только Минобрнауки, но и другой службы.
Но так же правда - то, что руководство России стратегически и тактически ставит нашим науке и образованию амбициозные задачи, и проекты как "5-100" и НОЦы мирового уровня их хорошо иллюстрируют.
И в этой связи, безусловно, нужно искать компромисс между соображениями государственной безопасности и задачами научно- технологического лидерства.
https://www.forbes.ru/obshchestvo/385995-chest-mundira-protiv-gosinvesticiy-kak-minobrnauki-zalozhilo-minu-pod-dve