Интервью с Марией Шклярук, генеральным директором Центра перспективных управленческих решений (1/4)
Мария Шклярук, кроме руководства указанным Центром, также является академическим директором Центра подготовки руководителей цифровой трансформаци ВШГУ РАНХиС, а в 2016-2018 гг. была вице-президентом и руководителем направления «Институты и общество» Фонда «Центр стратегических разработок» - то есть полноценным соавтором Майского указа. У Марии традиционно высокий уровень доверия от Сергея Кириенко и Алексея Кудрина. Вместе с тем, она часто не соглашается с позициями политидеологов, за что имеет уважение в экспертном сообществе.
Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: Наш разговор с Марией Шклярук, генеральным директором Центра перспективных управленческих решений. Добрый день.
«Цифровой прорыв» - это же не только название большого конкурса, это и вызов, который сегодня стоит перед массой руководителей по всей России. Не секрет, что цифровых компетенций не сказать, что катастрофически не хватает, но не хватает. И это именно то, чем вы занимаетесь. Расскажите, пожалуйста, про ваше видение, каких компетенций сегодня не хватает?
Мария Шклярук, генеральный директор Центра перспективных управленческих решений: Первый такой шаг, который мы делаем, года мы в принципе объясняем, какие технологии, почему это называется «промышленная революция», почему называется «цифровая экономика», это такая первая вводная.
Дальше мы очень много работаем с навыками, которые необходимы людям в этой новой цифровой эпохе. Работа с большими массивами информации, клиентоориентированность – это очень важно, потому что для госслужащих, не смотря на все усилия последних лет, очень сложно принять историю вообще с клиентами, что граждане – это и клиенты, что клиентами могут быть и сами госслужащие, когда внутренние процессы оптимизируются. В принципе, мы все знаем МФЦ – вот как-то с МФЦ, с сотрудниками МФЦ, которые не госслужащие, там они вежливые, помнят, что их забота о клиенте – это важно, а за ними есть ещё большая госслужба, которая как раз ни сотрудников МФЦ не воспринимает как клиентов, ни воспринимает такими же гражданами. Вот это одна из главных задач – заставить увидеть клиента, и вообще вот этот образ мыслей поменять, который очень важен в цифровую эпоху, на то, какую ценность я даю своими действиями, какую ценность я даю цифровыми решениями.
Другое – это умение работать в команде. Как ни странно, это тоже очень сложно, потому что обычно чиновники сидят у себя в кабинетах, иногда по 2-3 человека. У них 2-3 человека, они как-то ещё общаются, между кабинетами взаимоотношений практически нет, между департаментами нет взаимоотношений, между министерствами, это опять порождает такие функциональные колодцы, в которых что-то происходит, а что происходит по горизонтали, никто не знает. А в цифровой экономике задача того же госуправления – это работать в плоских командах, работать в аджайле, то есть в небольших командах, с навыками визуализации данных, с навыками рассказа о цифровых проектах, PR, public relations, отношений с гражданами, как объяснять, с проблемами информационной безопасности, чтобы обеспечивать защиту тех данных, которые происходят. Вопроса набора команды правильного, подбора, работы с такими людьми, как здесь, на Хакатоне.