Еще месяц назад «мама!» Даррена Аронофски выглядела эдаким вторым «Черным лебедем». Ну как же, как же. Трейлер обещал, что главная героиня на протяжении фильма будет методично сходить с ума — а разве не это происходило с балериной Ниной Сойерс? Есть seductress, не сулящая ничего хорошего; мужской персонаж раза в два старше; элементы хоррора, в конце концов.
А потом ты смотришь фильм — и понимаешь: нет, никакой это не Black Swan. Это все тот же «Ной» — фильм, о наличии которого в фильмографии Аронофски иногда хочется забыть: настолько это многомиллионное (по бюджету дороже «Пи», «Реквиема по мечте», «Фонтана», «Рестлера», «Черного лебедя» и «мамы!» вместе взятых) библейское фэнтези кажется там неуместным. Кажется, режиссер и сам это понимает, поскольку свой новый «экзерсис» на старую тему решил сделать потоньше: спрятал религиозные аллюзии (+++ посыл, что природу хорошо бы беречь) в складках психологической драмы. Тут, конечно, можно было бы по-снобски вздохнуть, мол, и чего было напускать туману — все же очевидно! Только вот я смотрела «маму!» в одном зале с людьми, которые после показа возмущались, что фильм — полнейшая ерунда, а сами они ничего не поняли. Так что нет — очевидно не для всех. Поэтому я все-таки позволю себе кратко и очень спойлерно (!!!) обрисовать сюжет.
Итак, что мы имеем:
Есть Бог, который Творец. Есть мать-природа, собственноручно обустроившая рай на земле. И если природе в этом Эдеме хорошо, то Бог, кажется, откровенно скучает — и потому страшно рад, когда на пороге дома появляется Адам. Правда, радость длится недолго: следом за супругом приходит Ева, и вместе парочка нарушает ЗАПРЕТ — разбивает кристалл, символизирующий, видимо, плод с древа познания добра и зла 🍎🐍. Больше раздосадованный, чем разгневанный, хозяин дома решает изгнать грешников — и вот уже их старший сын Каин убивает их младшего сына Авеля. На поминках (смягчившийся Бог разрешает устроить их у себя) гости ведут себя настолько безобразно, что начинается своего рода ПОТОП — и главные герои наконец-то остаются вдвоем. Но окрыленный новостью о беременности жены персонаж Хавьера Бардема пишет поэму — и с нее стартует культ бога; в доме царит хаос (по канону: болезнь, война, голод, смерть), разрушается/растаскивается все то, что так старательно создавала мать-природа. Во всей этой суете главная героиня рожает-таки ребенка. С ним, конечно, интересно: с одной стороны, это сын божий, с другой — очередной дар матери-природы. Хотя судьба у младенца в любом случае незавидная. И если Бог предсказуемо прощает людям смерть своего отпрыска, то разгневанная мать мстит, все к чертям взорвав. Только это впустую: Бог вытаскивает у умирающей возлюбленной сердце — и история повторяется
В англоязычной прессе по отношению к фильму неоднократно употребляли словечко mess. Да, ощущение мешанины есть, но, по-моему, виной ему — дьявольская пляска камеры. А вот с сюжетом все даже как-то слишком понятно — и потому, не желая верить, что совы — то, чем кажутся, начинаешь искать сокрытый смысл. Может, все фильмы Аронофски — про религию/Бога? Взять уже упомянутую Нину из «Черного лебедя»: хотела, значит, добиться совершенства — то есть уподобиться понятно кому. Или Даррен снял фильм про фильм? Вот он сам, творец, берет на главную роль молодую актрису; та выкладывается на полную, стараясь во всем угождать. На свет появляется их общее творение — и сперва культивирующие режиссера зрители жаждут увидеть новинку, но потом набрасываются на нее с кулаками, а гнусный CinemaScore выставляет ленте F. Актриса опустошена и истощена, а режиссер уже приглядел себе в следующий проект другую. Из которой тоже выжмет все соки, ага.