Сегодня нам
напомнили, что 25 лет назад прошёл первый тур выборов президента России 1996 года. Тех самых выборов, которые могли бы заложить в России традицию демократической сменяемости власти. Но не срослось.
По итогам голосования в первом туре победу официально одержал олицетворявший российскую демократию
Борис Ельцин (35,28%), который более чем на 3% опередил лидера КПРФ
Геннадия Зюганова (32,03%). На 3 месте с отставанием в более чем два раза оказался легендарный герой Приднестровья
Александр Лебедь (14,52%). За ним шли ещё 8 кандидатов.
Существуют многочисленные факты, доказывающими фальсификацию ельцинской победы в первом туре, но особенно – во втором. Второй тур (3 июля) оказался вообще провальным с точки зрения соответствия демократическим стандартам. И многие по окончании голосования готовы были встать на защиту демократии и настоящего победителя этой кампании Зюганова. Однако лидер КПРФ оказался слабовольным лидером, предпочтя сдать победу ельцинистам, чтобы потом четверть века пудрить избирателям мозги про «антинародный режим» и утраченные достижения советской власти.
Среди фальсификаторов ельцинской победы оказался и Татарстан. Наша республика с точки зрения реальных настроений избирателей всегда входила в «красный пояс», то есть была одним из тех регионов, где предпочтение отдавалось коммунистам. И эта традиция была сильна. (Не зря, кстати, татары, в отличие от тех же башкир, 100 лет назад принимали самое активное участие в установлении и удержании советской власти. Башкиры же в годы гражданской войны во главе со своим продажным лидером
Заки Валиди бегали из одного лагеря в другой, меняя белых на красных, и наоборот.)
В первом туре голосования 25 июня 1996 года победу в Татарстане одержал Зюганов. Но во втором туре 3 июля власти республики не оплошали и подсчитали голоса так, как нужно было Москве. Впрочем, победа Ельцина оказалась довольно грязной, на местах ещё не научились грамотно фальсифицировать волеизъявление. Поэтому покойный лидер татарских коммунистов
Александр Салий после выборов, имея на руках множество доказательств, пытался оспорить результаты второго тура. Но у него, естественно, ничего не получилось. Зато республика укрепила статус одного из фаворитов в глазах ельцинского режима, чем и пользовалась много лет спустя.
На фото: победители президентских выборов 1996 года.