Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 16
Научно-образовательная политика
Для студентов с Tele2 - «Другие правила»

Практико-ориентированный подход, привлечение работодателей в процесс подготовки будущих специалистов, а также широкое вовлечение студентов в проектную деятельность - приоритетное направление развития для многих университетов сегодня. Своим кейсом с НОП поделился Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева.

В рамках совместного проекта вуза с компанией Tele2 проводится конкурс на соискание именной стипендии Tele2. Студенты, которые приняли участие, представили инновационные проекты по 5 направлениям: «Мобильное приложение для тебя», «Мобильный оператор для студентов», «Вызовы для бизнеса в условиях пандемии», «Новые инструменты для продвижения бренда Tele2» и «Другие правила».

«Студенты продемонстрировали высокую вовлеченность и большой творческий потенциал. Все разработанные кейсы достойные и в дальнейшем смогут найти практическое применение в телекоммуникационной отрасли, поэтому членам жюри было непросто выбрать лучших из лучших», - подчеркнул директор филиала Tele2 в Пензе и Саранске Юрий Камалов.

Как отмечает руководство университета, проведение стипендиальной программы – только первый шаг на пути развития партнерских отношений Мордовского университета и компании Tele2 по подготовке специалистов в сфере телекома.

Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П.Огарева специально для НОП:

«1 октября 2020 года был дан старт юбилейным мероприятиям, посвященным 90-летию Мордовского университета. В их числе - стипендиальная программа компании Tele2. Подобный конкурс - отличная поддержка для талантливых студентов: ребята развивают способности к исследовательской и проектной работе, получают ценные навыки публичных выступлений, презентуя идеи и аргументируя свою позицию. Все эти компетенции сегодня востребованы бизнесом и очень пригодятся студентам в будущем!»
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Консорциум водородных технологий разворачивается и масштабируется

Первый в России Консорциум водородных технологий создан в ноябре 2020 года. Его учредителями стали Томский политехнический университет, Сахалинский госуниверситет, Самарский технический университет, Институт проблем химический физики РАН, Институт катализа СО РАН, Институт нефтехимического синтеза РАН.

К апрелю 2021-го к работе консорциума присоединились ИТМО, УрФУ, Казанский энергетический и Казанский технологический университеты, РХТУ им. Д.И. Менделеева, ФИЦ химической физики им. Н.Н. Семенова, Институт проблем нефти и газа РАН, ТНЦ СО РАН и другие НИИ. Заинтересованность проявляют МФТИ, МИСиС, Санкт-Петербургский морской технический университет и еще ряд ведущих вузов.

Вчера в первом заседании Совета индустриальных партнеров консорциума на площадке Томского политеха участвовали представители 19 крупный компаний. Среди них, например, «Газпром нефть», TGE Gas Engineering, InEnergy, «Северсталь», ТМК, КАМАЗ, СИБУР.

А сегодня там же, на платформе ТПУ, спецпредставитель Президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков провел первое заседание Наблюдательного совета водородного консорциума. Он избран председателем совета (секретарем – врио ректора ТПУ Андрей Яковлев).

«В стране есть ряд площадок по водородной тематике, созданных на уровне государства. Однако нам надо иметь взгляд не только сверху, но и от индустрии и университетов. Необходимо место, где бы формировались проактивные исследования и разработки. Консорциум и должен быть такой площадкой», – сказал Дмитрий Песков, открывая заседание.

Андрей Яковлев, который также является сопредседателем Координационного совета консорциума, отметил: «В этом году мы планируем сконцентрироваться на выделении технологических барьеров, препятствующих развитию водородной энергетики в стране. Через понимание этих барьеров мы выйдем к концу 2021 года на общую программу исследований и совместные проекты с компаниями».

Эти планы поддержал заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов:

«Предлагаю поставить перед консорциумом две основные задачи: сфокусироваться на развитии технологий, в том числе экспорто-ориентированных, для промышленности и транспорта и вести работу по выявлению технологических барьеров и поиску их преодоления».

На совете выступили также руководитель Центра компетенций технологического развития ТЭК РАЭ Минэнерго Олег Жданеев, руководитель департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки Павел Форш.

Президент РАН Александр Сергеев считает, что водородная энергетика – тема, однозначно достойная для выхода на самые высокие правительственные уровни, где обсуждаются и одобряются программы технологического развития страны.

«Здесь я хочу сослаться на опыт академии. У нас последние два года активно действуют советы по приоритетным стратегиям НТР. Они отобрали около сотни проектов и сквозных программ. Из них были сформированы пять комплексных научно-технических программ (КНТП), по которым начало фиксирования запланировано на этот год. Каждая программа включает в себя большое число проектов внутри. И водородная энергетика может стать такой программой. Мне кажется, что нам можно было бы попробовать этот инструмент».

Индустриальные партнеры представили на заседании свои «водородные» планы, интересы и говорили о вызовах, стоящих перед бизнесом. Выступили и представители исполнительной власти регионов – Новосибирской, Томской и Самарской областей, Санкт-Петербурга.

Сейчас формируются совместные рабочие группы по конкретным прикладным направлениям – и это уже практическая часть работы.

К 2022 году в регионах уже появится первые пилотные проекты в области водородной энергетики и сетевые образовательные программы подготовки инженеров и исследователей, а к 2024 году консорциум намерен создать единую цифровую среду проектирования водородных комплексов, которая объединит ученых, инженеров и всех участников производственной цепочки.
источник
Научно-образовательная политика
Состоялся первый Совет индустриальных партнеров Консорциума водородных технологий

Томский политехнический университет
, как один из учредителей консорциума, стал коммуникационной площадкой для совета.
В заседании участвовали 19 компаний – членов совета, которые представили свои «водородные планы».

Илья Павлов, руководитель венчурных проектов по водородной энергетике ПАО «Северсталь»:

Нам водород интересен прежде всего для снижения углеродного следа наших технологических процессов. Интересны и небольшие проекты по получению водорода. Наша площадка в Череповце может стать пилотной для отработки технологий.

Константин Беляев, замдиректора ПАО «Трубная металлургическая компания»:  

В рамках консорциума мы готовы принять активное участие в разработке технического решения для безопасного хранения больших объемов водорода, ориентируясь на нормы и проектные модели, применяемые в России.

Об интересах компаний и вызовах, стоящих перед бизнесом, на заседании также рассказали представители ПАО «Газпром нефть», TGE Gas Engineering, InEnergy, ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», ПАО «КАМАЗ», СИБУР, «Росатом Оверсиз».

В качестве перспективных направлений компании отмечали водородные топливные элементы, транспорт, хранение водорода.
Свои компетенции и технологии на заседании представили 16 университетов и институтов РАН.

Андрей Яковлев, врио ректора ТПУ, сопредседатель Координационного совета консорциума:

Нам удалось наладить коммуникацию внутри научного сообщества, работающего в области водородных технологий. Следующим шагом станет формирование рабочих групп с участием представителей компаний и научных организаций по конкретным направлениям.

Сегодня состоится первое заседание Наблюдательного совета Консорциума водородных технологий.
Трансляция https://www.youtube.com/watch?v=-WJ72NAe0hs
источник
Научно-образовательная политика
На открытии XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит в НИУ ВШЭ ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что нынешний кризис имеет серьезные экономические последствия, однако его природа не экономическая: кризис не является ни структурным, ни циклическим. Вследствие этого восстановительный рост будет зависеть прежде всего от хода пандемии.

― Год назад прогнозы были гораздо более пессимистичными, чем оказалось на самом деле. Сейчас прогнозы более оптимистичные, однако все они основаны на том, что будет отскок ― классический восстановительный рост, не требующий инвестиций. Экономики будут восстанавливаться, но новые волны пандемии будут тормозить динамику, ― считает Владимир Мау. ― Мы вряд ли можем сказать, когда восстановительный рост завершится: это будет зависеть от темпов вакцинации, приобретения коллективного иммунитета и целого ряда других факторов».

Рассуждая о дальнейшем развитии ситуации, Владимир Мау обозначил пять возможных сценариев, связанных с глобальными трендами и их влиянием на Россию:

•  Сценарий первый: возвращение к докризисному уровню и новая нормальность
•  Сценарий второй: экономический рост с последующим циклическим кризисом
•  Сценарий третий: экономический рост, поддерживаемый методами современной денежной теории
•  Сценарий четвертый: стагфляция в логике 1970-х годов
•  Сценарий пятый: рост в условиях высокой инфляции

При этом, по словам Владимира Мау, усиление роли государства ― важнейший тренд. Сегодня все, включая Фрэнсиса Фукуяму, провозгласившего в 1989 году наступление эры либерализма и «конец истории», вернулись к идее «большого государства».

Читайте подробнее о сценариях развития ситуации и роли государства на сайте РАНХиГС.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В Минпросвещения рассказали, что выделяют субсидии губернаторам для использования в том числе в муниципальных нуждах, а также прямые гранты соискателям. Главы регионов в рамках федеральных проектов, входящих в нацпроект «Образование», могут обратиться к министру Сергею Кравцову за средствами на следующие цели:

1) «Современная школа» — обновление материально-технической базы в образовательных организациях, центры образования естественно-научной и технологической направленностей в сельской местности и малых городах, детские технопарки «Кванториум», доплаты классным руководителям, горячее питание;

2) «Успех каждого ребенка» — на центры выявления и поддержки одаренных детей, современные управленческие и организационно-экономические механизмы, на физкультуру и спорт в сельской местности и малых городах;

3) «Цифровая образовательная среда» — оснащение школ компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, на центры цифрового образования;

4) «Молодые профессионалы» — на центры опережающей профессиональной подготовки.
 
Прямые гранты могут получать юридические лица и индивидуальные предприниматели:

1) «Патриотическое воспитание граждан» — на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий в сфере патриотического воспитания;

2) «Современная школа» — на психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощи родителям (законным представителям) детей;

3) «Молодые профессионалы» — на создание (обновление) материально-технической базы;

4) «Кадры для цифровой экономики» — на предоставление онлайн-доступа к цифровым образовательным ресурсам и сервисам.
 
Кроме того, Сергей Кравцов готов поделиться нацпроектными деньгами в рамках федпроекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». А в рамках госпрограммы «Развитие образования» можно получить средства на благоустройство зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации. Также действует адресная инвестиционная программа, в рамках которой от Минпросвещения возможно получить софинансирование капитальных вложений в объекты государственной/муниципальной собственности.
источник
Научно-образовательная политика
«Новая социалка»: инициатива и договор

Президент Владимир Путин провел совместное заседание Президиума Госсовета и Агентства стратегических инициатив. Это событие является ключевым при доработке социальной части Послания Президента. Формат «новой социалки» (Национальной социальной инициативы) глубоко интегрирован в формирование «Нового общественного договора» как части разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития. Руководит этой группой вице-премьер Татьяна Голикова.

К этим трем актором социальной политики – Правительству, губернаторскому корпусу и АСИ – добавляется также ОНФ, который наравне с Агентством стратегических инициатив и Госсоветом является важным элементом сквозных механизмов единой системы публичной власти. Важно подчеркнуть, что новое качество госуправления напрямую коррелирует с трансформациями отношений власти и общества, а следовательно – в итоге должно подвергнуть изменениям и сам социум.

Владимир Путин сформулировал несколько критериев, которому должно соответствовать государство в новом общественном договоре. Именно по качеству услуг в социальной сфере люди часто судят о власти в целом.

Трансформация работы государства ведется по двум направлениям. Первое – «переход от принципа «государство работает с документами» к принципу «государство работает с человеком», как это определила со ссылкой на постоянно звучащую от президента целевую установку Светлана Чупшева.

Второе – переход от примата процесса оказания услуги к качественному изменению состояния человека (а не просто факта совершения бюрократических действий). В итоге человек должен решить свою ситуацию – например, получить работу или высокотехнологичную медицинскую помощь, записать ребенка в сад или школу.

Именно эта проактивная и удобная для получателя забота государства является фундаментом нового общественного договора: лояльность к политике в обмен на расширенную и эффективную социальную поддержку и гарантию доступности и простоты решения различных ситуаций.

В социальных вопросах в полной мере реализуется новый платформенный подход – государство становится единой цифровой платформой, в которой должна быть обеспечена бесшовность взаимодействия органов и организаций различного уровня и ведомственной принадлежности.

Владимир Путин несколько раз повторил ключевые требования: минимум бюрократии, максимум интеграции информационных систем. В практическом плане, как рапортовали губернаторы, это приводит к интеграции и оптимизации документов, запроса сведений без участия заявителя.

Социальная сфера, пожалуй, в самой большой степени делегирована региональным властям – и здесь требуются особые усилия от губернаторов и их управленческих команд. В этом смысле особую значимость приобретает именно формат Госсовета, где федеральные и региональные органы могут найти точки соприкосновения.

По выступлениям на заседании можно выделить следующую логику трансформации: «Эффективный регион» (как образец – программа Нижегородской области и Росатома, о которой докладывал губернатор Глеб Никитин) – «Цифровой регион» (тут лидирует Сергей Собянин) – «Регион заботы» (идеальное состояние, дополнительным мотиватором для достижения которого служит гражданское общество, НКО и волонтеры).

Единство платформы предполагает переконфигурацию инструментов влияния – этим вызван  акцент, что сделала Татьяна Голикова: «Важно, что те приоритеты, которые мы [Правительство] отрабатываем, пересекаются с теми инициативами (конечно, не абсолютно, это было бы очень странно), которые предлагает АСИ». У каждого из акторов есть свои претензии – важно в рамках нового общественного договора  самому государству выработать эффективные схемы работы, без «искрения», жертвами которого, как правило, становятся именно простые граждане.

Призыв к чиновникам «ногами» проходить жизненные ситуации одновременно является и запросом на изменение их образа мысли, отход от практики решения своих личных проблем «по звонку».

Совещание и последующие поручения задают именно тот формат «новой социалки», который получит отражение в Послании Президента Федеральному Собранию.

Стенограмма.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в  Донском государственном техническом университете (ДГТУ) проходит визит председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимира Гамзы.
 
На встрече с ректором ДГТУ Бесарионом Месхи обсуждается вопрос сотрудничества Торгово-промышленной палаты с Южным научно-образовательным центром (ДГТУ, по поручению губернатора Ростовской области Василия Голубева координирует работу по созданию ЮНОЦ мирового уровня).

Владимир Гамза для НОП:

ТПП России поддерживает проект создания Южного НОЦ в Ростовской области. Мы готовы вместе сформировать методику проведения экспертизы экспортно-ориентированных проектов в сфере агроиндустрии и современного сельхозмашиностроения по стандартам ESG. Совместно с Советом ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, возглавляемым Константином Бабкиным, мы прорабатываем механизмы перехода к рациональной и низкоуглеродной модели производства, транспортировки, хранения и потребления продуктов питания.

Уже сегодня необходимо перестраивать технологические цепочки в агропромышленной, энергетической, пищевой индустрии и сельхозмашиностроении.
Нам не хватало такого партнера, как ДГТУ – технического вуза с масштабными возможностями предпринимательской экосистемы, центра развития науки и образования. У нас есть все шансы, для того чтобы наладить взаимовыгодное сотрудничество по двум направлениям. Во-первых, это Южный НОЦ. Стоит отметить, что мы впервые поддерживаем подобный проект. Во-вторых, мы вместе на базе ДГТУ планируем создать инновационно -инвестиционную площадку.

Бесарион Месхи для НОП:

Уже сейчас многими развитыми странами в качестве мер охраны окружающей среды, обеспечения собственной потребительской безопасности и защиты локальных производителей вводятся рыночные и административные механизмы, связанные с ограничениями выбросов парниковых газов, в том числе торговля углеродными квотами, повышение тарифов на импорт продукции с высоким углеродным следом. Это создает угрозы многим экспортно- ориентированным отраслям российской экономики, и в первую очередь экспорту российского АПК, который является одним из основных источников дохода нашей страны.

ТПП РФ и вузовское сообщество – это площадка для диалога с бизнесом вне политики. Совместно мы сможем сформировать экспертную экосистему для наукоемких проектов участников Южного научно-образовательного центра, успешно реализовать программу ЮНОЦ, направленную на увеличение доли отечественных технологий и продуктов на мировой арене, достижение передовых позиций в ключевых для юга России отраслях и подготовку кадров, компетентных в решении крупных научно-технологических задач.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Космос в Нижнем

В год 800-летия Нижнего Новгорода вспомнили про местный планетарий имени Н. М. Гречко – на днях было объявлено о его тотальной модернизации с привлечением средств госкорпорации «Роскосмос» и компании Intel.

Нижегородский планетарий – один из старейших в стране, был открыт в 1948 году, став вторым после московского на территории СССР в целом. А первый кружок любителей физики и астрономии создали в Нижнем еще в 1888 году под впечатлением от увиденного солнечного затмения – для его наблюдения 7 августа 1887 года в город Юрьевец Нижегородской области прибыла целая целая экспедиция из ученых, писателей, фотографов и знати. Этот момент можно считать точкой отсчета развития профессиональной науки в регионе.

В 2021 уже общефедеральный Год науки, как нельзя кстати совпавший с круглой датой полета Гагарина и годом же юбилея Нижнего Новгорода, позволил масштабной инфраструктурно-реставрационной программе региона «зацепить» и планетарий, не обновлявшийся с открытия в новом здании с 2007 года. 

На реализацию мультимедиа- проекта удалось привлечь внебюджетные средства от Intel: после модернизации пространства Intel сможет проводить собственные лекции, экскурсии и мастер-классы в рамках академической программы подготовки молодых IT-специалистов и развития кадрового потенциала области.

В любом случае ситуация выглядит для команды губернатора Никитина и IT-компании как win-win: планетарий остается государственным и значительно обновляется, школьники и студенты региона получают доступ к современным технологиям в астрономии, а профильные кадры привлекаются в компанию, инвестирующую в область.

К слову, на плановую модернизацию зала «Астрономия», также согласно фандрайзинговым договоренностям региона, выделит средства «Роскосмос».

Ольга Петрова, Министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области отметила для НОП:

Приятно видеть, что и высокотехнологичный бизнес активно включается и проявляет социальную ответственность, создавая новые возможности для наших детей.

Инициатива губернатора Нижегородской области Глеба Никитина по модернизации планетария, поддержанная Госкорпорацией «Роскосмос» и компанией Intel, прекрасный пример такой работы. Уверена, что среди наших школьников есть будущие Королевы и Гагарины. Создавать условия для их развития – наша общая задача.
источник
Научно-образовательная политика
Человек, образование и труд в цифровом мире (1/3)

В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:

Капитал вырастает из потенциала, но потенциал должен обрести полезность. На этом стоит сегодняшняя экономика. Потенциал должен капитализироваться. Мы должны говорить о новом понимании человеческого капитала, включая способность управлять своими способностями. Структуры, в которые человек должен встраиваться, быстро меняются, поэтому появляется потребность в этой компетенции. Человеку приходится пересобирать свои навыки для нового рабочего места. Коллеги за рубежом называют эту характеристику «агентность». Именно она становится новым результатом образования. Сейчас стартует исследование совместно с университетом Стэнфорда, которое призвано ответить, где формируется эта агентность.

Запускается много образовательных программ в области предпринимательского образования, при том что наша институциональная среда этому не способствует. От этих программ мы должны ожидать не столько стартапов, сколько нового навыка у человека относиться к себе самому как ресурсу своего благополучия и благосостояния. Кроме того, появляется много программ по трудовой ориентации, не просто профориентации, программ проектного обучения и так далее.

Сегодня ведутся большие дискуссии про понимание успеха человека. Мы понимаем его сегодня шире - и как карьеру, и как благополучие. Как университеты обеспечивают этот успех? Если посмотреть на риторику вокруг университетов - там есть все, но идея успеха студента появляется случайным образом или не появляется вовсе.

Мы исследовали инструменты отсева. Для работ по объективной оценке стоит шире кооперироваться и с WorldSkills, и с Университетом 20.35, чтобы эту оценку видеть.

Еще один проект с Университетом 20.35 - доказательная цифровизация для успеха студента. Проект о том, как спроектировать цифровую образовательную среду, чтобы повысить успешность каждого студента. У нас есть данные и контракты, которые позволяют переходить от общих разговоров к конкретным трансформациям образовательной практики.

Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=MbN6m0N2Pro
источник
Научно-образовательная политика
Человек, образование и труд в цифровом мире (2/3)

В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.

Роберт Уразов, генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»:

В дискуссии об СПО очень часто прозвучат слова про подготовку под работотдателя - это мейнстрим, на который все ведутся. Человек, который не будет подготовлен под работодателя, погибнет и не будет востребован - это ложное, но популярное утверждение.

Что мы научились делать:
У нас своеобразный рынок труда, который не реагирует на квалифицированность человека и его умения. Из-за этого основное мерило нарушено. У нас нельзя мерить человека только по заработной плате. В качестве варианта, который используем мы, мы меряем те навыки, которые присущи человеку для той или иной профессии.

Почему выбран чемпион? Потому что это не точка, а движение куда-то дальше, находясь в соревновательных механиках, вы провоцируете цикл непрерывных улучшений, хоть он и неприятный. Как практика показывает за 4-5 лет чемпионская норма сваливается в среднюю норму.

Мерить умение человека способностью выполнять те или иные операции - это хорошо и эффективно, и мы научились, но это измерение подготовки, а не образования.

Многие нас критикуют нас за то что мы портим людей, накачивая их компетенциями, но мы образованием не занимаемся, это более широкий предмет.
Для нас, чтобы человек мог улучшить свою компетенцию, он вынужден расширять картину мира и в этом тоже есть воспитательная функция.

Второй проект - «Билет в будущее». Там заложена другая механика. Цель его - понять возможно ли привить человеку в школьном возрасте осознанность в выборе профессиональной траектории. Базовый вывод из проекта - мерить осознанность можно, однако осознанностью по отношению к своему профессиональному выбору в стране и среди взрослых, и среди детей обладают от 3,7% до 10% максимум. Это страшный вывод, который говорит о том, что массовые концепции, основанные на массовом предпринимательстве, имеют этот риск.

Человек перестает быть объектен, он все более и более субъектен как в экономике, так и в других отношениях. Поскольку он все более субъектен, все чаще ему нужно принимать решения самостоятельно. С точки зрения того, способны ли мы сейчас это массивизировать, большой вопрос.

Чем нам хотелось бы заниматься и чем мы пытаемся? Массовые предпринимательские умения являются характеристиками будущего, если вы этим не обладаете, то ваше будущее туманно, и вы становитесь ведомым звеном. То есть вы лишены самостоятельности, а значит, субъектности, вы вновь объект. Умение организовать самого себя - это умение, которым не обладает больше половины людей. Чтобы заниматься самозанятостью, нужно организовывать себя. Есть предположение, что это умение, которое нарабатывается человеком, в том числе в рефлексивном опыте.

Если мы к платформенной занятости и самозанятости отнесемся как к варианту, который позволяет более гибко регулировать трудовую занятость у людей, мы сможем получить интересный феномен. В чем он может состоять? Во-первых, это то пространство, где человек может прокачать свою предпринимательскую линию, начиная с самого простого до выхода в серьезные вещи. Мы часто говорим про практику студентов, например, производственную, но никогда не говорим про предпринимательскую практику и как-то считаем, что путем теоретических курсов мы накачаем человека и умением мыслить, и действовать.

Если мы всерьез возьмем программу платформенной занятости как инструмента массового применения предпринимательских умений хотя бы в отношении себя, мы вырастим искомый класс людей, возможно мышленческих аппаратов, которые нам нужны. Если мы сейчас мы займемся этим, то к 2030 году можем иметь 20 миллионов микропредпринимателей. При этом это будет белая занятость. Рынок труда сейчас как показатель успешности системы образования отсутствует.
источник
Научно-образовательная политика
Человек, образование и труд в цифровом мире (3/3)

В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.

Нина Яныкина, ректор Университета 20.35:

Крайне важно постоянно держать рамку и двигаться к логике «технологии для человека». Необходимо развивать человека и человеческий капитал всем тем масштабом технологических решений, которые сейчас на рынке проектируются и создаются, в том числе в рамках федпроекта по развитию ИИ.

Университет 20.35 при реализации образовательных программ с помощью ИИ ориентируется на рынок труда. Сейчас отрабатывается гипотеза, что на основе ансамбля алгоритмов и ИИ можно решить вопрос стыковки образовательной траектории и траектории развития человека с тем, какие запросы выдвигают работодатели и текущие реалии.

Мы создали ансамбль алгоритмов «Цифровая модель компетенций», используя наработки консорциума по доказательной цифровизации с НИУ ВШЭ. Мы также решаем задачу по актуализации профстандартов для рынка труда.

Если готовить студента не только рыночным реалиям навыков, но и по реалиям взаимодействия, то активная самостоятельность, проектное взаимодействие, осознанное проектирование своей деятельности имеют особое значений. Базовый рабочий инструмент - платформа индивидуальных траекторий развития человека, которая работает на ИИ.

Мы обучаем ИИ, который может создавать и предлагать траектории развития не только из внешних мерок или оценок человека, но и учитывая в качестве основы свободу его волеизъявления, его способность учиться на собственных ошибках. Все это работает на основе цифрового следа. ИИ может быть быстрым инструментом для развития человека, с его помощью сокращается разрыв между рынком труда и образовательными программами. Справиться с этими задачами может только ИИ, он учитывает целый ряд факторов для проактивной самостоятельной осознанной деятельности. Работа по цифровому следу и ансамблю алгоритмов показывает, насколько человек способен к реальной деятельности на основе работы платформы.
Мониторинг и удержание рамки состоит в том, что все действия по помощи человеку заключаются в его проактивной деятельности.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в Екатеринбурге вице-премьер Дмитрий Чернышенко и министр Валерий Фальков слушают отчёт Илона Маска о поддержке молодых учёных в России 👻🚀
источник
Научно-образовательная политика
НОЦы мирового уровня, кооперация губернаторов, университетов и бизнеса, поддержка молодых учёных:
этим пятничным вечером в Екатеринбурге у вице-премьера и министра много поводов для хорошего настроения.

Чего желаем всем читателям НОП!

to be continued
источник