Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 15
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
NICA и ее «отец»: матрица идей и ценностей

Директор Объединенного института ядерных исследований Григорий Трубников дал большое интервью приложению «Коммерсантъ Наука». В основном оно посвящено уникальному мегапроекту – коллайдеру NICA, но разговор шел не только о нем.

Ключевые идеи:

Смелость – придумать и воплотить уникальный проект.
Финансы – денег мало всегда, а ключевая проблема в дефиците идей и воли.
Реформы – назрели и были необходимы.
Научная дипломатия – позитивная основа международных отношений, которая должна существовать всегда.
Административный опыт – дает широту взгляда и воспитывает ответственность.
Бюрократия – крадет самый ценный ресурс – время.
Нынешняя молодежь – мотивирована вечным стремлением к поиску истины и при этом обладает уникальной способностью ориентироваться в информационных потоках.
Семья – главное: быть родителем, подавать пример, сохранять свободу воли у детей.

Подробнее: https://telegra.ph/NICA-i-ee-otec-matrica-idej-i-cennostej-04-15
источник
Научно-образовательная политика
Неотложные решения

Сегодня в Мастерской управления «Сенеж» прошло открытие V Всероссийского форума волонтёров-медиков, который откладывался несколько раз и  был по-настоящему долгожданным для участников.

Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», обращаясь к участникам, отметила важность новой компетенции лидера, которой обладают волонтеры:
Слово благодарность очень сильное по своей энергетике, это - дарить благо. Но слово доброволец не менее сильное по своей энергетике, когда мы что-то делаем по доброй воле: по доброй воле помогаем, по доброй воле рискуем своей жизнью, своим здоровьем, по доброй воле делаем счастливыми других людей, и это все делаете вы, это просто прекрасно. Много говорят про прошлый год, что он был серьёзный, суровый, полон изменений, но этот год показал нам, что мы можем быть вместе. И Мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» тоже присоединились к этой акции.

Раньше говорили, что хороший человек - это не профессия, мне кажется что сейчас в той новой действительности хороший человек становится как раз профессией, и это здорово.
Лидеры нового поколения просто должны творить добро, они должны быть сердечными, должны развивать этот свой интеллект. Много чего могут делать машины, и это прекрасно, мы живем в цифре, но они никогда не заменят тепло, улыбку, объятия.


Александр Бугаев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи, обратил внимание на значение работы волонтеров-медиков, без которых бы в пандемию никто не справился бы:

Вы работали в красной зоне, стали активом, мотором движения, это беспрецендентная вещь. Безусловно волонтерское движение везде внесло огромную роль в борьбе с пандемией, но такого, как у нас, не было нигде.

Волонтеры-медики отметили как поменялся формат форума, все чаще звучат вопросы, которые касаются политических решений.

Евгений Ревенко, заместитель Секретаря Генерального Совета партии Единая Россия, рассказал сегодня волонтерам-студентам об инициативе, которая поможет им в дальнейшем:
В прошлом году для тех, кто работает в ковидных госпиталях, начислялись баллы для поступления в ординатуру, мы считаем, что эту льготу необходимо сохранить. И сами волонтеры добивались этого, поднимали этот вопрос. Я могу сказать с уверенностью, что мы отстояли эту льготу. Мы добились сохранения этой льготы.

Волонтерская деятельность становится неотъемлемой частью жизни современного молодого человека, студента и занимает главные роли в социальном пространстве. Сегодня на открытии форума Артем Метелев, председатель Ассоциации волонтерских центров, поделился с волонтерами решением избираться в Государственную Думу Российской Федерации и подал заявление на участие в праймериз в режиме онлайн:

Я для себя понял, что у волонтеров, у молодежи, у тех, кто каждый день помогает людям, должны быть свои союзники, должны быть представители во власти. Мы вместе с командой за последние 7-8 лет создали много классных и важных для страны вещей, смогли поменять отношение к волонтерству, сделать его нормой жизни. Я считаю, что в нашей стране есть много всего хорошего, но, к сожалению, в ней не хватает социального комфорта. Я вижу, что силы моей, нашей команды всего волонтерского движения хватит на то, чтобы помогать делать страну более социально комфортной, а людей - более счастливыми, поэтому я решил пойти в Государственную Думу.

Значение волонтерского движения выходит на новую ступень на которой должны оказаться и образовательные организации, и научные.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Президент РУДН, Академик РАО, Председатель ВАК: Филиппову -70.

Владимир Михайлович, с днём рождения!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
​​Сегодня ректор Южного федерального университета Инна Шевченко отмечает день рождения.

Научно-педагогический коллектив университета, ассоциация выпускников ЮФУ поздравляют ректора:

«Мы уверены, что под Вашим руководством университет сможет успешно решить задачи формирования и реализации планов на предстоящие десять лет. Это потребует невероятной концентрации сил и ресурсов, анализа и научного предвидения, вовлеченности всех и каждого в решение общих задач.

В первые же дни Вашей работы в должности ректора Вам пришлось столкнуться с серьезными вызовами, связанными с пандемией, которые стали испытанием для всей системы высшего образования.

Под Вашим руководством были эффективно и оперативно решены проблемы перехода на новый формат работы с использованием всех преимуществ цифровизации, что позволило в полном объеме реализовать учебные программы и не потерять научную базу.

Под Вашим руководством Южный федеральный университет смог закрепиться в мировых рейтингах, доказывая всему сообществу свое полноправное лидерство и позиции в числе лучших университетов мира. А ученые и преподаватели ЮФУ с Вашей помощью и при Вашей поддержке совершенствуют свою деятельность для становления и развития университета в мировом научно-образовательном пространстве.

Выпускники университета востребованы и работают в самых разных отраслях, эффективно строят свою карьеру в регионе, в стране и во многих других странах мира. А достижения ученых университета высоко оценены на самых высоких уровнях и интегрированы в мировую исследовательскую повестку».


@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Серьёзный подход Telegram-коммуникации от МИФИ: 25 каналов!

https://t.me/mephi_of/620
Telegram
НИЯУ МИФИ
Официальный телеграм-канал МИФИ
@mephi_of

Неофициальный телеграм-канал МИФИ (Студенческий офис + Точка кипения)
@boilingmephi

Кипящий чат (о МИФИ и обо всём на свете)
@boilingchat

Канал для выпускников и о выпускниках
@alumniclubmephi

О трудоустройстве
@mephicareer


АБИТУРИЕНТАМ:

О поступлении
@priemmephi

О предпрофессиональном экзамене
@predprof_official

Предуниверситарий
Лицей 1523: @mephi_1523
Канал для поступающих в 1511: @entrant1511


ИНСТИТУТЫ НИЯУ МИФИ (Москва)
ИИКС: @icismephi
ЛаПлаз: @laplasmephi
ИФТИС: @iphtis_mephi
ИНТЭЛ: @nespi_mephi

ФИЛИАЛЫ НИЯУ МИФИ
Филиал НИЯУ МИФИ в г.Ташкенте: @uzmephi
БИТИ НИЯУ МИФИ (Балаково): @bitimephi
Неофициальный ИАТЭ (Обнинск): @boilingiate

Телеграм-каналы самоуправления
Студенческое научное общество: @snomephi
ОСО Озёрского технологического института (ОТИ): @one_oti

Это интересно:
Изобретай с ЛаПлаз: @pplaplas
Прикладная математика и информатика: @kaf31_mephi_abitur
Информационная безопасность: @kaf42_mephi_abitur

Каналы около МИФИ
Практическая информационная…
источник
2021 April 16
Научно-образовательная политика
Роскосмос прозондировал Русскую почву

В День космонавтики руководство Дальневосточного федерального университета и представители государственной корпорации «Роскосмос» перевели в практическую плоскость вопрос создания на острове Русский исследовательско-образовательного и инжинирингового космического центра. Его основными задачами станут развитие совместных проектов в космической отрасли и подготовка высококвалифицированных кадров.

12 апреля ДВФУ принимал у себя делегацию «Роскосмоса» во главе с заместителем генерального директора госкорпорации Михаилом Хайловым. Во время рабочей поездки состоялась встреча с ректором Никитой Анисимовым и представителями университета.

«Роскосмос» планирует развернуть в ДВФУ лаборатории для реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области использования результатов космической деятельности, в том числе приема и обработки данных дистанционного зондирования Земли. Согласно заключенному сторонами соглашению, совместная работа будет ориентирована на использование результатов космической деятельности, популяризацию этого научного направления и подготовку высококвалифицированных кадров для ракетно-космической промышленности.

Отметим, что проект ДВФУ и «Роскосмоса» реализуется в рамках исполнения поручения Президента РФ, согласно которому на острове Русский формируется современный высокотехнологичный инжиниринговый комплекс. Его задачами является создание комфортной среды для реализации инновационных проектов, тестирования и пилотного внедрения передовых разработок, в том числе в сферах робототехники, медицины и биотехнологии, космической деятельности, беспилотного и морского транспорта, экологии и других, размещение инжиниринговых подразделений, а также центров исследований и разработок ведущих российских технологических компаний и иных заинтересованных организаций.

Дмитрий Земцов, проректор по развитию ДВФУ специально для НОП:

«Технологии дистанционного зондирования Земли очень важно «приземлять» в университете. Это проекты, которые позволяют мониторить ситуацию, в том числе экологическую. Спутниковые данные и способы их анализа крайне важное направление. Это отчетливо показала ситуация с выяснением причин загрязнения побережья Камчатки осенью прошлого года, где активно были задействованы ученые нашего университета. Инжиниринговый центр, который мы открываем с «Роскосмосом», будет решать задачи по подготовке грамотных специалистов и формированию компетенций, чтобы технологии дистанционного зондирования Земли применялись в различных сферах».
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: принимая эстафету

Российский научный фонд, как и обещал, 15 апреля объявил о запуске конкурсов-правопреемников грантовых линеек РФФИ.

На реализацию проектов трех конкурсов в бюджете Фонда в 2022 году заложено более 3 миллиардов рублей.

Первый – конкурс малых отдельных научных групп («а» 2.0). Это полностью задельный конкурс. Общее число членов научного коллектива (вместе с руководителем проекта) составит от 2 до 4 человек. Для участия в конкурсе руководитель проекта должен иметь не менее пяти различных публикаций в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection или Scopus. Обязательным условием предоставления гранта является обязательство коллектива опубликовать не менее трех различных публикаций, содержащих результаты исследований по проекту и представить результаты исследований по проекту в виде доклада на очной научной конференции.

Размер одного гранта составит до 1,5 млн рублей ежегодно.

Второй – региональный (преемник аналогичного конкурса РФФИ). Общее число членов научного коллектива (вместе с руководителем проекта) составит от 4 до 10 человек. Для участия в конкурсе руководитель проекта должен иметь не менее восьми различных публикаций в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection или Scopus. Обязательным условием предоставления гранта является обязательство коллектива опубликовать не менее восьми различных публикаций, содержащих результаты исследований по проекту.

Размер одного гранта составит от 4 до 7 млн рублей ежегодно.

Предусматриваются несколько схем софинансирования из регионального бюджета.

Однако, РНФ объявил и третий конкурс – это гибрид «а» и регионального. Это Конкурс малых отдельных научных групп (совместно с регионами РФ) – все условия совпадают с обычным аналогом, а вот финансирование – совместно с регионами РФ. Впрочем, как и тематика проектов должна сопрягаться с интересами того или иного региона России.

В обоих региональных конкурсах есть требование о том, чтобы организация или ее филиал располагались на территории того самого субъекта федерации, с которым реализуется грант.

Во всех трех конкурсах предусмотрено квотирование мест для молодежи (возрастом до 39 лет) – их должно быть не менее 50% от общего количества членов научной группы.

Результаты конкурса малых отдельных научных групп («а» 2.0) будут утверждены по 31 ноября, финансирование стартует в 2022 году. Два других конкурса более растянуты по срокам – их результаты подведут к 1 марта 2022 года, тогда же стартует и финансирование.

Опубликование конкурсной документации вызовет очередную волну критики со стороны наиболее радикально настроенной части научного сообщества. Еще не раз мы услышим полные горести стенания о том, что российская наука (в очередной раз) подверглась разгрому аки Рим варварами.

Впрочем, эта точка зрения далеко не самая распространенная. В целом научное сообщество – как руководители, так и рядовые ученые – в общем-то счастливы, что объявлены новые правила игры.

Делать выводы о востребованности конкурсов только можно будет самое раннее – после окончания сбора заявок. И лишь после подведения итогов можно будет судить о качестве экспертизы. А до оценки результативности – еще как минимум полтора года. Именно поэтому самое здравое решение сейчас – всем желающим выбрать для себя наиболее подходящий конкурс, изучить требования, подать заявку. Это явно продуктивнее, чем стонать в соцсетях и заламывать руки, давая комментарии друг другу внутри одной очень маленькой, хоть и достаточно громкой тусовочки, которая имеет мало общего с основной частью научно-образовательного сообщества.

Информация о конкурсах, извещения и конкурсная документация: https://www.rscf.ru/news/found/obyavlen-priem-zayavok-na-novye-konkursy/
источник
Научно-образовательная политика
Он Чужой? Он плохой?

Человеку свойственно делить мир: на себя и остальных, на своих и чужих. Это свойство психики и мировосприятия создает очень интересное для изучения пространство образов, которые присутствуют в головах у людей.

Этот же процесс лежит в основе идентичности – то есть идентификации своих и чужих по каким-то признакам. Наиболее очевидные: раса, религия, этнос. Данные процессы можно не только изучать, их важно и нужно использовать в рамках социального проектирования.

Людям свойственно сплачиваться перед общей бедой – чем более глобальна угроза, тем сильнее по идее должны быть чувства общности. Таким вызовом стал коронавирус – который поражает людей, невзирая на их расу, пол, возраст, этнос, религию или страну проживания (за редкими эколого-климатическими особенностями). Но действительно ли общая угроза сплотила людей? Что изменил коронавирус в запросе на идентичность?

Также не является секретом и то, что российское государство очень много сил – особенно в последние годы – вкладывает в формирование национальной идеи, то есть – той самой российской идентичности. Сама по себе она является очень сложным и противоречивым конструктом, который испытывает на себе серьезное влияния других уровней и форм идентичности – в первую очередь, этнической и религиозной. Достижение стабильных, мирных и продуктивных межнациональных отношений является важной и непросотой задачей для государства.

Особенно богатым источником выступает интернет-пространство – здесь возможно формирование любых социальных групп, это территория, где люди могут быть самими собой либо же надевать абсолютно любые маски.

Тем более важны те исследования, которые изучают «воображаемые сообщества», присутствующие в сознаниях россиян, их представления об инаковости, те линии, по которым граждане проводят границу между «своими» и «чужими». Значимость этой темы была подтверждена Президентским грантом.

Сертификат кандидату исторических наук, доценту кафедры истории России Астраханского госуниверситета Растяму Алиеву вручил ректор Константин Маркелов. Ученый стал победителем в направлении «Социальные и гуманитарные науки». Его исследование «Компаративистский анализ доковидных и постковидных образов Воображаемого Чужого: моделирование на основе поисковых запросов россиян в сети Интернет». Процесс коммуникации разных культур приобретает новые формы, а расстояние между участниками диалога становится второстепенным. Взяв за основу данные поисковых запросов, исследователь может сформировать общие модели представления россиян о различных культурах с позиции проблемы инаковости.

По мнению ректора АГУ Константина Маркелова, исследование важно и для юга России, и для большого Прикаспийского региона.

Константин Маркелов, ректор АГУ специально для НОП:

«Опираясь на разработки АГУ, связанные с формированием образов инаковости, можно прогнозировать различные этнополитические ситуации, проводить их анализ и даже предупреждать и решать возникшие разногласия. А выявление изменений в восприятии из-за пандемии COVID-19 позволит увидеть, как трансформируются эти механизмы. В целом президентская поддержка вселяет уверенность во всех молодых учёных нашего университета и нацеливает на то, чтобы продолжать свою работу и получить признание».

Астрахань расположена в непосредственной близости от тех геостратегических регионов, где многие конфликты мотивированы как раз идентичностью – это Кавказ и Каспий. Именно здесь политика межнациональных отношений должна быть особенно точной и эффективной – а для этого необходимы серьезные научные исследования. Можно только поздравить и Растяма Алиева, и Астраханский госуниверситет, что они взялись за столь важную, но горячую и сложную тему.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Вчера в Минобрнауки РФ состоялось расширенное заседание рабочей группы по реализации мер, направленных на развитие молодежного предпринимательства.

Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ:

"Университеты следующего поколения немыслимы без подготовки предпринимателей. По поручению и при поддержке Правительства мы начинаем большое, ответственное и важное дело - развитие предпринимательства в университетах. Нас интересует технологическое предпринимательство как сердцевина предпринимательства в целом.

Было бы идеально, чтобы вузы готовили студентов, способных превращать знания в технологии и продукты. Когда в Минобрнауки запустили эту работу, почувствовали позитивный отклик от сообщества и поняли, что надо двигаться дальше.

Хочу еще раз подчеркнуть, эта идея включена премьер-министром Михаилом Мишустиным во фронтальную стратегию, поэтому двигаться к реализации студенческого предпринимательства нужно широким фронтом".

Денис Ковалевич, технологический предприниматель, председатель совета директоров группы компаний «ТехноСпарк», в рамках заседания отметил:

"Платформа университетского технопредпринимательства - это инициатива, которая призвана системно повлиять на уровень предпринимательства внутри и вокруг университетов, вывести предпринимательство на первый план.

В составе инициативы пять ключевых линий:
1. развитие предпринимательской культуры и компетенций у школьников и студентов,
2. формирование пилотной группы предпринимательских университетов,
3. предоставление студентам времени и капитала для первого предпринимательского эксперимента,
4. привлечение профессиональных инвесторов в ранние стадии стартапов, наконец -
5. стимулирование спроса как на новые продукты, так и на сами стартапы"

Специально для НОП Денис Ковалевич пояснил:

"Стоит отметить, что с декабря по март в ходе подготовки инициативы экспертами были детально рассмотрены более ста идей и предложений. Решение о фокусировке на пяти конкретных направлениях удара - это способ прорыва, или, в терминологии Координационного центра Правительства, - “disrupt”. Задача была в том, чтобы выбрать ограниченное число точек приложения усилий, за которыми стоят безусловно удачные российские и международные практики".

#НОПэксклюзив
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник